Быть нищими, но служить великому искусству



Быть нищими, но служить великому искусству24 декабря народная артистка России Елена ШАНИНА отмечает свой красивый юбилей. Она училась в ЛГИТМиКе у Игоря Владимирова. Сразу попала в Ленком, где сыграла в спектакле «Тиль». Звёздной стала её роль Кончиты в «Юноне и Авось», легендарной рок-опере, где Шанина играла вместе с Николаем Караченцовым. Зрителям запомнились яркие роли актрисы и в кино, в таких фильмах и сериалах, как «Аты-баты, шли солдаты...», «12 стульев», «По данным уголовного розыска», «Принцесса цирка», «Сашка, любовь моя» и др.

– ЕЛЕНА Юрьевна, юбилей – это и повод подвести некоторые итоги, и возможность подумать о планах на будущее. Что увлекает вас сейчас – в творчестве, в жизни?

– Вообще я довольна своей судьбой, у меня всё прекрасно сложилось. Я сразу поступила в театральный институт к знаменитому Владимирову. Игорь Петрович нас учил, что быть актёром – миссия. Не отпускал сниматься в кино, считая это дело низким. Готовил к тому, что мы должны быть нищими и служить великому искусству. И моя детская мечта была – не слава и успех, а действительно некое миссионерство.

По окончании ЛГИТМиКа меня взяли в Москву, я сыграла двенадцать прекрасных ролей в спектаклях Марка Анатольевича Захарова. Работала в трёх проектах с режиссёром Владимиром Мирзоевым. До сих пор занята в нескольких постановках любимого Ленкома, в частности, в спектакле «Пролетая над гнездом кукушки (Затмение)» режиссёра Александра Морфова. Не так давно участвовала в Чеховском фестивале, играла в спектакле Владимира Панкова «Война», посвящённом 100-летию Первой мировой войны.

Последняя моя премьера – «Старый дом» по пьесе Алексея Казанцева, посвящённая самому драматургу и поставленная Владимиром Панковым в Центре драматургии и режиссуры. В спектакле кроме меня заняты Елена Яковлева, моя дочь Татьяна Збруева, другие актёры. В прошлом году я играла Аглаю в спектакле «Князь» по «Идиоту» Достоевского. Его поставил в Ленкоме прекрасный режиссёр Константин Богомолов. «Князь» имел успех у публики.
А ещё я преподаю в ГИТИСе на факультете эстрады, у меня свой актёрский курс. Меня это увлекает, нравится работать с молодёжью. [end_short_text] Слежу за успехами дочери, она занята в Ленкоме уже в пяти спектаклях. Так что живу насыщенной и активной творческой жизнью.
– Легендарная «Юнона и Авось» навсегда связана с первыми исполнителями ролей Кончиты и графа Резанова. Вы объездили со спектаклем полмира. Где радушнее принимали, что запомнилось?
– Вспоминается Париж, театр Пьера Кардена на Елисейских полях. Мирей Матьё преподнесла мне огромный букет цветов, который сам по себе являлся произведением искусства. Фантастической красоты – орхидеи, розы, сирень, всё безумно перепутано, украшено чем-то. У нас в то советское время и три гвоздички считались большим букетом. Знаменитая певица вручила цветы мне как героине, но я восприняла этот роскошный букет как подарок всему спектаклю, всем его создателям и участникам.




– С Николаем Петровичем Караченцовым вы, наверное, очень дружили?

– Мы были в очень хороших отношениях. Николай Петрович – великолепный партнёр. Мы всегда нежно встречались, здоровались. Караченцов помог мне в самом начале, когда я приехала из Питера, чтобы срочно вводиться в «Тиль». Вместо Инны Чуриковой, у которой тогда начался активный период съёмок и их невозможно было отменить. А у Марка Захарова – всего второй премьерный спектакль «Тиля», и его тоже нельзя было отложить. И вот за 4 дня я ввелась, и помог мне, кроме других людей, и Николай Караченцов, тогда тоже никому не известный актёр.

– В канун Нового года хочется вспомнить и о ваших комедийных ролях. Например, об Эллочке-людоедке из «12 стульев». Вы знаете, что в Харькове стоит памятник Эллочке, срисованный с созданного вами образа?

– Я видела фотографию, похожа на меня, да… Интересно, что в институте меня как характерную актрису не воспринимали. Только героиня – Джульетта, Лариса Огудалова из «Бесприданницы». Но мне всегда этого хотелось. Всё началось со спектакля «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», где у меня была эпизодическая роль красотки кабаре. Чтобы актёры прочувствовали атмосферу настоящего музыкального спектакля, нас отвезли в Белые Столбы, в «Госфильмофонд», где показали знаменитый фильм «Кабаре». Я сильно завелась после картины, и у меня получился в спектакле очень яркий эпизод. И Марк Анатольевич Захаров понял, что я могу быть характерной, смешной, острой. Так возникла Эллочка-людоедка, когда Захаров решил экранизировать «12 стульев». Он был очень увлечён съёмками картины, сам обклеивал стены комнаты вырезками из журналов.

– Елена Юрьевна, артисты Ленкома встречают Новый год вместе?

– Нет, у нас это не принято. Все в основном встречают дома.И я не исключение. Дома лучше. Всех обзвонишь. Кто-то забежит. Когда у меня появился ребёнок, Новый год вообще стал для меня самым лучшим праздником, потому что это – детский праздник. Я ненавижу готовить. И на Новый год покупаю в магазинах всё самое вкусное. То, чего не могу себе позволить в обычное время, позволяю в новогодние праздники.