Спички Польше не игрушка



Спички Польше не игрушкаУ поляков есть поразительное качество – выбирать себе такое руководство, которое делает всё якобы на благо Польши, а выходит – исключительно во вред. Из недавних шагов можно вспомнить попытку Варшавы разместить на территории страны сразу две или хотя бы одну бронетанковую дивизию США. История получила неожиданное продолжение, которое заставило аналитиков задуматься над настоящими военными планами Польши.

Вместо «Форта-Трампа» – склад и разведчики


Как и предсказывали «АН», поляков ожидаемо обломали их американские сеньоры, у которых просто нет лишних войск для Польши. Как нет и желания их там размещать. По появившейся в польской печати информации, американцы отказали полякам и в дивизии, и в бригаде. Не помогло даже предложение назвать будущую базу «Форт-Трамп», да ещё и оплатить расходы по размещению войск (наверное, в кредит).

Да, разместить на территории Польши склады с боеприпасами или комплектом техники для перебрасываемых налегке частей из США американцы могут. Сейчас за океаном обсуждается, что именно может быть размещено, чтобы и полякам «бросить кость», и себя не подставить под удар. Возможно, крупных складов всё же не будет – так, по мелочи. Вместо них Вашингтон может разместить части разведки.

В США прекрасно понимают, что Польша простреливается Россией целиком и передовые склады с техникой, особенно если её там много, – это одна из первых целей в начале конфликта. Ослу понятно – лишний термоядерный заряд на «Искандере-М» у нас для этих складов точно найдётся, как и для всего остального. И если на поляков в США наплевать, то имущества жалко – казённое же. А вот желание Варшавы занять более почётное место в российском списке объектов поражения (СОП), в наших обычных и ядерных планах, если честно, здоровым людям не свойственно. Тут нужны психиатры.



«Железная» дивизия из спичек и желудей

Тем временем вместо дивизии или хотя бы бригады армии США Варшава формирует свою дивизию. В Войске польском до 2011 г. их было 4 – «бронекавалерийская» (бронетанковая) и 3 механизированных разного состава. Потом одну дивизию расформировали, бригады и полки боевого обеспечения или сократили, или раскидали по другим частям.

Теперь эту четвёртую дивизию решили назвать «железной» и сформировать заново, причём на восточном направлении – в первую очередь против Белоруссии.

То, как польский генштаб формирует эту новую дивизию, заслуживает отдельного рассмотрения. Её управление было сформировано 17 сентября – в годовщину вступления частей Красной армии в Польшу в 1939 году. Ни артполка, ни полка ПВО в дивизии не будет – их будут «шустро» формировать аж до 2026 года. Сравнивать с армией России эти ударно-черепашьи темпы просто смешно и бессмысленно. Зато обойдётся всё это сомнительное строительство в 7 млрд долларов.



Выше общего уровня дна

Впрочем, Войско польское на общем уровне европейского НАТО находится достаточно высоко от общего дна. Если брать для примера только наземные силы, то в составе сухопутных войск численностью 77 тыс. человек имеется 11 бригад и 6 полков, 2 отдельные бригады (парашютная и аэромобильная), десяток отдельных полков обеспечения. На вооружении имеется значительное для нынешнего НАТО количество танков. В 11 танковых батальонах по штату должно быть 638 танков, но в реальности их меньше – 250 «Леопард‑2», 232 польских РТ-91 «Тварды», а также некоторое количество Т-72М1.

Всего вместе с резервом у поляков около тысячи танков. Это куда больше, чем у Германии. Правда, танки у поляков так себе – «Леопард-2» после фиаско в Сирии воспринимать как хорошую боевую машину сложно. Много у поляков и устаревшей советской бронетехники и артиллерии, хотя имеется и современная. В целом ВС Польши куда больше кажутся, нежели являются реально боеспособными. Особенно это относится к флоту, поместившемуся недавно на одной фотографии. Масса проблем и в ВВС и ПВО, сухопутных силах. Но поляки более мотивированны и боеспособны, чем многие их союзники и соседи.




