Не пролететь бы



Не пролететь быВ преддверии открытия очередного туристического сезона группа депутатов выступила с инициативой ратифицировать договор о введении в республике режима «открытого неба» и внесении в связи с этим поправок в Воздушный кодекс страны.

Эту набившую оскомину тему на пленарном заседании подняла депутат Махабат Мавлянова. Она утверждает, что «политика открытого неба позволит увеличить доходы международных аэропортов Кыргызстана, что приведёт к увеличению налоговых отчислений.

— В мире используются разные механизмы внедрения «открытого неба» — от двусторонних и многосторонних соглашений до одностороннего объявления. Наш партнёр по Евразийскому экономическому союзу Армения за последние два года смогла открыть 12 новых международных маршрутов. Новая политика приведёт к увеличению потока пассажиров и туристов, что положительно отразится на доходной части бюджета. К нам будет больше прибывать зарубежных бизнесменов и туристов, — пыталась убедить коллег Мавлянова.

Напомним, Договор по открытому небу (ДОН) — это многостороннее международное соглашение, подписанное 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 государств-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Целью договора является обеспечение возможности гражданским воздушным судам государств-участников беспрепятственно находиться в небе друг друга.

В 2017 году участниками ДОН стали уже 34 государства. «Открытое небо» успешно практикуется во многих странах мира, в том числе в США, Гонконге, Южной Корее, Сингапуре, Малайзии (странах АСЕАН), Грузии, а также в странах Евросоюза. Один из примеров: аэропорт Сеула (Южная Корея), открыв небо, за счёт расширения транзитных возможностей смог увеличить пассажиропоток вдвое — с 18 до 36 миллионов человек, а количество транзитных пассажиров — с 5 до 28 миллионов. В целом, страны, относящиеся к «Азиатским тиграм», показали потрясающие результаты данной политики.
Власти Кыргызстана ещё в 1993 году подписали этот договор, но его ратификация откладывается по сей день.

В защиту своей инициативы депутаты привели следующие доводы и положительные примеры. Так, по словам той же Мавляновой, Кыргызстан имеет воздушные сообщения только с девятью странами, являясь худшим по этому показателю государством в Центральной Азии. Авиабилеты в республике по сравнению с Казахстаном и Узбекистаном дороже почти на 40%.

— Политика открытого неба — это международная концепция, направленная на либерализацию правил и регулирований в международной авиации, то есть создание свободного рынка для данной отрасли. Это означает, что правительство не вмешивается в решения авиакомпаний при определении маршрутов, пунктов назначения, объёмов и стоимости билетов и грузоперевозок. Основные выгоды данной политики: снижение цен на авиабилеты и грузоперевозки, увеличение объёмов пассажиропотока и грузоперевозок, повышение конкуренции и качества авиауслуг, увеличение количества международных направлений и туристического потока. Одно только соглашение между Кыргызстаном, Австралией и Новой Зеландией смогло бы обеспечить работой до 40 тысяч жителей КР. Плюс к этому присоединение к ДОН позволило бы значительно (примерно до 40%) снизить цены на билеты, — продолжила Мавлянова.
Ко всему прочему законодатели считают, что присоединение Кыргызстана к политике «открытого неба» может положительно сказаться на состоянии гражданской авиации в целом, а также развитии инфраструктуры аэропортов и авиакомпаний страны в частности.




Надо сказать, что позицию депутатов разделяют и в Агентстве гражданской авиации (АГА) при Министерстве транспорта и дорог КР. В этом ведомстве уверены, что сотрудничество авиации и туристического сектора поможет улучшить загрузку средств воздушного транспорта, открывать новые авиа­маршруты.
— Я также убеждён, что с введением «открытого неба» возрастёт поток туристов, а также появятся новые возможности для развития бизнеса. Достаточно сказать, что за последнее время значительно усилен потенциал аэропортов, и его необходимо использовать. Как бы там ни было, рано или поздно нам придётся присоединиться к ДОН. В противном случае мы как страна не сможем полноценно развиваться. Сейчас в Кыргызстане осталось всего шесть авиа­компаний. Одна из них успешно прошла одну из самых сложных проверок в мировой гражданской авиации — эксплуатационный аудит безопасности полётов IOSA, которая проводится Международной ассоциацией авиаперевозчиков. К прохождению этой процедуры готовится ещё одна авиакомпания. Пока же мы предлагаем зарубежным парт­нёрам воспользоваться так называемой «пятой свободой воздуха». На это предложение активно откликнулись авиакомпании Турции и Китая, — пояснил заместитель генерального директора АГА Бакыт Джунушалиев.

Однако депутатская инициатива не нашла поддержки у бизнесменов, которые считают, что ратификация парламентом страны соглашения по «открытому небу» «убьёт национальную авиацию».

— Нельзя забывать, что наша страна находится в чёрном списке Евросоюза, и это существенно влияет на работу кыргызстанских авиакомпаний. Допускаю, что авторы поправок в Воздушный кодекс думают, что после объявления об этом проекте к нам тут же зайдут европейские крупные компании, совершающие трансконтинентальные рейсы… Вынужден их разочаровать. Этого не будет. Доминировать будут иностранные компании («Турецкие авиалинии», «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Южно-Китайские линии»), которые уже наработали клиентов и перевозят до 70 процентов пассажиров. А те компании, что придут, более мелкие, просто задушат наших бизнесменов, — рассказал глава туристического клуба Давран Осмонкулов.

По мнению представителей бизнеса, иллюзией является и снижение цен на авиабилеты на внутриреспубликанские авиалинии. Стоимость перевозок, напротив, возрастёт, и регулировать её государство не сможет. После введения режима «открытого неба» скорее всего произойдёт сокращение объёмов авиаперевозок кыргызстанских компаний с параллельным увеличением присутствия зарубежных компаний, так как они предложат клиентам более высокий сервис, современный авиапарк и низкие цены. Возможно, некоторые местные авиакомпании придут к банкротству, что является нормальным процессом в рыночной экономике. Если потребители предпочтут пассажирские и грузовые рейсы зарубежных компаний, почему правительство должно этому мешать?
Бизнесмены потребовали от парламентариев определиться, кто является приоритетом для них: зарубежные или местные авиакомпании которым необходима государственная поддержка.

Максат Чынгыз уулу