Не пролететь бы
В преддверии открытия очередного туристического сезона группа депутатов выступила с инициативой ратифицировать договор о введении в республике режима «открытого неба» и внесении в связи с этим поправок в Воздушный кодекс страны.
Эту набившую оскомину тему на пленарном заседании подняла депутат Махабат Мавлянова. Она утверждает, что «политика открытого неба позволит увеличить доходы международных аэропортов Кыргызстана, что приведёт к увеличению налоговых отчислений.
— В мире используются разные механизмы внедрения «открытого неба» — от двусторонних и многосторонних соглашений до одностороннего объявления. Наш партнёр по Евразийскому экономическому союзу Армения за последние два года смогла открыть 12 новых международных маршрутов. Новая политика приведёт к увеличению потока пассажиров и туристов, что положительно отразится на доходной части бюджета. К нам будет больше прибывать зарубежных бизнесменов и туристов, — пыталась убедить коллег Мавлянова.
Напомним, Договор по открытому небу (ДОН) — это многостороннее международное соглашение, подписанное 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 государств-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Целью договора является обеспечение возможности гражданским воздушным судам государств-участников беспрепятственно находиться в небе друг друга.
В 2017 году участниками ДОН стали уже 34 государства. «Открытое небо» успешно практикуется во многих странах мира, в том числе в США, Гонконге, Южной Корее, Сингапуре, Малайзии (странах АСЕАН), Грузии, а также в странах Евросоюза. Один из примеров: аэропорт Сеула (Южная Корея), открыв небо, за счёт расширения транзитных возможностей смог увеличить пассажиропоток вдвое — с 18 до 36 миллионов человек, а количество транзитных пассажиров — с 5 до 28 миллионов. В целом, страны, относящиеся к «Азиатским тиграм», показали потрясающие результаты данной политики.
Власти Кыргызстана ещё в 1993 году подписали этот договор, но его ратификация откладывается по сей день.
В защиту своей инициативы депутаты привели следующие доводы и положительные примеры. Так, по словам той же Мавляновой, Кыргызстан имеет воздушные сообщения только с девятью странами, являясь худшим по этому показателю государством в Центральной Азии. Авиабилеты в республике по сравнению с Казахстаном и Узбекистаном дороже почти на 40%.
— Политика открытого неба — это международная концепция, направленная на либерализацию правил и регулирований в международной авиации, то есть создание свободного рынка для данной отрасли. Это означает, что правительство не вмешивается в решения авиакомпаний при определении маршрутов, пунктов назначения, объёмов и стоимости билетов и грузоперевозок. Основные выгоды данной политики: снижение цен на авиабилеты и грузоперевозки, увеличение объёмов пассажиропотока и грузоперевозок, повышение конкуренции и качества авиауслуг, увеличение количества международных направлений и туристического потока. Одно только соглашение между Кыргызстаном, Австралией и Новой Зеландией смогло бы обеспечить работой до 40 тысяч жителей КР. Плюс к этому присоединение к ДОН позволило бы значительно (примерно до 40%) снизить цены на билеты, — продолжила Мавлянова.
Ко всему прочему законодатели считают, что присоединение Кыргызстана к политике «открытого неба» может положительно сказаться на состоянии гражданской авиации в целом, а также развитии инфраструктуры аэропортов и авиакомпаний страны в частности.
Надо сказать, что позицию депутатов разделяют и в Агентстве гражданской авиации (АГА) при Министерстве транспорта и дорог КР. В этом ведомстве уверены, что сотрудничество авиации и туристического сектора поможет улучшить загрузку средств воздушного транспорта, открывать новые авиамаршруты.
— Я также убеждён, что с введением «открытого неба» возрастёт поток туристов, а также появятся новые возможности для развития бизнеса. Достаточно сказать, что за последнее время значительно усилен потенциал аэропортов, и его необходимо использовать. Как бы там ни было, рано или поздно нам придётся присоединиться к ДОН. В противном случае мы как страна не сможем полноценно развиваться. Сейчас в Кыргызстане осталось всего шесть авиакомпаний. Одна из них успешно прошла одну из самых сложных проверок в мировой гражданской авиации — эксплуатационный аудит безопасности полётов IOSA, которая проводится Международной ассоциацией авиаперевозчиков. К прохождению этой процедуры готовится ещё одна авиакомпания. Пока же мы предлагаем зарубежным партнёрам воспользоваться так называемой «пятой свободой воздуха». На это предложение активно откликнулись авиакомпании Турции и Китая, — пояснил заместитель генерального директора АГА Бакыт Джунушалиев.
