Битва за ледники



Битва за ледникиКруглый стол, посвящённый внесению поправок в Водный кодекс, позволяющих «Кумтору» продолжить работу в зоне ледников, закончился перепалкой, обещанием бессрочных митингов, угрозами отставки правительства и роспуска парламента... Диалога, в общем, не получилось.

Разговор начистоту

Внесение поправок в Водный кодекс КР спровоцировало общественность активизироваться и выступить против нововведений. Напомним, что профильный комитет одобрил их 31 октября. Активисты аргументируют, что предлагаемые изменения негативно скажутся на всех ледниках Кыргызстана. Поскольку такое решение может дать прецедент для желающих разрабатывать недра Кыргызстана в районе ледников, что приведёт к их массовому уничтожению.

Однако в правительстве утверждают, что поправки фактически легализуют перемещение ледников Давыдова и Лысый на золоторудном месторождении Кумтор и ни в коем случае не направлены на другие ледники. Свои точки зрения стороны попытались донести друг до друга на прошедшем круглом столе, организованном Кыргызской горной ассоциацией и Ассоциацией геологов и горнопромышленников. В нём приняли участие эксперты, представители парламента, правительства и гражданского сектора.

Модератор встречи, президент Кыргызской горной ассоциации Ишимбай Чунуев напомнил в самом начале круглого стола, что в споре рождается истина, и призвал сообща открыто обсуждать интересующие вопросы, давать исчерпывающую информацию, высказывать свои точки зрения. Первыми рассказать о положении дел в отрасли, о ситуации с ледниками в районе концессии и в республике в целом, об итогах исследований, проведённых учёными, предоставили возможность специалистам.

Глава Ассоциации горнопромышленников Орозбек Дуйшеев напомнил, что Кумтор — это национальное богатство нашей республики.

— Это одно из богатейших месторождений в мире. Оно «работает» уже 21 год, внося в экономику республики существенный вклад. Но в течение всего этого периода вокруг его деятельности идут большие споры. Дело в том, что изначально был допущен ряд ошибок политического характера, организационного и технического. Но сегодня мы обсуждаем только один вопрос. В результате разрешения на добычу золота открытым способом были затронуты близлежащие ледники. И теперь мы стоим перед сложным выбором: или «Кумтор» надо остановить (и будет через три месяца после этого катастрофа), или учесть допущенные ошибки, основываться на расчётах инженеров, учёных для недопущения аварийности и продолжать использовать это месторождение. Сегодня предприятие двигающуюся часть ледника ежегодно убирает — перевозят ледовую массу на другое место, обеспечивая тем самым безопасность работающих там людей, — отметил Дуйшеев.

Кстати, на эти самые работы компания ежегодно получает разрешение от государственных органов. Предлагаемые поправки позволят «Кумтору» перемещать сползающие к рабочим зонам карьера ледовые массы ледника Давыдова, не запрашивая ежегодные разрешения.

Почему же тает лёд

В 2015 году постановлением правительства была создана экспертная научно-техническая группа для исследования состояния ледников как в зоне концессии, так и по республике в целом. Учёные пришли к выводу, что причина их сокращения не разработка месторождения Кумтор, а глобальные климатические процессы — повышение температуры. Об этом на круглом столе заявил заместитель директора Гидрометцентра при МЧС Рыскелди Асанкожоев.

— Состояние ледников Лысый и Давыдова плачевное. Но об этом общественность знает, и никаких секретов нет. Также в зоне концессии находятся ледники Петрова, Сары-Тор и Борду. И на них отмечается естественная деградация. Чтобы было наглядней, приведу исторические данные. На массиве Ак-Шыйрак в 1970 году насчитывалось 165 ледников общей площадью 436 кв. км. В этом районе Кыргызгидромет проводит многолетние наблюдения. Они показывают, что температура воздуха постоянно повышается. За 70 лет она выросла на 1 градус. При этом количество осадков за этот же период пусть немного, но уменьшилось. Таким образом, льда тает больше, чем выпадает осадков — это называется «отрицательный масс-баланс». Площадь ледников сократилась на 12,5%, — сказал Рыс­келди Асанкожоев. — Мы взяли шесть ледников для сравнения, находящихся на разных территориях и зонах Кыргызстана, один вообще на территории Китая вблизи наших границ. Анализ показывает, что все ледники за последние годы (с 1957 по 1992 год) уменьшились в объёме, и эта тенденция продолжается.

Учёные провели исследование, насколько влияет на ледники массива Ак-Шыйрак антропогенная деятельность. И анализ показал, что за счёт климатических изменений (повышение температуры) деградация ледников происходит где-то на 93%. Лишь 6,8% — воздействие разработки месторождения Кумтор. Причём большая часть приходится на ледник Давыдова.

