Куда бы свалить



Куда бы свалитьМусор всегда был и остаётся серьёзной проблемой для любого города. В Бишкеке в последние годы ситуация немного изменилась в положительную сторону — контейнеры для отходов уже не напоминают несанкционированные свалки, к которым подойти страшно. Во многом этот прогресс стал возможным благодаря проекту «Улучшение системы управления твёрдыми отходами в городе Бишкеке», реализуемому столичной мэрией. А итогом его реализации должно стать закрытие существующего мусорного полигона и строительство нового.

Сага о доходах

Завершить все работы планируется до конца 2019 года, но, как говорится, как фишка ляжет — работы по компонентам затягиваются по разным причинам. Однако обо всём по порядку.

Кредитное соглашение о финансировании между Кыргызстаном и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) было подписано ещё в мае 2013 года. Ратифицировали его власти страны только в июле 2015-го. Согласно документу, ЕБРР выделил Кыргызстану на борьбу с мусором 22 млн евро, 11 млн из которых — кредит, а остальные — грант.

Данный проект должен капитально реформировать систему борьбы муниципалитета с бытовым мусором. Ожидается, что произойдёт совершенствование процесса управления твёрдыми бытовыми отходами в Бишкеке, улучшатся сортировка для переработки и захоронение не подлежащего переработке мусора, а также намечена рекультивация старой свалки и строительство современного полигона.

Руководитель проекта Альмира Гинятуллина отметила, что кредитные и грантовые средства согласно потребностям города направляются в три этапа: на закупку спецмашин и контейнеров, реконструкцию контейнерных площадок, на рекультивацию старой свалки, строительство нового полигона, а также на постройку линии по сортировке отходов. После реализации проекта предусматривается, что в процесс управления новыми объектами будут привлечены и частные компании, ведь не секрет, что переработка мусора может быть прибыльным делом. По крайней мере, такие планы есть.

— В 2016 году были приобретены контейнеры, мусоровозы и начат процесс реконструкции старых и строительство новых контейнерных площадок. Компонент проекта по закупке техники и контейнеров реализован — поставки осуществлены, строительство же новых контейнерных площадок находится в процессе, который проходит этапы согласования со многими государственными органами и ведомствами. При планировании и строительстве города Фрунзе места для строительства контейнерных площадок были другими, сейчас с учётом роста численности города и расчётами собираемых и вывозимых отходов приходится многое корректировать, дополнять. Часть контейнеров устанавливали стихийно, часто над проложенными коммуникациями: водопроводными сетями, газопроводами и т. д. И сейчас даже если устанавливать площадки уже на существующих местах, возникает достаточно много проблем — в первую очередь возмущение со стороны жителей. Горожане не хотят, особенно в частном секторе, чтобы рядом с их домами ставили контейнерные площадки, — рассказала Альмира Маратовна.

В принципе, такое настроение жителей вполне объяснимо. Несмотря на внешнюю опрятность, контейнерные площадки продолжают оставаться источником неприятного запаха, загрязнения окружающей местности, да и различных заболеваний. По правилам, компании, занимающиеся вывозом мусора, должны периодически мыть и обрабатывать контейнеры и сами площадки. На деле же это если и происходит, то крайне редко, но группа реализации проекта уверена, что процесс будет поставлен.

Зарыть и забыть?

Но, пожалуй, главной составляющей всего проекта была отладка системы сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов в столице при полном финансовом оздоровлении предприятий. И в этом направлении была проделана колоссальная работа. Проведённые аудиты за 2015 и 2016 годы помогли лучше понять, какие существуют реальные проблемы, и это тоже один из базовых индикаторов эффективности настоящего проекта. Есть другая «тонкая» проблема — это тарифная политика. Одним из условий со стороны Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) было принципиальное разделение системы сбора и вывоза отходов, а также системы приёма и захоронения мусора. В рамках реализации проекта был подробно рассчитан и предложен на вооружение мэрии новый тарифный план, позволяющий создать прозрачную систему, в которой бы чётко были видны структуры расходов и доходов.

Есть и другая вершина «мусорного айсберга». Мало кто знает, что творится на городской свалке, но на самом деле эта проблема накапливалась десятилетиями, и ситуация сегодня очень сложная. Старая свалка была открыта ещё в 1978 году! И была рассчитана вообще-то на 400 тысяч жителей столицы. Сегодня же в Бишкеке проживает свыше одного миллиона человек. Более 35 лет у свалки не было экологического паспорта, на её территории не проводилась экологическая экспертиза. Повезло, что в своё время место для полигона было выбрано удачно — карьер кирпичного завода. Но из-за того что он должен был давным-давно закрыться, его дальнейшее функционирование может иметь серьёзные последствия не только для горожан и жителей пригорода, но и для всей Чуйской долины. Не стоит забывать, что рядом находится водохранилище, протекает река Ала-Арча…, да и просто скопление мусора без каких-то особых превентивных мер действительно может повлечь серьёзные проблемы.




