За рубежный спор



За рубежный спорПроблемы на кыргызстанско-казахстанской границе, начавшиеся более двух недель назад, вызывают большую озабоченность у производителей и работников транспортной системы.

В первых объяснениях казахстанского правительства по вопросу возникших препон звучали опасения по поводу вероятных проблем с безопасностью, о которых в Кыргызстане говорили накануне президентских выборов. Тогда речь шла о возможных беспорядках, в которых обвинили некоторых политических деятелей. К тому же и сотрудники ГКНБ сообщили о задержании граждан, якобы пытавшихся «подогреть» ситуацию в стране. На этом фоне определённые шаги со стороны соседнего государства могли быть в некоторой степени обоснованны.

Но выборы прошли. Никакого масштабного недовольства по поводу их результатов не возникло. Казалось бы, можно работу пограничников вернуть в прежнее русло. О таможенниках речи даже не велось, поскольку после вхождения Кыргызстана в состав Евразийского экономического союза таможенные барьеры были сняты и провозглашено свободное перемещение грузов. Однако теперь казахстанская сторона, не пропускающая машины с товарами, в значительной степени представляющие сельскохозяйственную продукцию, нашла новую причину фактического закрытия границы для этих перевозок.

Сначала на рабочей встрече в Астане, куда срочно отправился премьер Кыргызстана Сапар Исаков, вроде бы договорились о порядке пересечения кыргызско-казахстанской границы. Даже прописали приоритеты. В соответствии с ними разрешили прохождение границы гражданам с личным багажом, транспорту, осуществляющему пассажирские перевозки, легковым машинам и пустым грузовым. Очень хорошо, что позаботились о людях. Однако по перевозке грузов к компромиссу прийти не смогли. Правда решили создать рабочую группу, которая должна была в течение пяти дней разработать «Дорожную карту», состоящую из 48 пунктов, призванную помочь в разрешении всех имеющихся вопросов между двумя странами. Нынче без подобных карт в любой области просто никуда не двинешься. Пять дней прошли, карту прописали, однако гружёные машины как стояли на границе, так и продолжают стоять.

Календарь открутил ещё несколько дней, и вот на заседании Межправительственного совета ЕАЭС в Ереване премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев прямо обвинил правительство Кыргызстана в слабом таможенном администрировании. Он заявил, что из-за недоработок таможенников нашей страны бюджет ЕАЭС теряет миллиарды долларов. Поэтому правительство их страны и вынуждено было усилить контроль на границе.

Уже на большом заседании в присутствии коллег-премьеров, стараясь оправдать свои действия, не в полной мере соответствующие духу экономического союза, глава правительства Казахстана за­явил, что по их информации, за 2014-2016 годы у всех стран-членов Евразийского экономического союза, кроме Кыргызской Рес­публики, наблюдается снижение объёма импорта из Китая. Почему он начал отсчёт с 2014 года, понять трудно, ведь Кыргызстан стал членом ЕАЭС только в августе 2015-го. Но именно на этот период и был сделан упор. В свою очередь в правительстве Кыргызстана отметили, что в 2015 году по сравнению с предыдущим годом объём импорта из Китая, согласно официальным данным Евразийской экономической комиссии, даже снизился как в стоимостном выражении, так и в физическом, весовые объёмы упали почти на 22%. Да и в 2016 году китайский импорт так и не вышел на объёмы 2014-го. И даже за 8 месяцев 2017 года опять наблюдается снижение объёма импорта из Китая в Кыргызстан на 3,5%, в то время как во все страны ЕАЭС наоборот увеличивается. Поэтому стоило ли казахстанским коллегам говорить, что наблюдается большой переток китайских товаров через Кыргызстан, если фактически это не так...

Приводил Бакытжан Сагинтаев и разнящиеся цифры экспорта и импорта, предоставляемые Китаем и Кыргызстаном. Но, при внимательном рассмотрении, эти показатели по Казахстану тоже вызывают вполне резонные вопросы. Согласно данным статистической базы Comtrade, расхождение у наших соседей составило 4,6 млрд долларов. Так не лучше было бы казахстанским коллегам в своих делах разобраться?