— В своём докладе комиссия дала рекомендации для уменьшения воздействия на ледники. В первую очередь не размещать пус­тые отвалы на языках и теле ледника, продолжать гляциологический мониторинг за состоянием ледников, проводить работы на реперном (контрольном) леднике Сары-Тор, а также использовать ледники Борду и номер 354 в качестве реперных, как наименее подверженные воздействию, в том числе розы ветров. Кроме того, есть необходимость проведения математического моделирования, которое позволит предположить, что может произойти с ледниками при сохранении температурного тренда, при потеплении или похолодании в ближайшие 30-40 лет. И на их выводах можно будет сделать предположения: ледники, возможно, в целом пропадут или, наоборот, восстановятся через какое-то время…




Остановить нельзя работать

Деятельность «Кумтора» регламентируется рядом документов. А именно Соглашением, заключённым в 2009 году, закреп­лённым законом КР и ратифицированным парламентом, а также специальным проектом разработки Центрального карьера за 2017 год, который прошёл экспертизы по охране недр, по промышленной безопасности, а также экологическую экспертизу соответствующих департаментов. Кроме того, экологические требования регулируются положениями о предельнодопустимых выбросах в атмосферу, сбросах в окружающую среду и о размещении отходов. Об этом присутствующим напомнил член правления ЗАО «Кумтор Голд Компани» Дуйшен Касенов, который много лет проработал на предприятии и знает, как говорится, всю кухню изнутри.
Он поведал о рисках, которые могут случиться в случае остановки работы предприятия. Главный — сползание ледника Давыдова.

— Если не разгружать ледник Давыдова, появляется угроза жизни работникам предприятия. Кроме того, может быть потерян доступ к рудному телу, запасы которого составляют 160 тонн золота. Если остановить работы даже на короткий период, запустить повторно всё оборудование и весь рабочий процесс будет очень сложной и дорогой технической задачей, потребуется до 150 млн долларов. За все эти затраты будет нести ответственность правительство Кыргызстана, — отметил он.

По его словам, остановка предприятия может также негативно сказаться на инвестиционном климате, который и так не очень положительный, да и повлечёт много социальных проблем.

— Около 5 тысяч человек — сотрудников компании, включая подрядные организации — останутся без работы. Местные поставщики товаров и услуг потеряют свой рынок. Бюджет потеряет до 108 млн долларов в год. Это только прямые потери. Прибавьте к ним ещё косвенные — их можно оценить в 250 млн долларов. Другими словами, по 1 млн долларов в день, — сказал Дуйшен Касенов.

Затронул он и вопрос рекультивации рудника после вывода его из эксплуатации. По его словам, в свете нового подписанного соглашения стоимость работ, по оценке компании АМЕК, составляет 69 млн долларов.

— Эта сумма не окончательная, потому что концептуальный план требует регулярного пересмотра (раз в три года) на основе постоянно уточняющихся данных. На сегодняшний день в фонде почти 22 млн долларов, и в соответствии с соглашением, с 2018 года планируется отчислять в него по 6 млн долларов ежегодно. При этом средства будут переведены из лондонского банка в Кыргызстан. И от этого страна тоже может получить определённые экономические выгоды, — подытожил он.

К единому знаменателю

— Мы открыты к сотрудничеству. У нас нет никакого желания сделать это тихо и подпольно. Когда был внесён законопроект год или два назад, были проведены соответствующие общественные слушания, — ответил вице-премьер-министр Дуйшенбек Зилалиев на вопросы участников круглого стола. — Правительство Кыргызстана готово всех желающих отвезти на Кумтор и показать на месте, что происходит. Ведь многие из активистов там не были.
По его словам, поправки в Водный кодекс вносятся только для разработки месторождения Кумтор. Другие ледники не затрагиваются.

— К сожалению, мы потеряли два ледника: Давыдова и Лысый, в большей или меньшей степени. Мы неоднократно это уже озвучивали, — сказал Дуйшенбек Зилалиев. — Но в то же время хотел бы ещё раз подчеркнуть, что никаких разрешений на другие ледники мы не даём. Этого нельзя делать. В этом я полностью согласен с гражданским сообществом. То, что это было разрешено в 1994 году, конечно, неправильно. Но, к сожалению, тогда такая лазейка в законодательстве была. Есть решения Верховного суда, Жогорку Кенеша, где правительство обязуют обеспечить бесперебойную работу рудника «Кумтор». В этой связи и существует необходимость внесения изменений в Водный кодекс.

По его словам, предложение «сделать какой-то отдельный закон для «Кумтора», нереально, поскольку в Водном кодексе существует норма, которая без внесения изменений не позволяет полноценно работать.

На требование отозвать законопроект из парламента Зилалиев ответил отказом. Это вызвало бурю негодования, после чего участники круглого стола, пообещав устроить бессрочные митинги, стали покидать зал.

Комментируя инцидент журналистам, вице-премьер сказал, что ему не дали высказаться.

— К сожалению, круглый стол закончился небольшим скандалом. Нам не дали до конца высказаться, — сказал Зилалиев. — Тем не менее мы не теряем надежды прийти к взаимопониманию и конструктивному диалогу с представителями гражданского сектора.

Мария Орлова