— Рекультивация свалки — одна из главных важных задач, которую срочно надо решить. Контракты на строительство полигона и рекультивацию свалки подписаны в начале этого года. В настоящее время идёт полным ходом процесс оформления множества документов, ведь новый санитарный полигон будет располагаться недалеко от старого. Надо решить все вопросы по отводу земли, правильно рассчитать все необходимые санитарные нормы, чтобы строительство нового полигона началось с соблюдением всех экологических и технологических требований. Потом компания приступит к самому серьёзному этапу реализации проекта, — объяснила руководитель проекта.

Эта часть соглашения состоит из четырёх компонентов: непосредственно рекультивация существующего полигона, строительство нового, строительство мусоросортировочного предприятия и элемента компостирования. И целесообразно реализовывать их одновременно, тем более что делаться это будет на одной территории.

— Такой подход позволяет многие дублирующие моменты предупредить, а следовательно, сэкономить средства. Мы направили в ЕБРР на согласование компоненты, касающиеся сортировочного предприятия. Другими словами, рекультивация свалки не начнётся и не завершится до тех пор, пока не вступит в эксплуатацию новый мусорный полигон. Контракт заключён по международным стандартам, и мы должны соблюдать его условия, согласно которым необходимо передать три уровня точек: широта, долгота и высота. С первыми двумя сложностей не было, а вот с высотной пришлось «попотеть» — она просто нигде не была указана. Профессиональные международные компании всегда просят реперные данные (репéр (от фр. repére — метка, знак, исходная точка) в геодезии — знак, который закрепляет определённую точку земной поверхности с известной абсолютной высотой), а в наших учреждениях говорят, что такие данные относятся к секретным, и отказываются их передавать. Тем не менее процесс утверждения границ земельного участка уже на финальной стадии. Подрядчик начал подготовительные работы — строит временный офис, служебные помещения, — сказала Альмира Гинятуллина.

Разложить по полочкам

Свалочный полигон будет размещаться не на поверхности, а в земле. Другими словами, будут выкапывать ячейки, дно и стены прокладывать специальным материалом, не допускающим просачивания в грунт, устанавливать газоотводные трубки. Уже закуплено оборудование для работы на полигоне: там будет работать уникальный механизм — компактор, при помощи которого мусор будет измельчаться и компактироваться. После его работы объём отходов будет уменьшаться примерно в два раза. Кроме самого полигона также будут построены служебные помещения, мусоросортировочное предприятие — сейчас готовится место, подводится электричество, вода и строится подъездная дорога.

— Что касается рекультивации старой свалки: свалочный полигон условно будет поделён на несколько участков, будет проведено их исследование на содержание газа, при его наличии его необходимо будет «выкачать», пустот, которые могут привести к провалам, и только потом начнутся работы по рекультивации. Существующая свалка начнёт закрываться «по частям»: мусор «собирается», формируется определённый рельеф, после чего всё покрывается плодородным слоем земли. Затем на участках будут высаживать растения, сначала низкорастущие, а года через 2-3 можно высаживать деревья. Понятно, что последний участок смогут закрыть лишь тогда, когда будет запущен новый полигон, — подытожила она.

Мария ОРЛОВА


Мнение
Руководитель ОО «Независимая экологическая экспертиза» Олег Печенюк:


— Самый большой минус, что у этого проекта нет денег. Этот кредит не такой уж большой, чтобы сделать что-нибудь серьёзное. С моей точки зрения, это будет попытка нанести макияж. Первое, должно быть нормальное технико-экономическое обоснование, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и, соответственно, получение государственной экологической экспертизы. Только после этого можно говорить о рекультивации старой свалки и возведении нового полигона. Второе, с самого начала в проекте, на мой взгляд, допущена методологическая, наверное, ошибка. Очень легко сказать: твёрдые бытовые отходы, низкий класс опасности — и относиться к ним, как к чему-то однородному. Но в наших реалиях ТБО — муниципальные свалки — это самый опасный вид отходов. Потому что он самый непредсказуемый. Де-юре мы не можем говорить о морфологии мусора. У нас на свалку попадают и электронные отходы, и пластик, и бумага, и стекло, и большое количество органики — особенно летом и осенью, в так называемый дынно-арбузный период. Большое количество полулегальных предприятий, которые расположились около городской свалки, пытаются извлечь полезные компоненты: сухая бумага и картон, пластик и т. д. Но взять, к примеру, те же ртутные лампы, товары бытового потребления — вытащили медь, а всё остальное туда же, на свалку. Этого, получается, не видим. Соответственно, если мы говорим, что начинаем работать с полигоном, то нужно начинать сепарацию этого мусора. Необходимо чётко видеть картину в первую очередь сезонных изменений в мусоре. Вы представляете, какие образуются газы? Это целый букет. По сути, мусорный полигон — это хвостохранилище с неопределённым составом опасных отходов.