Однако депутатская инициатива не нашла поддержки у бизнесменов, которые считают, что ратификация парламентом страны соглашения по «открытому небу» «убьёт национальную авиацию».
— Нельзя забывать, что наша страна находится в чёрном списке Евросоюза, и это существенно влияет на работу кыргызстанских авиакомпаний. Допускаю, что авторы поправок в Воздушный кодекс думают, что после объявления об этом проекте к нам тут же зайдут европейские крупные компании, совершающие трансконтинентальные рейсы… Вынужден их разочаровать. Этого не будет. Доминировать будут иностранные компании («Турецкие авиалинии», «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Южно-Китайские линии»), которые уже наработали клиентов и перевозят до 70 процентов пассажиров. А те компании, что придут, более мелкие, просто задушат наших бизнесменов, — рассказал глава туристического клуба Давран Осмонкулов.
По мнению представителей бизнеса, иллюзией является и снижение цен на авиабилеты на внутриреспубликанские авиалинии. Стоимость перевозок, напротив, возрастёт, и регулировать её государство не сможет. После введения режима «открытого неба» скорее всего произойдёт сокращение объёмов авиаперевозок кыргызстанских компаний с параллельным увеличением присутствия зарубежных компаний, так как они предложат клиентам более высокий сервис, современный авиапарк и низкие цены. Возможно, некоторые местные авиакомпании придут к банкротству, что является нормальным процессом в рыночной экономике. Если потребители предпочтут пассажирские и грузовые рейсы зарубежных компаний, почему правительство должно этому мешать?
Бизнесмены потребовали от парламентариев определиться, кто является приоритетом для них: зарубежные или местные авиакомпании которым необходима государственная поддержка.
Эту набившую оскомину тему на пленарном заседании подняла депутат Махабат Мавлянова. Она утверждает, что «политика открытого неба позволит увеличить доходы международных аэропортов Кыргызстана, что приведёт к увеличению налоговых отчислений.
— В мире используются разные механизмы внедрения «открытого неба» — от двусторонних и многосторонних соглашений до одностороннего объявления. Наш партнёр по Евразийскому экономическому союзу Армения за последние два года смогла открыть 12 новых международных маршрутов. Новая политика приведёт к увеличению потока пассажиров и туристов, что положительно отразится на доходной части бюджета. К нам будет больше прибывать зарубежных бизнесменов и туристов, — пыталась убедить коллег Мавлянова.
Напомним, Договор по открытому небу (ДОН) — это многостороннее международное соглашение, подписанное 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 государств-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Целью договора является обеспечение возможности гражданским воздушным судам государств-участников беспрепятственно находиться в небе друг друга.
В 2017 году участниками ДОН стали уже 34 государства. «Открытое небо» успешно практикуется во многих странах мира, в том числе в США, Гонконге, Южной Корее, Сингапуре, Малайзии (странах АСЕАН), Грузии, а также в странах Евросоюза. Один из примеров: аэропорт Сеула (Южная Корея), открыв небо, за счёт расширения транзитных возможностей смог увеличить пассажиропоток вдвое — с 18 до 36 миллионов человек, а количество транзитных пассажиров — с 5 до 28 миллионов. В целом, страны, относящиеся к «Азиатским тиграм», показали потрясающие результаты данной политики.
Власти Кыргызстана ещё в 1993 году подписали этот договор, но его ратификация откладывается по сей день.
В защиту своей инициативы депутаты привели следующие доводы и положительные примеры. Так, по словам той же Мавляновой, Кыргызстан имеет воздушные сообщения только с девятью странами, являясь худшим по этому показателю государством в Центральной Азии. Авиабилеты в республике по сравнению с Казахстаном и Узбекистаном дороже почти на 40%.
