Американцам лучше не зариться на Русский Север – пора подумать о защите Аляски



Американцам лучше не зариться на Русский Север – пора подумать о защите АляскиВ российских СМИ широко освещалась новость о том, что в ходе учений НАТО «Единый Трезубец 18» (сокращённо TRJE 18) атомный авианосец США «Гарри Трумэн» вошёл в Норвежское море и пересёк линию Северного полярного круга. Это произошло впервые за 27 лет. Наши СМИ и блогеры часто любят делать из ординарного, пусть и долго не случавшегося события вселенскую катастрофу. Мол, супостат создал нешуточную угрозу базам Краснознамённого Северного флота (КСФ), Мурманску и вообще всему нашему Северу и даже Северному морскому пути. У когото это событие вызвало даже ассоциации с высадкой американских войск на севере России во время Гражданской войны. Попробуем разобраться в вопросе.

Чужая Арктика


Действительно, американские авианосцы с 1991 г. не были не только за Северным полярным кругом, но и вообще старались избегать северных морей. Хотя в Северной Атлантике, тоже весьма суровом районе мореплавания, они появлялись и появляются. Напомним, что именно в Северной Атлантике сняты известные кадры с одного из походов авианосной группы ВМФ РФ с «Адм. Кузнецовым», где волны захлёстывают даже на палубу огромного авианосца. А эсминец «Адмирал Ушаков» кренится под ударами волн до 40 градусов. А ведь это не какой-нибудь сейнер – это корабль 1-го ранга с водоизмещением 8 тыс. тонн.

Так что понятно, почему американские военные корабли и особенно авианосцы не любят Заполярье. Там бывают такие шторма, что авианосец не может поднять авиацию, а его эскорт не способен применять оружие. Там бывает такая погода, что всепогодная и всесуточная авиация намертво прикована к палубе. Зато русским подводным лодкам шторм – не помеха.

В условиях сильных снегопадов, высокой влажности и низких температур и прочих обычных для Арктики явлений паровые катапульты авианосцев могут обмёрзнуть. Конечно, есть способы этому противодействовать, но заклинившая на разгоне катапульта может [end_short_text]привести к гибели самолёта и лётчика. Трамплин на «Кузнецове» в этих условиях надёжнее. А авианосец, неспособный выпускать самолёты в боевых условиях, считай, уже потоплен, только ещё не знает об этом.

Ну и Арктику нужно знать и понимать. Американцы, конечно, обладают определёнными знаниями, но их опыт несравним с российским. Они незваные гости – а наши военные там живут и служат.

Поэтому нынешние учения НАТО TRJE 18 проходят в Южной Норвегии, подальше от русских. Но авиационная часть манёвров занимает куда больший район, охватывающий также большую часть территории Швеции и приличный район Норвежского моря. Морской район учений ещё обширнее, доходит и до Шетландских и Фарерских островов и почти до Исландии – именно его верхний краешек чуть переходит за границу Северного полярного круга. Туда-то и пошла АУГ с «Трумэном», присутствие которого на учениях означает отработку постановки «барьера» на пути в Атлантику российских субмарин – всё, как встарь.

Кроме этого, в Исландию на борту амфибийной группы из универсального десантного корабля «Иводзим», десантно-вертолётного транспорта-дока и десантного транспорта-дока пришёл экспедиционный отряд морской пехоты США и 24-й экспедиционный батальон. Всего порядка 3 тыс. человек.Впрочем,львиную долю участников учений со стороны США составляют именно экипажи АУГ. Всего заявлено участие 14 тыс. американцев, но только на авианосце 6600 человек экипажа, а ещё надо посчитать его эскорт из крейсера и трёх эсминцев и десантную группу.



