Девчонок не считал!



Девчонок не считал![b]Евгений МАРГУЛИС пел и играл на бас-гитаре во множестве групп («Машина времени», «Воскресение», «Наутилус» (не екатеринбургский, другой), «Аракс», «Шанхай»), а с 2012 года предпочитает сольное творчество. Также в последнее время он проявляет себя с новой стороны – как автор и ведущий музыкальной программы «Квартирник». Пожалуй, самой душевной программы на российском телевидении.

Лолита трогательна!

– Популярный в Интернете молодой журналист, частично отражающий взгляды молодёжи и частично их формирующий, недавно бросил: «Русский рок мёртв». Мне вспомнилась песня Юрия Шевчука, написанная ещё в 2005 году: «Хоронили русский рок, хоронили. Тучи пепла, толпы гари и пыли. А он лежал в гробу хороший, пригожий, совершенно на труп не похожий».[/b]

– Рассуждать о русском роке – живой ли он, мёртвый ли, издаёт ли он какие-то запахи – я не берусь. Бог его знает! Каждое поколение выбирает свой треш (стиль. – «АН»). Для нас это были «Битлы», советские ВИА, «Ласковый май», рок, попса… Для нынешней молодёжи – главным образом рэп. Впрочем, я очень не люблю жанровых классификаций. Музыка – это и есть музыка. Она для меня бывает только двух видов – хорошая и плохая. Сейчас, слава богу, такое время, когда каждый может выбрать то, что ему по вкусу. А рассуждать, какие там жанры умерли или не умерли, – не наше собачье дело. Всё это вкусовщина. Музыка жива – вот что я могу сказать с уверенностью.

[b]– Речь не только о роке как таковом, но и о его социальной значимости.[/b]

– Раньше мы были молоды. Если ты не бунтуешь в молодости…

[b]– …то у тебя нет сердца. Знаем-знаем. А если бунтуешь в старости, то у тебя нет ума.[/b]

– Если бунтуешь в старости, то ты полный … (чудак на букву «м». – «АН»).

[b]– Обратим внимание: в вашей программе «Квартирник» корифеи русского рока сильно преобладают количеством над молодёжью.[/b]

– Существуют закономерности, связанные с телевидением. Молодёжь телевизор не смотрит, предпочитает Интернет – соответственно, моё телевизионное начальство делает ставку на мэтров. Была бы моя воля – я показывал бы только молодняк. Есть что показать! Недавно я снимал «Шляпников» – уматные, прикольные, наглые, нахальные, с «социалкой», никаких героев и приоритетов для них нет, полюбили и зауважали меня только к концу передачи (смеётся).

[b]– Из молодых артистов «Олимпийский» собирают только рэперы. У вас в программе тоже бывали представители этого жанра: Баста, NoizeMC.[/b]

– Новое поколение выбрало себе музыку улиц – вот тебе, пожалуйста, и социальная значимость. А если они поют про любовь, то это такая любовь, что чёрт подери! Баста мне очень нравится, и Нойз тоже. Умные, образованные люди, очень хорошие музыканты. Для меня это стало открытием, поскольку раньше в рэпе я встречал только бессодержательную матерщину под шуршание. Собственно, половина из того, что попадается мне в Интернете, – детский лепет. Я человек старой закалки: если выходишь на сцену, то играй хорошо. Но, хочу тебе сказать, на Западе говна тоже хватает (смеётся).

[b]– Сможет ли ваше поколение преодолеть предубеждение перед новой музыкой, как его преодолели вы?[/b]

– Не знаю. Наше поколение, конечно же, страшно консервативно, и не только по отношению к новому. Когда я захотел пригласить в «Квартирник» Лолиту, 90% звукорежиссёров и операторов нашей программы сказали, что я низко пал. Человек часто видит артистов с неприглядной стороны – так работают многие СМИ. И тут мои коллеги наконец разглядели тонкую и трогательную артистку с нормальными песнями – и после съёмок целовали ей руку.

