Кто убил СССР



Кто убил СССРВышедшая в издательстве «Аргументы недели» книга Анатолия ТЕРЕЩЕНКО «Преступления без наказания» очень популярна у наших читателей. В ней наш постоянный автор, ветеран госбезопасности и историк проводит глубокое исследование причин крушения Советского Союза и последовавшего за ним безвременья 1990-х, называя конкретных виновников. Чтобы уточнить некоторые вопросы, поднятые в книге, мы встретились с её автором.



Долгосрочный план

– В своей книге вы утверждаете, что развал СССР готовился за рубежом. Но ведь развален он был нашими собственными руками. Что это – потрясающая наивность и внушаемость советского общества или просчёты руководства, допустившего такое разрушительное влияние на умы своих граждан?

– Да, штаб развала находился в ЦРУ. Уже после войны, в 1950-е годы, англосаксы стали на путь подготовки к развалу Союза. Так, среди рассекреченных 13 миллионов документов ЦРУ есть доклад «Факторы сопротивления и зоны действий специальных сил на Украине». В 1957 году ЦРУ разработало план антисоветского вооружённого восстания в УССР с прогнозированием межнационального напряжения между русскими и украинцами. Была активно задействована агентура влияния из местных жителей, которые готовились сотрудничать с янки во время вторжения, особенно на территории Галиции. В 1991 году Бейкер – глава администрации Рейгана – мотался по республикам, уговаривая их глав выходить из СССР. Сейчас история повторяется с Россией. Так, в столице Урала Екатеринбурге отмечаются частые заезды американских представителей и работников посольства. Только в 2015 году посол Джон Теффт дважды посетил этот город. Кейтлин Ковалек – заместитель Виктории Нуланд – несколько раз посещала Урал, наверное, искала людей, способных поблагодарить за «печеньки».

Развалили Советскую Россию функционеры из партийной номенклатуры. В основном прибывшие в Москву с периферии (из грязи в князи), объявившие себя «реформаторами», а оказавшиеся политическими банкротами.

До этого они вещали через СМИ, что СССР непобедим, как «терминатор», что «коммунизм неизбежен», а потом вдруг во время «перестройки социалистической декорации» стали активно обгаживать свои вчерашние «святыни». Эти перевёртыши рвали прилюдно и сжигали партбилеты, красные знамёна называли кровавыми. Даже всё, что было хорошего во вчерашнем, топтали ногами в походе к капиталистическому завтра, где виделись горизонты личного обогащения в ходе приватизации госсобственности. Теперь они становились её хозяевами, просчитав своё положение в новой иерархии. В мутной воде легче приобретать чужую собственность, как это случилось в 1917 и 1991 годах.

А народ, что народ – он хотел получить кусок обещанной земли, но его обманули и в 1861-м, и в 1917-м, и в 1991 году.

Повлияли на одураченных людей сила чуждой пропаганды, горячих, с большим накалом депутатских тусовок и толповое безумие на московских «майданах» 1991 года, где как раз и проявили себя «потрясающая наивность и внушаемость» в основном московской публики.

Что же касается просчётов руководства, допустивших такое разрушительное влияние на умы своих граждан, то их просто не было у людей, живущих отстранённо от реалий в каком-то зазеркалье. И Горбачёв, и Ельцин, как когда-то Керенский, занимались больше самолюбованием от неожиданно свалившейся на них огромной власти.

А вообще развал страны представляет собой сложный ряд событий со множеством альтернатив и развилок, о котором написано уже сотни книг.

– Вы утверждаете, что проект по разрушению СССР осуществлялся с сороковых годов. Но ведь за эти годы в самом западном обществе столько раз возникали кризисы, грозившие его существованию. Как же у них хватило сил сыграть такую долгую и продуманную партию против нас, одновременно допуская такие жуткие просчёты во «внутренней игре»?

– Проекты разрушения Советской России готовились в разных вариантах Антантой, белой эмиграцией, белогвардейской военщиной, нацистской Германией, а сегодня, в однополярном мире, – США. Несмотря на кризисные явления в западном обществе, они не грозили государственными переворотами в силу продуманной правовой системы, верховенства конституций, имеющих высшую юридическую силу, и неукоснительного соблюдения их статей чёткой судебной системой с равенством всех перед законом. Посягательство на власть считается особо опасным государственным преступлением, как это было в СССР.

Что же касается действий ЦРУ по разрушению советской сверхдержавы, то янки на этот счёт имели целостную программу под названием «Теория заговора» с её десятью шагами:

– создание национальной руководящей инструкции от 17.01.1983 по расшатыванию СССР, подготовленной 13-м директором ЦРУ У. Кейси для Р. Рейгана;

– набор команды политических киллеров;

– сбор информации о противнике;

– психологические атаки;

– подбор агентов влияния;

– создание разрыва между властью и народом;

– экономический сбой;

– подрывная работа в регионах;

– раскол элит;

– курок или спусковой крючок.

Не буду расшифровывать план, ибо размеры газеты не вместят его объём.




