Тайные информаторы Центра



Тайные информаторы ЦентраРазведчики часто шутят, что нелегалу, много лет работавшему под чужим именем, можно давать звание народного артиста. Их настоящие фамилии чаще всего навсегда остаются под грифом «Совершенно секретно». И лишь иногда их рассекречивают по особому решению Центра.
О проблемах нелегалов обозреватель «АН» попросил рассказать бывшего сотрудника российских спецслужб полковника в отставке Альберта Семёновича НОВИКОВА.

Без права на славу

20 декабря этого года органы госбезопасности России отметили свой столетний юбилей. На закрытых собраниях вспоминали известных и пока ещё малоизвестных героев. Но даже в своём узком и проверенном кругу не назывались настоящие фамилии действующих нелегалов.

– Не обидно, что даже в юбилей – 100 лет ВЧК-КГБ-ФСБ сегодняшних героев нелегальной разведки обделили персональными почестями? – решил сразу обострить беседу обозреватель «АН».

Полковник Новиков пожал плечами:

– Таковы издержки строжайшего режима секретности. Не зря у нелегальной разведки девиз: «Без права на славу, во славу Державы!».

– Альберт Семёнович, знаю, вы начинали службу ещё в Первом главном управлении КГБ СССР, – решил блеснуть своей осведомлённостью журналист. – Теперь это СВР – Служба внешней разведки. Разведчики стыдятся старого названия?

– Глупости! – отмахнулся от бестактного вопроса Новиков. – Как писал мой бывший шеф генерал Шебаршин: «КГБ в России никогда не умрёт. Смертны лишь его названия». Кстати, в братской Белоруссии до сих пор существует Комитет государственной безопасности.

– Расскажите, пожалуйста, о малоизвестных фактах и специфике работы разведчика-нелегала. Чем она отличается, скажем, от деятельности сотрудника легальной резидентуры? Ведь, по сути, они занимаются одним и тем же делом – добывают информацию для Центра.

Альберт Семёнович на минуту задумался, потом начал рассказывать:

– «Подкрышники» – те разведчики, кто работает под прикрытием статуса дипломата, журналиста, торгового представителя нашей страны, после самого напряжённого дня вечером, возвращаясь в семью или к друзьям, могут расслабиться, сбросить маску. Нелегал информацию тайно собирает, он всегда в напряжении. За его спиной нет официальной поддержки государства. Есть даже жестокое, но необходимое правило: разведка никогда публично не подтверждает, что тот или иной человек является их сотрудником.

– То есть в Центре попросту отказываются от провалившегося шпиона? – решил подлить масла в огонь обозреватель «АН».

– Шпионы – это у них. У нас – герои-разведчики, – мягко поправил журналиста полковник. Действительно, герои. Люди, не претендующие на славу и популярность. Чем они хуже всемирно известных эстрадных звёзд, спортсменов, космонавтов? Но о разведчиках-нелегалах редко пишут и почти не говорят. На слуху лишь с десяток фамилий, рассекреченных по указанию Центра. И лишь в «лесу», в штаб-квартире СВР в Ясенево, в кабинете истории нашей разведки есть специальный стенд с именами, причём далеко не всех героев разведчиков-нелегалов. Их слава – под грифом «Секретно» и лишь для внутреннего пользования.

Нашим нет равных в мире

Обозреватель «АН» прервал рассказ старого разведчика провокационным вопросом:

– А зачем вообще нужны нелегалы? Американцы, например, утверждают, что нелегальная разведка – это пустая трата денег. Мол, нигде в мире, кроме Советского Союза и России, нет агентов-нелегалов. Слишком дорогое это удовольствие – долгие годы готовить людей для внедрения в чужую страну под выдуманной легендой. Якобы проще вербовать агентов из местных жителей и работать под дипломатическим прикрытием.