[b]– Ваша программа, как и «Соль» Захара Прилепина, стала бальзамом на раны истосковавшихся меломанов. Последний раз подобное шоу выходило в эфир на ТВ в 2003 году (оно называлось «Земля- воздух»). Как вы убедили телевизионщиков в необходимости такой программы?[/b]

– Действительно, с уходом молодёжи в Интернет музыкальные передачи стали телевидению не нужны, так как упали их рейтинги (а вспомните, сколько их было в 1990-е годы!). Даже MTV предпочло музыке дурацкие лайв-шоу. Но так получилось, что в 2015 году менялся профиль канала «Перец», и под это дело мы придумали «Квартирник». Просуществовала программа всего лишь полгода, поскольку бешеных рейтингов не продемонстрировала. А с сентября 2017-го возобновилась на НТВ – опять же благодаря тому, что канал решил меняться, уйти в сторону от чернухи. Наш телерейтинг по-прежнему невысок, для НТВ «Квартирник» – имиджевая программа. Но в Интернете мы популярны. Пугачёва прекрасна!

[b]– В 1982 году, когда вы в составе группы «Аракс» выступили в Ульяновске, некий пенсионер написал донос, обвинив вас в пропаганде сионизма.[/b]

– У меня на шее была звезда Давида (бабушкина), на спине – тоже, на ремне для гитары – надпись «Израиль» на иврите. Я говорил, что это костюм звездочёта, но мне не поверили (смеётся). Меня «свинтили», и около 20 часов я давал показания. Дело, слава богу, не завели.

[b]– С вашей стороны это была дань уважения предкам?[/b]

– Дань уважения? Бог с ней! Главное – необычность поведения! Мы же рокеры! (Смеётся.) В результате за этот «сионизм» и за «нарушение финансовой дисциплины» группу «Аракс» запретили.

[b]– Запрет «Аракса», тюремные сроки «воскресников» Алексея Романова и Александра Арутюнова за организацию нелегальных концертов – повлияло ли это на вас? Сделало ли вас покорнее?[/b]




– Не сказал бы. Все стали действовать хитрее – устраивать не концерты, а «танцы». Деньги музыканты получали накануне. Либо вообще не получали, если организаторы обманывали. Мы делали что хотели, были молодыми и ретивыми – сил много, ума мало. Но появляться на официальной советской сцене после того случая мне было запрещено, по всем филармониям Советского Союза разослали мою фамилию, подчёркнутую красным карандашом, и устроиться музыкантом я не мог. Мне предлагалось мести арену цирка (тоже близко к искусству!) или резать проволоку на заводе железобетонных конструкций. Не подошло. От карьеры хирурга я отказался и бросил медучилище (меня накрыло на практике в роддоме после зверского концерта и нетрезвой ночи). В общем, средств к существованию не хватало, и я уже подумывал об эмиграции. Слава богу, нашу с Россией разлуку предотвратил Юрка Антонов, взяв меня, безымянного и бесфамильного, к себе в группу. Она относилась к Чечено-Ингушской филармонии, а там про советскую власть знали только понаслышке.

[b]– Ещё вам поступило предложение от Пугачёвой.[/b]

– Я сказал ей, что невыездной и что потом она сама меня выгонит. Нашёл слова, чтобы отбиться (смеётся). Если мне неинтересно исполнять репертуар, гонорарами меня не привлечь. Кстати, виделся с Аллой буквально вчера на дне рождения друга.

[b]– Хорошо выглядит?[/b]

– Прекрасно! Она же моя поклонница! (Смеётся.) Женщины – подарок!