— Политика открытого неба — это международная концепция, направленная на либерализацию правил и регулирований в международной авиации, то есть создание свободного рынка для данной отрасли. Это означает, что правительство не вмешивается в решения авиакомпаний при определении маршрутов, пунктов назначения, объёмов и стоимости билетов и грузоперевозок. Основные выгоды данной политики: снижение цен на авиабилеты и грузоперевозки, увеличение объёмов пассажиропотока и грузоперевозок, повышение конкуренции и качества авиауслуг, увеличение количества международных направлений и туристического потока. Одно только соглашение между Кыргызстаном, Австралией и Новой Зеландией смогло бы обеспечить работой до 40 тысяч жителей КР. Плюс к этому присоединение к ДОН позволило бы значительно (примерно до 40%) снизить цены на билеты, — продолжила Мавлянова.
Ко всему прочему законодатели считают, что присоединение Кыргызстана к политике «открытого неба» может положительно сказаться на состоянии гражданской авиации в целом, а также развитии инфраструктуры аэропортов и авиакомпаний страны в частности.
Надо сказать, что позицию депутатов разделяют и в Агентстве гражданской авиации (АГА) при Министерстве транспорта и дорог КР. В этом ведомстве уверены, что сотрудничество авиации и туристического сектора поможет улучшить загрузку средств воздушного транспорта, открывать новые авиамаршруты.
— Я также убеждён, что с введением «открытого неба» возрастёт поток туристов, а также появятся новые возможности для развития бизнеса. Достаточно сказать, что за последнее время значительно усилен потенциал аэропортов, и его необходимо использовать. Как бы там ни было, рано или поздно нам придётся присоединиться к ДОН. В противном случае мы как страна не сможем полноценно развиваться. Сейчас в Кыргызстане осталось всего шесть авиакомпаний. Одна из них успешно прошла одну из самых сложных проверок в мировой гражданской авиации — эксплуатационный аудит безопасности полётов IOSA, которая проводится Международной ассоциацией авиаперевозчиков. К прохождению этой процедуры готовится ещё одна авиакомпания. Пока же мы предлагаем зарубежным партнёрам воспользоваться так называемой «пятой свободой воздуха». На это предложение активно откликнулись авиакомпании Турции и Китая, — пояснил заместитель генерального директора АГА Бакыт Джунушалиев.
Однако депутатская инициатива не нашла поддержки у бизнесменов, которые считают, что ратификация парламентом страны соглашения по «открытому небу» «убьёт национальную авиацию».
— Нельзя забывать, что наша страна находится в чёрном списке Евросоюза, и это существенно влияет на работу кыргызстанских авиакомпаний. Допускаю, что авторы поправок в Воздушный кодекс думают, что после объявления об этом проекте к нам тут же зайдут европейские крупные компании, совершающие трансконтинентальные рейсы… Вынужден их разочаровать. Этого не будет. Доминировать будут иностранные компании («Турецкие авиалинии», «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Южно-Китайские линии»), которые уже наработали клиентов и перевозят до 70 процентов пассажиров. А те компании, что придут, более мелкие, просто задушат наших бизнесменов, — рассказал глава туристического клуба Давран Осмонкулов.
По мнению представителей бизнеса, иллюзией является и снижение цен на авиабилеты на внутриреспубликанские авиалинии. Стоимость перевозок, напротив, возрастёт, и регулировать её государство не сможет. После введения режима «открытого неба» скорее всего произойдёт сокращение объёмов авиаперевозок кыргызстанских компаний с параллельным увеличением присутствия зарубежных компаний, так как они предложат клиентам более высокий сервис, современный авиапарк и низкие цены. Возможно, некоторые местные авиакомпании придут к банкротству, что является нормальным процессом в рыночной экономике. Если потребители предпочтут пассажирские и грузовые рейсы зарубежных компаний, почему правительство должно этому мешать?
Бизнесмены потребовали от парламентариев определиться, кто является приоритетом для них: зарубежные или местные авиакомпании которым необходима государственная поддержка.
Максат Чынгыз уулу