Чем встретить, найдётся в избытке

Американские военные прекрасно знают, что у армии России в достатке средств, с помощью которых можно потопить корабли США. Именно поэтому они не спешат подходить близко к нашим берегам. У России имеются и атомные подводные крейсера со сверхзвуковыми ПКР «Гранит» и «Оникс», а вскоре и гиперзвуковыми ПКР «Циркон». И надводные корабли с такими же ракетами, в том числе тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», часто уважительно именуемый американцами «атомным ракетным линейным крейсером», или «линкором». Есть и неатомные подлодки с торпедами и ПКР «Бирюза» и бомбардировщики Ту-22М3 с новыми ПКР Х-32. Имеются и береговые противокорабельные комплексы «Бастион» с теми же «Ониксами». Также военные США понимают, что обитающие пока на нашем юге МиГ-31К с гиперзвуковыми «Кинжалами» могут легко оказаться и на Севере. Благо этот тип самолёта создавался именно для защиты северных рубежей.




Если почитать журналистов, описывающих обстановку со слов командного состава АУГ «Трумэн», то становится ясно, что моряки США очень взволнованы тем, что находятся в Арктике. Они рады тому, что демонстрируют мощь Америки в этих тяжёлых условиях, и всё такое прочее. Но также они называют этот район прилегающим к месту базирования самого мощного из флотов ВМФ РФ, где русские подлодки чувствуют себя как дома. Американцы их очень опасаются, даже несмотря на то, что учения идут достаточно далеко от российских баз, на Кольском полуострове.

Отдельно надо сказать о ядерной угрозе и угрозе от АУГ нашему побережью в целом. Тактическое ядерное оружие на флоте США сейчас отсутствует даже в теории. Последние КР «Томагавк» в ядерном варианте переделаны в неядерные ещё 8 лет назад. А их ядерные боевые части (БЧ) уничтожены 7 лет назад. Тактические ядерные авиабомбы в теории могут быть применены с авианосца истребителями «Хорнет» и «Суперхорнет». Но шансы на доставку их к цели в условиях противодействия нашей ПВО крайне малы. Сами по себе 48 истребителей авианосца особенной угрозы для ВКС РФ и авиации ВМФ на Севере не представляют.

Что до ударов крылатыми ракетами (КР), то на кораблях эскорта в теории их может быть до сотни. Это не считая зенитных ракет, которые являются основой загрузки вертикальных пусковых установок «Арли Берков» и «Тикондерог». Но сотня неядерных КР, как показывает практика сирийской войны, не особенно серьёзная угроза даже для не самой лучшей и плотной ПВО. А на Севере у нас прикрытие куда плотнее, чем в Сирии. В общем, в наше время угроза берегу с моря даже от такого флота, как американский, куда как ниже, чем флоту – от берега.



Крепости в снегах

Тем более российская арктическая группировка уже представляет значительную силу. Для охраны нашей Арктики образовано отдельное оперативно-стратегическое командование (ОСК) «Север» («Северный флот»).Ему подчинены все морские, воздушные, противовоздушные и авиационные силы на обширной территории. Сейчас в Арктике ускоренно восстанавливается сеть гарнизонов на побережье и островах, где ставятся подразделения радиотехнических войск ПВО, зенитно-ракетные дивизионы С-300ПМ1 и «Панцирей-С», аэродромы подскока для истребителей. И дивизионы береговых ПКРК «Бастион-П» и «Бал», а также старых «Редутов» и «Рубежей».

Уже сейчас эта цепь «непотопляемых фортов» обеспечивает достаточно плотное радиолокационное покрытие, правда, не на всех высотах. Но это исправят. А «Бастионы» с «Ониксами» гарантированно обеспечат любителям чужого добра, пришедшим на эсминцах или крейсерах, знакомство с подводным миром Арктики. Усиливается группировка войск на Кольском полуострове. Сейчас она состоит из мотострелковой бригады, мотострелковой арктической бригады и бригады морской пехоты. Но есть решение о формировании дивизии, которой будут подчиняться арктические части в Нарьян-Маре и других гарнизонах.

Для арктических частей создаётся много техники, которая подходит только им: ЗРК «Тор-М2ДТ», «Панцирь-СА», РСЗО «Торнадо-ГА» на сочленённой базе, сочленённые бронетранспортёры, СПТРК, САУ и многое другое. Это дорого, потому что техника эксклюзивная, но это себя оправдает.

Так что американцам лучше смотреть не в сторону нашей Арктики, а своей Аляски. А то там сухопутные части сократили так, что этот полуостров уже можно вернуть чуть ли не голыми руками.