[b]– Ещё о так называемом «сионизме». Бывший клавишник «Машины времени» Пётр Подгородецкий написал книгу о группе и назвал её «Машина с евреями». Шутки шутками, а была ли принадлежность к еврейству одним из преимуществ для попадания в коллектив?[/b]

– Нет. Когда они (Е. Маргулис не играл в «Машине времени» с 1979 по 1990 год. – «АН») пришли на работу в Росконцерт, их прозвали «Машиной с евреями». Кутиков – еврей, Макар – полуеврей, Петьку Подгородецкого за еврея все принимали, хотя он никакого отношения к еврейству не имеет, кто-то из техников тоже еврей…

[b]– К мыслям об эмиграции не возвращаетесь?[/b

– Не возвращаюсь. Чтобы эмигрировать, тебе должно быть лет 15. Адаптация происходит достаточно сложно: другое сообщество, другая жизнь, другой воздух, другая вода – всё другое. До того как улучшишь своё положение, нужно лет семь месить дерьмо.

[b]– Вы рассказывали, что организация ваших концертов за границей, как правило, оставляет желать лучшего…[/b]

– Их устраивают не международные импресарио, а наши бывшие соотечественники. Если в мире всё меняется, то у бывших администраторов бывших филармоний не меняется ничего – всё через одно место (смеётся). Заграничные гастроли всегда рассчитаны на определённую коммуну, на наших эмигрантов. Они по-прежнему остаются советскими людьми. Брайтон всегда будет Брайтоном, даже через сто лет. Когда говорят, что наши артисты играют в Карнеги-холле, в Альберт-холле, – это, как правило, чушь. Обычно бывает так: «Как гастроли?» – «Отвал башки! Четыре кинотеатра, две синагоги и школьный баскетбольный зал!».

[b]– Подгородецкий в своей книге написал, что первую машину в вашей жизни – вишнёвую «девятку» – вам подарили тольяттинские авторитеты в 1993-м. Правда?[/b]

– Да. Мы выпивали в бане, и они спросили, какие у нас колёса. Я и сказал, что мои колёса – это кроссовки (смеётся). Кстати, сейчас они успешные и уважаемые бизнесмены.

[b]– Ещё Подгородецкий написал, что «Машине…» навредили концерты в поддержку «Союза правых сил». Цитата: «Они [руководители СПС] добились того, чего не удалось в своё время сделать КПСС, – превратить «Машину времени» из рок-группы в обычный попсовый коллектив».[/b]

– Да ну, нет. Лично мне сотрудничество Макара с «Союзом правых сил» вовсе не запомнилось как значимая глава в истории группы. А Петькина книга – это книга обиженного человека, к сожалению (Подгородецкий был уволен из «Машины времени». – «АН»).

[b]– Вы стали доверенным лицом бизнес-омбудсмена Бориса Титова на предстоящих президентских выборах. Зачем?[/b]

– Затем, что лично знаком с ним и знаю его как хорошего человека.

[b]– В целом вы аполитичны?[/b]

– Нет, я отношусь к этим вопросам серьёзно, потому и не вываливаю свои соображения где попало. У нас в стране ведь обычно как бывает – выпил литр водки и сразу стал политическим экспертом. И знатоком женского пола.

[b]– Говорят, по части женского пола вы действительно большой знаток. Алексей Романов из «Воскресения» сказал, что вы были самым успешным обольстителем в тусовке.[/b]

– Подтверждаю (смеётся). Бывало, меня отправляли заарканить сразу нескольких девчонок – на всю компанию. Впрочем, недостатка в них никогда не было.

[b]– Счёт шёл на десятки? Или на сотни?[/b]

– Никогда не считал!

[b]– Скажете что-нибудь прекрасной половине человечества накануне праздника? Или, может, споёте?[/b]

– Дорогие наши дамы, / Донны, леди и мадамы, / Пани, фрекен, фру и скво, / Мы без вас, конечно, чмо. / Чем мы были? Кем мы стали? / Почему мы не пропали? / Почему не стали хуже? / Почему не спим мы в луже? / И вопросов миллионы, / А ответ предельно прост: / Потому, что наши жёны / Кем-то сотканы из звёзд, / Восхитительных и ярких. / Потому и под венец! / Закругляюсь, Вы – подарки! / И без Вас нам всем… (конец. – «АН»)!

[b]
Сергей РЯЗАНОВ
[/b]