Как жить будем



Как жить будемДокумент был рассмотрен на заседании Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики, и власти страны очень надеются, что он станет логичным продолжением аналогичной программы, срок действия которой заканчивается в 2017 году.

Найти отличия

Если на реализацию первой программы отводилось всего три года: с 2013-го по 2017-й, то для того чтобы определить, в каком направлении делать «40 шагов» (так уже окрестили документ в кабмине), отводится целых 22 года.

Однако прежде чем перейти к рассказу о том, что кыргызстанцам предлагают на этот раз, стоило бы вспомнить, что на протяжении почти 30 лет с момента обретения страной независимости властями принималось множество подобных документов, в том числе и при поддержке стран-доноров. Например, в 2001 году это была «Комплексная основа развития», в 2003-м — «Национальная стратегия сокращения бедности», в 2009-м — «Новая экономическая политика» и так далее. Для их воплощения в жизнь каждое ведомство извело горы бумаги на написание планов, программ и так далее. На их реализацию выделялись баснословные суммы, но кто и как может подсчитать эффект от их исполнения?

Увы, сами же власти признали, что «из-за неэффективности государственного управления, коррупции, а также криминализации отдельных государственных структур в период правления первых двух президентов страны они не смогли задать достаточный позитивный импульс развитию страны и в значительной степени не достигли цели». Эта цитата взята из «Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годов».

Тем не менее, несмотря на грандиозные и даже, можно сказать, «наполеоновские планы», так ярко расписанные в стратегии 2013-2017 годов, вряд ли кто-то может сказать, что ситуация в республике значительно поменялась в лучшую сторону. Возьмем, к примеру, ту же борьбу с коррупцией. Чиновников за это преступление вроде бы и сажают много, но беда в том, что судебные процессы по ним длятся годами. Ущерб, нанесённый стране, возмещается лишь на треть. Да, щупальца спрута не становятся короче.

«В Индексе восприятия коррупции за 2016 год Кыргызстан набрал 28 баллов и занял 136 место из 176 стран. В рейтинг вошли 9 новых стран. В 2015 году Кыргызстан занимал 123 место из 167 стран, по балльной системе у республики было 28 баллов», — говорится в официальном релизе Transparency International Kyrgyzstan от 25 января 2017 года.

Так что, если в бедах прошлых лет хотя бы можно обвинить бывших президентов, то кто ответит за провалы в настоящем?

Впрочем, в новом документе делается поправка планам документа «2013-2017». Оказывается, в нём «преимущества расставлялись преимущественно на выполнении краткосрочных и среднесрочных задач по сохранению политической стабильности, мира и межэтнического взаимопонимания, а также выработке позиций по ситуации в религиозной сфере». Безусловно, тут особых проблем не возникало. Во всяком случае каких-либо серьёзных конфликтов на межнациональной или религиозной почвах в республике за всё это время зафиксировано не было.

За чей счёт банкет?

В «Стратегии устойчивого развития на 2018-2040 годы» указано, что «она нацелена на обеспечение достойных условий жизни за счёт последовательного экономического роста, создания и сохранения рабочих мест, равномерного развития регионов, усиления конкурентоспособности и экспортного потенциала страны…».

На последнем остановимся особо. Кыргызстан, как известно, является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). К сожалению, начиная с 10 октября, у бизнесменов рес­публики возникли серьёзные трудности с экспортом своей продукции из-за ситуации на кыргызско-казахской границе. Многие связывают создавше­еся положение с выступлением Алмазбека Атамбаева, в котором он несколько некорректно высказался в адрес казахского лидера. Как было заявлено, из-за пограничной блокады Кыргызстан потеряет по прогнозам около 0,3% ВВП страны. Положение усугубила и денонсация в одностороннем порядке кыргызской стороной соглашения с Казахстаном об оказании финансовой помощи на 100 млн долларов.

Позже Алмазбек Атамбаев обрушился с критикой на весь Евразийский экономический союз, заявив, что «ЕАЭС сегодня — это не цивилизованный экономический союз. Подтверждают это и полное равнодушие к сложившейся ситуации руководителей стран ЕАЭС, и полное бездействие и равнодушие руководства Евразийской экономической комиссии во главе с Тиграном Саркисяном».

Возвращаясь к «Стратегии- 2040», где обещано много чего, возникает вполне закономерный вопрос: за чей счёт сие благосостояние будет обеспечено?
Напомним, на момент принятия первого документа в 2013 году, согласно данным Минфина КР, дефицит бюджета достигал 21,7 млрд сомов, а государственный долг превысил 3,1 млрд долларов. Отмечалась также сильная зависимость государства от внешней помощи, за счёт которой страна формирует более 25% доходов бюджета, а также рост долгового бремени, что увеличивает риски в сфере обеспечения финансовой устойчивости государства.




