Из 60 оставить 42



Из 60 оставить 42Список кодексов в республике в скором времени пополнится ещё одним документом. На этот раз Министерство финансов направило в Жогорку Кенеш законопроект «О принятии Кодекса «О неналоговых доходах».

Необходимость в его принятии назрела после того, как стало ясно: в некоторых законодательных актах, касающихся сбора различных пошлин, штрафов и других неналоговых платежей, творится натуральная чехарда.

Дело в том, что кроме вышеназванного закона появилось много других (Водный, Лесной, Земельный кодексы и другие), которые тоже регулируют администрирование неналоговых платежей, но как-то по-своему. Так что порой возникает неразбериха — как, кому и за что платить. Причём сделать это так, чтобы никакой норматив не нарушить. В Минфине уверены, если всё привести в соответствие с едиными требованиями, суммы неналоговых платежей, поступающих в бюджет, могут быть на порядок выше.

— В действующем законодательстве противоречий накопилось очень много, впрочем, как и платежей, которые просто не уплачивались за их ненадобностью, но отчитываться по ним нужно было. На сегодня в республике таких насчитывается более 60 видов. Это различные штрафы, оплата государственным структурам за те или иные услуги, госпошлина и так далее. За прошлый год в бюджет таких средств поступило около 30 млрд сомов, что составляет почти четвёртую часть всех доходов казны государства. Для сравнения, в 2014-м эта сумма составила 19,7 млрд, а по результатам 2016-го — 26,8 млрд сомов. То есть за период с 2012 по 2017 годы объём неналоговых поступлений в бюджет страны увеличился почти в 1,5 раза. Сейчас их сбор и администрирование регулируются специальным Законом «О неналоговых платежах», который был принят в 1994 году. Конечно, время от времени в него вносились определённые корректировки, но этого оказалось недостаточно, — рассказала заведующая отделом финансовой политики Минфина КР Бактыгуль Казакбаева.

Новый документ заменит все существующие ныне нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы взимания любых денежных сборов от имени государства, за исключением налоговых, таможенных платежей и отчислений по государственному социальному страхованию.




Документ предусматривает много поблажек для предпринимателей. Например, из 60 решено было оставить всего 42 платежа. Кроме этого, введены нормы о сроке исковой давности, если тот или иной платёж не был уплачен вовремя, прописана процедура обжалования того же штрафа, принудительного взыскания через суд, в какой срок должны быть возвращены излишки платежей, чётко прописаны права и обязанности плательщиков, а также разработана единая система контроля по сбору.

Одно время поднимался воп­рос, почему Закон «О неналоговых платежах» не вошёл в Бюджетный кодекс. Последний в большей степени касается общих норм бюджетного права: то есть, как собираются и распределяются средства между республиканским и местными бюджетами, но при этом не оговорён перечень всех поступлений. Вот и получилось, что на сегодняшний день Налоговый кодекс регулирует только налоги, Бюджетный — распределение средств, а вот неналоговые платежи как-то выпали. Поэтому и решили их консолидировать в единый документ.

Законопроект прошёл все необходимые согласования, был одобрен правительством, поступил в парламент и уже был рассмотрен в комитетах и даже прошёл первое чтение в палате. У депутатов было много вопросов. Разработчики постарались устранить все пробелы.

Остаётся добавить, что принятие Кодекса «О неналоговых платежах» позитивно скажется на пополнении доходной части бюджета. К тем 30 миллиардам сомов, о которых шла речь выше, в казну могут поступить дополнительные суммы.

Кодекс «О неналоговых доходах» Кыргызской Республики заменит все существующие ныне нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы взимания неналоговых доходов. Документ регулирует вопросы администрирования неналоговых доходов, включая порядок введения, контроля и уплаты, а также содержит перечень всех неналоговых доходов, поступающих в бюджет страны, и запрещает их введение другими нормативными правовыми актами.

Людмила Беседина