Последняя капля



Последняя капляОбычно в трудные времена потребление спиртного в России резко подскакивает, но на этот раз всё иначе. Потребление пива в РФ давно ушло в затяжное падение, валится год от года, кризис тут ничего не изменил. При этом водка не компенсирует пенный спад, её выпуск последние годы стабилен, а то и падает. Что касается некогда царившего на полках импортного алкоголя, от него вообще остались одни воспоминания. Но, как и прежде, государственной казне от «горячительного» только лучше. В трудные времена выпивка для бюджета – весьма крепкое подспорье: в 2017 г. хмельные сборы пополнили казну ни много ни мало почти на 400 млрд рублей.

Белая пустыня

Как ни грустно, выпуск спиртного – по-прежнему серьёзная отрасль и заметная часть экономики. Если верить Росстату, в прошлом году население потратило на алкоголь во всех видах 1, 8 трлн рублей. Это изрядная сумма, примерно 15-я часть всех потребительских расходов населения. Для сравнения: столько же за год у народа уходит на квартплату. Сумма в 35 раз больше расходов на хлеб, на покупку рыбы, сахара и сладостей.

С другой стороны, для спиртных королей самым сладким в этой отрасли стал рубеж веков. В 1999–2000 гг., после тяжелейшего кризиса, при молчаливом попустительстве государства люди массово бросились в объятия зелёного змия. В эти два года, даже по официальной статистике, потребление 40-градусных жидкостей в РФ подскочило до 22, 5 л на человека в год. Мировой рекорд! Потребовалось 15 лет, чтобы сбить показатель хотя бы на треть. А в рекордном 2000 г. народные расходы на выпивку добрались до 2, 5 трлн рублей. Даже пять лет спустя, в 2005 г., они были под два триллиона. Так что сейчас всё ещё не так плохо. К 2010-м гг., последние семь лет, несмотря на мощный рост цен, общие расходы на алкоголь не менялись, каждый год были примерно 1, 7–1, 8 трлн рублей. Народ пил всё меньше.

В общем, к весне 2018-го общие цифры такие. Выпуск водки в прошлом году финишировал на отметке 74 млн декалитров. Это 1, 48 млрд поллитровок или около 11 бутылок в год на каждого жителя страны. Вроде меньше бутылки в месяц, но на мировом фоне всё равно слишком много. При этом владельцы 2, 2 тыс. водочных заводов недовольны. Жалуются, что по сравнению с докризисным 2013 г. выпуск «водяры» рухнул на четверть. Если сравнить с началом нулевых годов, когда Россия переживала дичайший взрыв водочного потребления, спад почти в три раза. Тогда за год разливали 4,3 млрд бутылок. На этом фоне виски, коньяки, кальвадосы и прочие высокоградусные приметы красивой жизни особой погоды не делают.

Если считать в чистом спирте, на водку приходится почти половина потребления, конкретно – 45%. Пиво на втором месте, у него 36%. Остальной алкоголь, скорее, для галочки. Вклад вина – 8%, коньяка – 4%, шампанского – 2,6%. Если взглянуть на денежные потоки, пейзаж на рынке спиртного окажется окрашен почти исключительно в водочные тона (и отчасти пивные). Как подсчитал Росстат, в 2017 г. вина в России продали только на 70 млрд руб., коньяка – на 30 млрд руб., шампанского – на 20 миллиардов. Если брать по объёму, коньяка в РФ продают в 20 раз меньше водки, шампанского в среднем за год расходится по 1,5 бутылки на человека, вина – по семь.

Закат пивной индустрии

Вторым мощнейшим столпом алкогольного рынка в РФ давно стало пиво. Тут тоже много хорошего. Особенно на фоне десятилетия обрушившегося на РФ пивного безумия, когда правительство из желания отучить народ от водки открыло широчайшие шлюзы зарубежным пивным корпорациям. В прошлом году пивная индустрия сдувалась, как и пять лет подряд до этого, разлив пива в 2017-м упал примерно на 5%, до 744 млн декалитров. Причём последние три года пивное дело сдувалось особенно бурно. Если в 2014 г. пивовары выдали на-гора 896 млн декалитров, год спустя год еле набрали 810 млн, в 2016-м показатели провалились до 780 миллионов.