Новиков усмехнулся и рассказал «бородатый» анекдот:

– Забросило ЦРУ своего агента в рязанскую деревню. Тот прикинулся местным жителем: надел фуфайку, резиновые сапоги, шапку-треух на голову, но всё равно был сразу же разоблачён бабусей, у которой он попросил воды напиться. В отчаянии, когда его под белы рученьки вели наши контрразведчики, он взмолился: «Бабка! Раскрой секрет. Как ты узнала, что я американский шпион?» Она ему отвечает: «Милок, в нашей деревне отродясь негров не было». После этой байки Альберт Семёнович уже всерьёз стал спорить с журналистом. Он рассказал, что нелегалы были не только у Советского Союза, но и среди разведчиков Англии, Германии, Китая, Израиля, Японии. Так, знаменитый английский шпион Лоуренс Аравийский успешно выдавал себя за араба… Ещё при осаде Порт-Артура японские лазутчики прикидывались китайскими и корейскими торговцами…




– Но самыми лучшими нелегалами всегда были представители советской и российской разведки, – заключил Новиков.

Две супружеские пары

Альберт Семёнович рассказал, что чаще всего наши нелегалы долгие годы работы за границей жили семейными парами. О двух из них он рассказал обозревателю «АН».

О Галине Ивановне и Михаиле Владимировиче Фёдоровых в нашей разведке ходят легенды. Их агентурные псевдонимы – Жанна и Сэп. Почти всю жизнь разведчики-нелегалы провели в Европе. Для окружающих были преуспевающими бизнесменами, даже миллионерами. Несколько десятилетий Михаил Владимирович и Галина Ивановна снабжали Центр очень важной информацией о деятельности НАТО. Вот сухие лаконичные строчки из их отчёта: «За время нашего пребывания в зарубежной командировке было проведено не менее 300 конспиративных встреч, состоялось около 200 радиосеансов с Москвой, по другим каналам мы переправили в Центр примерно 400 важных секретных материалов». Благодаря Фёдоровым руководство страны своевременно получило исчерпывающие сведения об известном сейчас документе «Дропшот» (план превентивного ядерного нападения на СССР) и смогло предпринять контрмеры. Они передавали данные о военных базах в Европе и их передислокации. После возвращения на родину они до самой смерти проживали в скромной двухкомнатной квартирке и довольствовались не менее скромной, хотя и достойной пенсией.

– Так стоило ли менять миллионы долларов на чужбине на пенсионные рубли дома? – невольно вырвался вопрос у журналиста. В ответ старый разведчик лишь пожал плечами: каждый делает свой выбор сам в силу своего воспитания. Фёдоровы отвечали на этот вопрос так: здесь наша земля, здесь могилы наших родителей, здесь наш дом, где мы родились, учились и выросли, здесь наши соотечественники. Кроме того, мы оба – русские, и Русь – наше Отечество, а это главное в жизни каждого человека, не страдающего комплексом космополитизма. Родина всегда одна! Тургенев был прав: «Без каждого из нас Родина может прожить, но любой из нас без Родины прожить не может».

Куда более трагической оказалась судьба другой пары наших нелегалов – супругов Вадима Михайловича и Ларисы Васильевны Мартыновых (Вест и Веста).

– Я слышал, что их настоящая фамилия не Мартыновы, а Майоровы, – возразил журналист.

– У нелегалов бывает столько имён и фамилий, что они порой и сами путаются, – примирительно сказал полковник. – В Аргентине эту пару знали как Ладислао и Имград Месконисы. У нас в Центре – Вест и Веста. Их провал стал следствием предательства Олега Гордиевского.

Как рассказал Новиков, в Центре им сначала не поверили. Ведь через какое- то время власти Аргентины передали их представителям ЦРУ. Наши разведчики- нелегалы якобы «согласились» на сотрудничество только с американцами. На самом деле они готовили свой побег. В итоге им удалось сбежать и благополучно добраться до советского посольства. Наконец, они вылетели в Москву. Правда, там их ждал неприятный сюрприз. В Центре поначалу были уверены, что провал произошёл по вине разведчиков-нелегалов. Они же доказывали, что их кто-то предал. Финал этой истории такой. Супругов Мартыновых исключили из партии (по тем временам очень суровое наказание), лишили наград и направили на постоянное место жительства в Калугу. Фактически в ссылку. И только в 1990 году все обвинения с них были сняты. Честь Веста и Весты была восстановлена. – У нелегалов не бывает лёгкой судьбы, – на прощание сказал полковник Новиков. – Тайные информаторы Центра – элита нашей разведки. Её золотой фонд. И помнить об этом надо не только в дни юбилейных торжеств.

Александр КОНДРАШОВ