А ещё политика и экономика, особенно в США, разнесена по разным углам. В то же время обострение борьбы с Советской Россией, а теперь с РФ, стимулировало и стимулируют собственную экономику. В 1940–1950 годы шло перевооружение США и Европы. Огромные вливания в военные бюджеты проходили на фоне сокращения социальных программ. А просчёты во «внутренней игре» гасились жёсткой карательной политикой спецслужб во имя главной цели – «обезопасить» себя от агрессивного «русского медведя», у которого никто не смог забрать «берлогу». Наверное, многие сегодня понимают, что РФ сумеет защитить себя, и помнят слова железного Бисмарка, что в Россию легко можно войти, а вот выйти очень трудно.



Безыдейные предатели

– Ельцина и Горбачёва вы ставите на одну полку как виновников развала страны. Однако они были непримиримыми политическими противниками. Кому и каким образом удалось две столь противоположные фигуры заставить сыграть одну «музыкальную партию»?

– Горбачёв и Ельцин – это два жадных, амбициозных и недалёких политика, вброшенных шарами волей случая в политический жёлоб. Первого нашёл Андропов, второго Горбачёв – как своего и страны могильщика. Думаю, основываясь на некоторых зарубежных публикациях, Горбачёва приобрели американские политики без классической вербовки путём ломки его идейных стереотипов ещё тогда, когда «царь овец», как его называл Брежнев, подался в заграничную командировку в Канаду. Потом была Англия. Встреча с Тэтчер в загородной резиденции Чеккерс, где обсуждался вопрос разоружения и он для пущей убедительности показал хозяйке карту с направлением ядерных ударов по Великобритании. Потом Мэгги скажет, что «с этим человеком можно иметь дело».

Ельцина «завербовала» статуя Свободы в США, дважды облетев которую он стал, по его заявлению, дважды свободным. В общем, перестроечная риторика на потеху американцам. Вот и вся прелюдия к их «музыкальной партии» и весь их «патриотизм», к которому они призывали своих граждан, больше заботясь о своих карманах, – это туман по глупости или злой воле кукловодов, потому что они были жалкими политиканами, а не государственными деятелями.

– Обе эти фигуры запомнились как люди не слишком далёкие и образованные, зато большие специалисты по игре в «политические шахматы» и обладавшие безудержной жаждой власти. Не является ли то, что такие люди прорвались на самый верх, симптомом болезни, поразившей само советское общество?

– Полностью согласен с вашей трактовкой, что эти две фигуры представляли недалёких игроков «в политические шахматы». Жажда власти у них зашкаливала. Однажды внук меня спросил: «Почему среди тех, кто облечён властью, так много самодуров, упрямцев и откровенных психопатов?» Ответил ему так: «Дело в том, что венценосцы меньше сомневаются в правильности своих действий. Власть – это наркотик, без которого политики не могут жить и который они покупают у избирателей за деньги самих избирателей».

Советское общество, особенно позднего периода, было поражено симптомами этой болезни, которая метастазами прошила и современное общество. Почему? Потому что это – большие деньги, добываемые порой очень лёгкими путями.

Нас освободили в 1990-е годы от Советской власти и ликвидировали СССР, чтобы ограбить. Нам дали свободу, возможность выезда из страны, разрешили заниматься бизнесом. Однако вскоре люди обнаружили, что у них нет денег, чтобы купить то, что понравилось в новопостроенных универсамах с обилием продуктов и других товаров. А свобода без денег в мире, где за всё надо платить, – это блеф, это похоже на ваше присутствие в чаще леса, где никто и ничего не ограничивает. А человеку нужны человеческие условия для жизни, нужна работа, а без таковой нет зарплаты, а без получки нечего делать в магазине. Чиновничество и Семья «гаранта Конституции» ЕБНа многих из нас освободили от рабочих мест.

– Вы пишете, что Горбачёв уверяет, будто всю жизнь боролся с коммунизмом. Он, конечно, во многом виноват, но идейный борец из него, извините, никакой. Более вероятно, что он слабохарактерный интриган с провинциальным комплексом и западные «волки» его просто легко оболванивали и подчиняли. Но как такой человек смог стать первым лицом могущественной КПСС?

– Борьба с советской властью, с партийной номенклатурой, правящей элитой была у него замаскирована. На работе один, дома другой. Под влиянием жены, у которой были репрессированы родственники, в нём росло «понимание» борьбы с «лошадьми», которые честно тянули властный воз своей высокой должности. Они были прямолинейны, Горбачёв имел два лица, как Янус. Трусоват по натуре, подкаблучник, он старался показаться героем своей своенравной супруге как борец с консерваторами в ЦК КПСС.

Он не был свободен. Свобода – это понимание своих границ. Когда главный перестройщик стал президентом Советского Союза, он почувствовал это самое безграничье, поддерживаемое Западом. Американцы его хвалили за то, что за лозунгами перестройки «Свобода, гласность и исповедание общечеловеческих ценностей!» они узрели бездумного крота, постепенно пожирающего корни плодоносных растений.

У многих в то время было состояние, сопрягаемое с четверостишием Николая Некрасова из поэмы «Современники»: «Я книгу взял, восстав от сна, и прочитал я в ней: «Бывали хуже времена, но не было подлей».

Но, увы, народ безмолвствовал…