По состоянию на сентябрь 2017 года внешний долг Кыргызстана превысил 4 млрд долларов. Причём, в 2018-м рес­пуб­лика должна начать выплаты не только процентов, но и основной суммы.

И ещё немного о том, где взять деньги на реализацию «Стратегии-2040»… В будущем году в казну государства поступит более 142 млрд сомов. Это примерно на 12% больше, чем в 2017-м. Но увеличатся в 2018-м и расходы. В Минфине подсчитали, что этот показатель достигнет 162,8 млрд сомов. Образовавшийся дефицит составит 20,5 млрд сомов, на покрытие которого власти страны планируют в основном привлечь внешние источники.

Согласно прогнозам значительная часть госинвестиций, а это почти 3 млрд сомов, будет направлена на окончание объектов строительства, готовность которых составляет свыше 80%. Также из этих средств запланированы расходы на реконструкцию школ и детских садов, которые расположены в районах, пострадавших от стихийных бедствий.

В 2018 году в республике ожидается увеличение ежемесячного прожиточного минимума на душу населения с 4,9 до 5,1 тыс. сомов.
Практически на уровне 2017-го сохранится финансирование государственных структур и силового блока, зато затраты на социальный сектор увеличатся с 45,6 до 47,2%.

В бюджете будущего года предусмотрены и неотложные платежи. К таким относятся взносы международным организациям, которые составят 450 млн сомов, почти полмиллиарда сомов выделят Министерству здравоохранения на проведение гемодиализа, ещё 100 млн бюджетных средств правительство намерено направить на развитие приграничных регионов.

— Необходимо отметить, что бюджет 2018 года содержит определённые риски. Прежде всего, это наличие значительного дефицита и большая зависимость республиканского бюджета от внешних источников финансирования. К проблемам я бы отнёс недостаточность средств бюджета развития для реализации проектов, способствующих экономическому росту. Здесь надо ожидать значительного увеличения нагрузки на бюджет в определённые периоды, например, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. Также следует предусмотреть необходимость сдерживания роста государственного долга и, что не менее важно, по возможности исключить принятие нормативных правовых актов, не подкреп­лённых источниками финансирования, требующих изыскания дополнительных денежных средств, — пояснил министр финансов Адылбек Касымалиев, презентуя депутатам проект главного финансового документа страны.

Профессиональная диета

Кроме того, что на реализацию принятой стратегии нужны немалые средства, а у республики с этим большая напряжёнка, есть ещё одна проблема, и как её решить, вопрос тоже весьма интересный, — кадровый голод. Специалисты из страны уезжают — и это неоспоримый факт. Едут в чужую страну, чтобы прокормить семью, оставшуюся на родине. Кто приходит на их место?

Например, по данным Министерства образования и науки, на начало учебного года в республике не хватало более двух тысяч педагогов. Особенно остро такой дефицит ощущается в регионах. Спрашивается, кто же будет учить будущих архитекторов, биологов, конструкторов и так далее?

Не менее сложная ситуация с кадрами и в системе здравоохранения. Глава Минздрава Талантбек Батыралиев признал, что недостаток медиков в регионах Кыргызстана огромен. Не хватает педиатров, гинекологов, других узких специалистов. Проблема, по словам чиновника, в низкой зарплате, отсутствии жилья и других условий.

В стационарах республики не хватает 1 625 специалистов, в том числе 380 — в республиканских лечебно-профилактических организациях (РЛПО). Особенно большой дефицит кадров на юге респуб­лики — в Ошской и Джалал-Абадской областях (270 и 235). Чуть меньше потребность в столице, на Иссык-Куле и в Чуйской области. Самая маленькая потребность в Таласском регионе — 63 вакансии.

Вот и получается, что стратегия разработана, но кто её будет выполнять, если в стране острая нехватка специалистов и средств? Этот вопрос остаётся открытым.

Добавим, что в ходе презентации «Стратегии-2040» поступило несколько предложений, которые, возможно, войдут в документ. Окончательный его вариант кыргызстанцам представят в феврале 2018 года.

Максат Чынгыз уулу


Дословно
Алмазбек Атамбаев:

«Национальная стратегия устойчивого развития до 2040 года» – это труд большой группы экспертов. В ней учтены все возможности Кыргызстана. Человек является главной нашей ценностью, и именно он должен стать главной целью стратегии развития. Все программы развития, все национальные проекты должны быть подчинены главной цели – обеспечению возможностей для развития человека, его успешного, комфортного и безопасного существованию в современном и будущем мире».