От такого излишества, как импортное пиво, вообще остались одни воспоминания, эта пена схлынула напрочь. По данным таможни, с 2014 по 2018 г. ввоз упал на 75%, то есть на две трети. Для сравнения: спрос на привозной крепкий алкоголь рухнул на 40%. Хотя что импортное пиво, что виски и пр. никогда всерьёз не делали особой погоды на российских полках. Да и государству на фоне сборов с российских заводов от импорта доставались копейки. В целом с началом экономических встрясок пивным королям пришлось настолько туго, что закрыли несколько крупных заводов, построенных во времена безудержного роста середины 2000-х. Например, один из крупнейших мировых производителей пива свернул выпуск на трёх пивных предприятиях в Перми, Новочебоксарске и Курске. Той же дорогой двигались конкуренты. Скажем, известная турецкая компания прекратила выпуск пива в Москве и Ростове-на-Дону, голландский концерн перевёл на выпуск кваса четыре российских пивных предприятия, в том числе в Хабаровске и Иркутске. В водочном стане в последние три года тоже были крупные производственные потери.




В середине 2017 г. закрылся один из старейших в России – Астраханский водочный завод, в Кузбассе остановили Мариинский ЛВЗ со столетней историей, наконец, в марте 2018 г., похоже, навсегда прекратил выпуск легендарный московский «Кристалл». Возвращаясь к менее крепким напиткам, особо приятной темой последнего времени стало пивное сырьё. Дело в том, что привозные солод и хмель, на которых пивные корпорации работали до кризиса, сейчас стали слишком дорогим удовольствием. По иронии судьбы западным пивным концернам, которые давно оккупировали наш рынок, поневоле пришлось всерьёз заняться тем самым импортозамещением. Каждый выкручивается как знает, например, известный датский пивной концерн с 2015 г. решил развивать громадный солодовый агропроект в Новосибирской области. Теперь иностранцы не нарадуются, поскольку сибирский солод обходится в 7–8 руб. за кг, в то время как импортный стоит 20–25 руб. и больше. В целом, по оценкам экспертов, за последние четыре года российское производство солода выросло на 40%, до 1,6 млн т в год. При этом потребность пивной отрасли – более 4,5 млн т, так что запас по развитию огромный, впереди непаханые солодовые поля.

Красный рассвет

Другая отличная тема для будущего развития села – конечно, вино. Помогло то, что в Европе в 2017 г. разразился страшнейший неурожай, сборы винограда в зависимости от страны рухнули от 20 до 50%. Поэтому выпуск вин в ЕС в 2018 г. будет самым низким с 1982 года. В результате привозные вина в РФ изрядно подорожали, самые дешёвые подскочили на 30–40%, так что спрос на них в нынешнем году будет рекордно плохой. Тем временем площадь собственных виноградников в нашей стране к 2018 г. достигла 87 тыс. га, из них 20 тыс. га высадили с 2013 по 2017 год. Ещё 20 тыс. га добавил Крым, но там пока слишком много запущенных хозяйств, площади надо раскорчёвывать, лозы высаживать заново. Для сравнения: в лучшие времена в СССР было 107 тыс. га виноградников, раскинувшихся на территории 11 советских республик.

Сегодня выпуск вина из собственного винограда, хотя и рванул за последние три года с 250 до 350 млн л в год, всё ещё мал. Реальный спрос на вино – более 800 млн л, разницу в 450 млн л покрывают импорт и разлив из привозного сырья. Со временем можно наладить крупные поставки вина за рубеж. Отличный пример для подражания – Чили, страна, которая всего за десятилетие с нуля создала громадную винную индустрию, вышла на экспорт, залила своим вином полмира, включая Европу, и сейчас зарабатывает на экспорте вин более 10 млрд долл. в год. Так что запас для роста по вину у России гигантский.

Пока, по плану развития отрасли, в 2022 г. у нас должно быть минимум 145 тыс. га виноградных угодий. В развитие виноградников вложили внушительные 4 млрд руб., в 2016 г. должны прийти ещё 8–10 миллиардов. Наконец, что касается государственной политики в области алкоголя. В последние несколько лет она проста. С точки зрения правительства выпивка – это прежде всего крупный источник налогов.

С благословения Минфина крепкий алкоголь стал чемпионом подорожания. Ещё в январе 2014 г. минимальная стоимость водки поднялась со 125 до 170 руб., вскоре подскочила до 199 руб., затем поднялась до 220 рублей. Правда, в кризис решили притормозить и даже пошли на попятную, понизив минималку. В результате к весне 2018 г. минимальная стоимость поллитровой – 205 рублей. Это не помешало бурному росту сборов. Сравните цифры. Если в 2009 г. акцизы на алкоголь пополнили госказну на 100 млрд руб., в 2015 г. собрали уже 300 млрд руб., в 2017-м подобрались к отметке 400 миллиардов. Даже для федерального бюджета сумма весьма серьёзная, так что налоги на спиртное будут расти, их будут повышать при первой же возможности.