Маша Швецова как идеальная Россия



Маша Швецова как идеальная РоссияВ конце 2017 года вышли серии 17-го сезона киноэпопеи «Тайны следствия» о нелёгкой жизни гения сыска Маши Швецовой. «Тайны следствия» называют одним из самых долгоиграющих сериалов отечественного телевидения. Первый его сезон открылся в 2000 году. Как Путин стал президентом, так и начались «Тайны следствия». И, судя по всему, вряд ли закончатся…

СТАРЫЕ советские и новые американские сериалы смотреть можно всем: и широким массам, и отдельным людям. О сериалах отечественных такого не скажешь, но как раз «Тайны следствия» – вещь довольно удачная. Где-то в районе 2010–2013 года сериал забуксовал, поскучнел, потерял энергию, но потом встрепенулся, и 17-й сезон оказался очень даже неплох (режиссёры – В. Шевельков и Е. Баринов).

Первые серии базировались на книгах Елены Топильской, которая писала их на личном опыте работы, и привлекали точностью, остроумием, хорошим знанием дела и отлично выписанными характерами. Чудесным петербургским актёрам было что играть. Из той давней бурной флоры и фауны районной прокуратуры нынче остались далеко не все. Остались умный, энергичный Машин начальник Ковин с милой «лукавинкой» в характере (Вячеслав Захаров) и его вечная секретарша, очаровательная дурочка Зоя (Юлия Яковлева). Остались дивные опера, клоунская пара – капитан Курочкин (Александр Новиков) и майор Кораблёв (Игорь Николаев), которые, флегматично препираясь между собой, ничуть не печалятся, что уже лет десять как остаются в одном и том же звании. И главное – по-прежнему цветёт неувядающей красотой умница Маша Швецова (Анна Ковальчук). Она даже и краше стала. Её приятно одевают в приталенные костюмы сине-чёрного цвета, удачно гримируют…

Вспоминаю Машу в первых сериях – с распухшей щекой, в нелепой шляпе. Да тогда вообще весь Петербург представал как жуткое место, столица коммунальных недр с дегенеративными жильцами, прямыми наследниками Петербурга Достоевского. Районная прокуратура тогда получалась оазисом не только порядка и закона, но и простой человеческой нормальности, где есть крепкая привязанность честных людей друг к другу. Неслучайно ни у Маши, ни у оперов нет по сюжету никаких родителей: они же ангелы. Попробовал бы кто-нибудь сунуть взятку хоть тому же Лёне Кораблёву, рассекающему город на сереньком «Рено», в его пролетарской кепочке и с голодным котом – единственным спутником его жизни! Правда, наши ангелы замаскированы: кто дурным характером, кто страстью поесть, а иначе в их кристальную честность кто ж поверит? У Маши даже целых два мужа фигурируют на протяжении сериала: первый – ревнивый неудачник (А. Чевычелов), второй – преуспевающий бизнесмен (М. Малич). И это был один из самых счастливых дней моей жизни, когда Маша наконец в 17-м сезоне рассталась с этим Луганским, томным и грузным занудой, который вечно ныл, чтоб она ушла из следствия!




Хороша была бы Маша, поверив в его нытьё и оставшись затем и без мужа, и без работы. Но Маша в отличие от многих её современниц не поддалась на мужнюю провокацию. Хотя из-за него лишилась детей, которых зануда услал учиться в Англию, а сам влип в какие-то мутные дела в Москве, и Маша вынуждена его спасать.[end_short_text] Конечно, спасёт – ведь Маша сама надёжность, верность, порядочность. Идеал человека вообще. Суровый профессионал сочетается в ней с нежной и ласковой женщиной. В мире, где столько лжи и мерзости, Маша – луч света. Маша-Мария – наша идеальная Россия, которой нет, но которая есть (в мечтах и надеждах).

«Тайны следствия» – петербургский сериал, и его создатели тщательно регистрируют изменения быта и нравов города. По видимости, кое-что улучшается: всё меньше лютых коммуналок, всё больше благоустройства в присутственных местах. Даже Курочкин стал почище одеваться, а кепочка Кораблёва из пролетарской стала почти французской. Чтобы зритель рельефнее понял своеобразие города, в 17-й сезон подселили нового следователя, лысого хитроглазого Борю из Ростова-на-Дону (А. Ксенёв). Он ругательски ругает проклятый город без солнца, и его могучий, открытый напор как будто выгодно контрастирует с меланхолической повадкой питерских сыскарей. Вот вроде бы пришла из России новая свежая струя энергии. Но! Жизнелюбие Бори из Ростова, который в отличие от малахольных неразмножающихся оперов мифического «Заневского РУВД» кроме жены с дочкой имеет ещё любовницу с сыночком, его и губит. Бабы деньги тянут, баб надо ублажать и содержать. А потому Боря из Ростова ввинчивается в воронку коррупции, и не на стареньком «Рено» рассекает, но на грозном джипе, а дальше – больше…

Нет, в Петербурге жизнелюбие и бесконтрольное размножение ведут в омут! Здесь выживают в моральной чистоте только ангелы. Маша Швецова нравится мужчинам, и ей нравятся мужчины, однако – ангельская доля не велит. И потому она удочеряет девочку-сиротку, ибо ангельская совесть не даёт нашей Маше покоя. И квартиру свою уныло-дизайнерскую продаёт (надо вытащить из тюрьмы несносного Луганского!). И тащат её коробочки в новое бедное жилище дружная компания тех же ангелов – Курочкин, Кораблёв, философический доктор Панов (А. Шарков) да невозмутимый криминалист (Д. Поднозов). Все эти петербургские привидения по совместительству – прекрасные питерские актёры. Сами-то мало отличимые от ангелов…

Итак, жизнь идёт, но чем она держится? Об этом выразительно сказал царь Берендей в «Снегурочке» Островского: «Чем же и свет стоит, милая девушка? Правдой и совестью только и держится». Его тезис словно опровергает пушкинский Сальери – «Нет правды на земле, но правды нет и выше». Может, и нет правды на земле – но в слове, на сцене, в эфире её можно слепить из таланта, душевности и неистребимых надежд на всё тех же «отдельных людей». Там живёт наша Маша – прекрасная женщина, гениальный сыщик и честный человек.

Ничем помочь нам она не может, но её хотя бы можно увидеть!