Олег Меньшиков постарался связать разорванные времена



Олег Меньшиков постарался связать разорванные временаВ 1974 г. замечательный драматург Леонид Зорин сочинил комедию о свой юности – «Покровские ворота», действие которой происходит в середине 1950-х годов. Михаил Козаков снял эту комедию в 1982 году, и с тех пор телевизионный двухсерийный фильм с блистательным актёрским составом не покидает экраны. А в феврале 2018 г. на сцене Театра имени Ермоловой состоялось уникальное представление «Кино на сцене. Покровские ворота»…

ГЕРОИ «Покровских ворот», скромные советские интеллигенты, противоестественно объединены в пространстве коммунальной квартиры. Они вообще-то живут в бедности и унижении. Но свои бедность и насильственность объединения герои превратили волей автора в живую и радостную жизнь. Они живут вне идеологии, вне политики, своими забавными страстями, живут азартно, с наслаждением, с аппетитом.

И так же страстно и аппетитно относятся друг к другу. Никакого аутичного погружения в себя, никаких вялости и холодности – каждое движение, каждое слово одного человека мгновенно отзывается в другом. Это главное, и это – то, что спасает в любую эпоху. И [end_short_text]это «вещество» отзывчивости и сочувствия – один из главных дефицитов сегодня. Наверное, поэтому Олег Меньшиков предпринял создание в своём театре специального миража – «кино на сцене». Конечно, у него есть свой лирический интерес – вспомнить молодость и свою звёздную роль, воссоздать на мгновение воды минувшей реки. Тем более СССР сейчас в мощном тренде, и конца этому не предвидится. «Что пройдёт, то будет мило». Но тут важно, как воскресить и ради чего. Мне показалось, главной задачей представления стало развести огонь настоящей комедии – как спасения.

На сцене – чёрные стулья и пюпитры, здесь расположились артисты, читающие по ролям литературную запись «Покровских ворот». Справа в правильной белой рубашке – сам Меньшиков, он представительствует «от автора», а также поёт песни Окуджавы, включённые в картину. За актёрами – духовой оркестр, знакомый зрителю по прелестному спектаклю Театра Ермоловой «Оркестр мечты. Медь». На экране иногда возникают кадры из «Покровских ворот» – но строго те, где персонажей нет, в основном трогательные виды старой Москвы.

Многие артисты подобраны со снайперской точностью. Пьяница-жизнелюб Аркадий Велюров (в фильме – Леонид Броневой) – это Михаил Ефремов, Маргарита Хоботова (Инна Ульянова) – Анна Ардова, Лев Хоботов (Анатолий Равикович) – Сергей Бурунов, Савва Игнатьевич (Виктор Борцов) – Сергей Степанченко, тётушка (Софья Пилявская) – Ирина Купченко… Молодые актёры работают вдохновенно и прилежно (Александр Петров – Костик, Дарья Мельникова – Светка, Анна Адамовна и Рита, девушка Костика; Кристина Асмус – медсестра Людочка). Но, конечно, освоить бешеные ритмы комедии и особую её атмосферу им ещё не под силу. Тут ведь задача непростая: не подражая буквально наизусть известным интонациям персонажей «Ворот», создать свой образ, но в их русле, в их струе, в их энергетическом поле. Однако где добыть эту энергию, откуда взять стремительный разбег и лететь, не спотыкаясь, будто на крыльях, как разогреть в себе комедийный жар? Не все же обладают темпераментом Меньшикова, способного выговорить двести слов в минуту, и его феерической музыкальностью. «Не все» – это мягко сказано, наверное, никто не обладает. «Старшие» артисты к тому же словно бы знают какой-то «секрет изготовления пряников» (реприз), особенно Ефремов, это актёрское чудище, способное укатать зал одним движением бровей. (Преступление, что он так редко выходит на сцену!) «Младшие» ещё не знают. Вот разве что приглашённые на маленькие роли супругов Орловичей артисты иной системы («Камеди Клаб» и т.д.) Александр Гудков и Марина Кравец дали жару.




Зрители знали «Покровские ворота» наизусть, поэтому любая оговорка или запинка вызывала бурю смеха и хоровые подсказки, но вообще-то актёры бежали по тексту исправно и добросовестно. От живой остроумной игры между каноном фильма и концертным чтением постоянно вспыхивали искры веселья. Попробуй-ка «переиграй» Инну Ульянову – Маргариту, когда все её интонации за тридцать лет впечатались в память! Однако могучий талант Анны Ардовой взял недоступную высоту – она не «переигрывала» Ульянову, но создала свой образ, заставляющий сожалеть, что зритель так мало видел эту бравурную комедиантку на сцене в достойных ролях.

Мы поговорили об этом в антракте с Еленой Кореневой, актрисой, исполнявшей в фильме роль Людочки. Зрители приветствовали её так радостно, что Елена даже испугалась. А что делать, если люди тоскуют по своим любимым актёрам! Ведь они нам всем не посторонние, они – часть общей жизни, памяти, времени, судьбы… Да, «воскрешение воды и огня» на сцене Театра Ермоловой в этот вечер состоялось. Но как же мы хотели бы видеть этих великолепных артистов в настоящем спектакле! Не в жалких халтурных антрепризах, а на большой сцене, в хорошей комедии, и в костюмах, и с музыкой, и чтоб они зажигались друг от друга и играли с тем особым наслаждением, которое обязательно передаётся зрителю. Ну как в «Женитьбе Фигаро» с Мироновым в Театре сатиры сто лет назад.

Актёры-то есть! Но только актёры и есть. Ни новых комедиографов, ни режиссёров, имеющих вкус к комедии. Ждать ли, когда всё вдруг появится? Сколько ждать? Мрак-то всё сгущается. Какой-то сплошной «коловрат» на дворе. Скучно, скучно… дайте огня! Помогите людям и сегодня преодолеть унижение и вновь узнать и полюбить друг друга. Чтобы священная частная жизнь человека вновь разбила тяжкие оковы истории – хотя бы пока на сцене хорошими актёрами играется комедия. Мы держались в 1957 году, держались в 1974‑м, держались в 1982-м… что ж, обрушимся разве сейчас? С какой стати?