Недавно начато формирование сил территориальной обороны из резервистов – в каждом из 17 воеводств будет по одной лёгкой бригаде. Вооружены они будут всяким хламом, который найдётся на складах. Любопытно, что первые формирования проходят в трёх восточных воеводствах. И тут возникает вопрос – против кого поляки проводят милитаризацию? Ответ не такой простой, как кажется на первый взгляд.



История со спичками

Чтобы лучше спрогнозировать будущее, вспомним историю. В ходе Тегеранской конференции 1943 г. одним из важных вопросов было будущее Польши и расположение её границ. Сталин стремился сделать эту страну дружественной либо подконтрольной СССР. Что же касается её границ, то они, по мнению генералиссимуса, должны были выглядеть так: восточные территории Польши, населённые украинцами и белорусами, должны были отойти к СССР. Взамен полякам отдавалась часть земель Восточной Германии и Восточной Пруссии.

Черчилль,согласившись с такого рода перекройкой польских границ, сделал это весьма наглядно – он положил на стол три параллельные спички. Одна из них представляла Германию, вторая – Польшу, третья – Советский Союз. Все три спички Черчилль передвинул на запад. Правда, британский лидер тогда хотел, чтобы Москва восстановила отношения с польским проанглийским правительством в изгнании, но Сталин делать это не пожелал. В итоге в Ялте западные союзники успешно «кинули» лондонских поляков. А спички сместились по карте на запад, как и хотел Сталин.

Сейчас, похоже, поляки решили, что являются не объектом геополитики, а субъектом. В Варшаве считают, что могут двигать спички по карте сами – например, на юго-восток. Скорее всего, поляки серьёзно заблуждаются – марионетки не умеют управлять ни собой, ни кукловодами. Но Польше не впервой ошибаться и превозносить свои возможности, строя заоблачные планы – перед Второй мировой войной было то же самое.



Сделаем Польшу снова великой?

В Варшаве ныне модно топорщить гребешок на Россию под крылом защищающего её американского орла. Хотя, как показывает пример Грузии или Украины, если дремлющего русского медведя раздразнить, то он оторвёт голову, даже не пытаясь проснуться. С Польшей будет то же самое. Должен же хоть кто-то в польском руководстве это понимать?

А что если у Варшавы есть иные планы, далёкие от декларируемого желания сдохнуть за вашингтонского патрона, который их вдобавок традиционно кинет? Желание польских националистических правящих кругов возродить «Великую Польшу» в общем не тайна. Но за счёт кого?

Попытка прирасти за счёт Белоруссии при нынешнем уровне российско-белорусского союзничества не получится – Москва рассматривает посягательства на территорию Союзного государства как на свою. Но если оторвать РБ от РФ, поссорить или устроить там майдан – то возможности для поживы появиться могут. Также у кого-то в Варшаве могут быть надежды на то, что при каком-то кризисе с Белоруссией Москва может не успеть среагировать, а белорусская армия не сможет удержать поляков. Тогда, мол, Кремлю будет сложно восстановить нужное ему положение дел.

Но куда вероятнее иной сценарий. Под боком Польши есть обширная территория, когда-то принадлежавшая полякам. Речь о части современной Украины. Сейчас это слабоуправляемая, слабоконтролируемая властями территория, к тому же нестабильная. Неизвестно, что именно отвалится от Украины после очередных выборов или очередного майдана и уцелеет ли она вообще.

Боеспособность, укомплектованность техникой и личным составом ВСУ не являются секретом для польского генштаба. Да и последний керченский инцидент показал всем, чего стоит укровоинство. Место расположения бригад будущей польской дивизии удобно как раз для ввода на территорию Западной Украины. Что смогут противопоставить этому ВСУ? Немногое. Учитывая, что наиболее боеспособные силы Киев сосредоточил на Донбассе или напротив Крыма. Россия за киевских заступаться не будет, а западэнцы нам и вовсе неинтересны.

Ярослав ВЯТКИН,

военный обозреватель «АН»