Правительство Кыргызстана, открыто признавая имеющиеся расхождения, отметило, что значительное влияние на этот момент в таможенной статистике оказывает учёт транзитных товаров. Никто не отрицает, что Кыргызстан является важной транзитной страной для китайской торговли со странами Центрально-Азиатского региона. В большинстве случаев в качестве страны назначения в китайских таможенных документах указывается только Кыргызстан, как первая страна на пути следования транзитных товаров из Китая в Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Туркменистан. Например, по отчётным данным, за 2016 год порядка 420 тысяч тонн прошло транзитом в Узбекистан и Таджикистан, хотя в самом Китае эти грузы считают поставленными в нашу республику.

Несколько перестарался глава казахстанского правительства и в озвучивании цифр по импорту одежды и обуви, а также овощей и фруктов. Он заявил, что в Кыргызстан ввозится одежды больше, чем в Казахстан, в среднем в 65 и более раз, хотя по данным Comtrade, этот показатель составляет лишь 2,7 раза. Примерно так же обстоят дела и по другим позициям. Но нашим соседям во что бы то ни стало нужно было показать, что контрабанда из Кыргызстана течёт бурным потоком, а они стараются поставить ей на границе непреодолимый заслон. И никаких других причин создания транспортного коллапса на границе нет.
Насколько это соответствует действительности? Так только ли чисто экономические отношения, связанные с таможенным регулированием, стали причиной фактического закрытия границ для множества кыргызстанских товаров? Ведь в простаивающих на границе фурах много товаров, произведённых в Кыргызстане, и они не имеют никакого отношения к китайскому импорту. Есть в машинах и скоропортящиеся грузы. И каждые сутки простоя оборачиваются для отечественных сельхозпроизводителей огромными потерями.

В то же время генеральный директор Института евразийского экономического сотрудничества Владимир Лепехин прокомментировал кризис в отношениях Кыргызстана и Казахстана. Он считает, что характер этих проблем чисто технический, однако, к сожалению, некоторые СМИ их выводят на уровень межгосударственных отношений, что даёт определённый политический эффект и нагнетает обстановку.

Лепехин напомнил, что между Россией и Беларусью также не всё гладко, и у них уже есть опыт, как эти проблемы решать, не переводя их в политическую плоскость. Может быть, действительно, следует как можно быстрее воспользоваться российским опытом, когда таможенные службы сумели вы­явить все схемы незаконного реэкспорта, и после этих мер проблемы заметно снизились. Эксперт напомнил, что подобные разногласия время от времени появляются на пространстве ЕАЭС, но общими усилиями их вполне возможно решить. Главное, чтобы было искреннее желание это сделать.

Но пока государственные мужи думают, как выйти из сложившейся ситуации (по крайней мере, все надеются, что они над этим усиленно работают), грузоперевозчики стали требовать компенсации от правительства за понесённые ими убытки. Председатель Общества грузоперевозчиков Айдар Турсуниязов прямо заявил на пресс-конференции: «Мы, транспортники, недовольны работой депутатов Жогорку Кенеша. Перед выборами они ушли, ни один не высказался по этому поводу. Почему не поехали в Астану, не высказали свою позицию парламенту Казахстана?» Также бизнес-ассоциации попросили создать комиссию, куда могли бы обращаться предприниматели, ведь большие компании, которые занимаются экспортом, терпят убытки, молочные предприятия при­остановили производство, пока не разрешится ситуация на границе. Они не закупают молоко, отпустили рабочих. Сельскохозяйственная продукция тоже пропадает.

Несмотря на то, что вопрос противостояния на границе был озвучен на высоком межправительственном уровне, никаких решений там не прозвучало. Значит, все проблемы опять нужно решать на уровне исполнительной власти двух стран. И делать это следует в экстренном порядке, не стараясь выяснять кто и в чём больше виновен.

Улан Бейшеналиев

Фото "Sputnik" - Табылды Кыдырбеков