Турецкий вопрос объединяет страны, попавшие под санкции



Турецкий вопрос объединяет страны, попавшие под санкцииТурецкий вопрос становится одним из самых важных для России, ЕС да и США. Все последние годы Запад старательно лепит из Турции «больного человека Европы». Западные СМИ заполнены резко критическими материалами, «разоблачающими» режим Реджепа Тайипа Эрдогана. На днях Белый дом пошёл ещё дальше и объявил о введении санкций против Анкары. В ответ турки пообещали решительно ответить – найти себе других политических партнёров вместо зарвавшегося Вашингтона. Дело медленно, но верно идёт к разрыву отношений и в военной сфере – США могут лишиться доступа к военной авиабазе Инджирлик. Такое ещё недавно было решительно нельзя даже представить. «Трамп толкает Турцию в объятия Путина», – истерит пресса США и Европы по обе стороны Атлантического океана.

В ПОДОБНОЙ реакции Запада, как принято говорить в России, наблюдается классический когнитивный диссонанс – состояние психического дискомфорта, вызванное столкновением в сознании конфликтующих идей и ценностей. Для начала приведём две цитаты.[end_short_text]

«Дональд Трамп не намерен принести христианского пастора (арестованного в Турции американца Эндрю Брансона. – Прим. «АН») в жертву на алтарь стратегического партнёрства с Турцией. И он прав. Поскольку союзники, которые не разделяют с вами общие ценности, кончат тем, что когда-нибудь неуклонно станут действовать вам во вред», – пишет ведущая французская газета Le Figaro.«Отношения Анкары и Вашингтона скатились до балаганной экономической войны. Президент Трамп ставит под угрозу безопасность Америки и мир во всём мире. Если это будет предшествовать более разумному диалогу с Турцией, то этот ущерб может быть компенсирован. Если нет, и он оттолкнёт Турцию от НАТО в объятия путинской России, – последствия могут быть воистину катастрофическими», – считает английская газета Independent.

То есть, с одной стороны, Эрдоган, по мнению западной общественности, злобный и недемократичный тиран, которого надо выгнать голым на мороз, но, с другой стороны, делать этого нельзя, так как он не замёрзнет – его обогреет Путин. Куда ни кинь, всюду клин. При этом комментарий британского издания очень показателен.

Сейчас многие на Западе рассчитывают лишь напугать турецкое руководство (физически устранить его три года назад не удалось), добиться важных уступок, а затем вернуть Эрдогана и его министров в «приличное общество», чтобы они не перебежали на сторону России. Вот такой простой и тупой план – других методов против «Кости Сапрыкина» у Запада уже нет. Ещё недавно казалось, что такая стратегия имеет большие шансы на успех, но, как это часто бывает, первоначально контролируемый конфликт начинает скатываться в уличную драку без правил. Кажется, что стороны уже скоро начнут буквально плевать друг в друга. Эрдоган уже пообещал Америке через газету The New York Times «уйти к другой».




При этом на Западе полагают, что в противостоянии с ЕС и США Турция может опереться не только на Россию, но и на Китай, Катар и Иран. На всемирной шахматной доске уже формируется так называемая ось попавших под санкции.К ней готов присоединиться и Пакистан. Эта страна зависит от китайских инвестиций и готова получать из России военную помощь взамен заблокированной американским правительством. Это уже даже не ось, а целый пояс, от которого вашингтонских стратегов бросает в холодный пот.

Вырисовывается даже настоящий стратегический альянс, причём потенциально достаточно крепкий, сцементированный глобальными национальными интересами. Конечно, у сторон хватает и разногласий, но во времена таких кризисов они отступают на второй план. «По отдельности Иран, Турция, Россия и даже Китай уязвимы перед давлением Америки. Но если эти страны сблизить, в результате их взаимной поддержки и способности вызывать сумятицу меры США могут стать контрпродуктивными», – считает английская газета Daily Telegraph.

Впрочем, сейчас в Турции хватает и тех, кто считает, что их стране не стоит бросаться в объятия России. Мол, Анкара не нужна Москве в качестве союзника: «Главная цель русских – оторвать нас от НАТО, но при этом не оказаться с Турцией на одной линии фронта, а лишь ослабить Запад и усилить свои позиции». Тут можно ответить только одно – всем турецким скептикам не стоит переоценивать свою значимость. Турция тоже использует Россию, чтобы усилить позиции перед Западом. Причём политическое и экономическое сотрудничество приносит ей значительно больше, чем Москве. Не говоря уже о военном потенциале сторон, который просто несоизмерим. Россия может гарантировать Турции полную безопасность, раскрыв над ней «ядерный зонтик», – для этого Москве не надо лезть ни в какие окопы.