Родила и умерла



Родила и умерлаОтсутствие постоянной работы у женщин является наиболее важным социальным фактором риска материнской смертности. Такая информация была озвучена на презентации результатов второго отчёта по конфиденциальному расследованию случаев материнской смертности (КРМС) в Кыргызской Рес­пуб­лике.

Скрытые факторы

Специалисты Министерства здравоохранения, Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и Кыргызского альянса планирования семьи (КАПС) представили анализ 141 из 148 случаев материнской смертности за 2014-2015 годы.

— Только 17,6% (26) умерших женщин имели работу. Наряду с финансовыми сложностями значимое влияние на летальный исход оказал отказ женщин от сотрудничества с медицинскими работниками. Самой многочисленной группой женщин, не желавших сотрудничать с медицинским работником, была группа из категории умерших от уже существующих и/или новых общих заболеваний, течение которых усугубила беременность (косвенные причины) — 51,4%. Чаще всего беременная сознательно скрывала своё заболевание, — отмечается в документе.

Отметим, что показатель материнской смертности в нашей республике очень высок. Он в 11 раз выше, чем в Беларуси (4 гибели на 100 тысяч рожениц), в 3,7 раза выше, чем в Казахстане (12) и в 2,5 раза выше, чем в Узбекистане (20).

На презентации результатов второго отчёта прозвучали истории матерей, которые решили утаить от врачей диагноз, что привело к трагическим последствиям. Так, например, одна беременная, больная эпилепсией, погибла в пролёте этажного дома, потому что перестала пить препараты и стеснялась своего заболевания. По словам национального секретаря комитета по конфиденциальному разбору материнской смертности Чолпон Стакеевой, анализ причин материнской смертности показал большой процент отказа от сотрудничества беременной женщины с человеком в белом халате.

— Сегодня такие заболевания, как эпилепсия и туберкулёз, становятся большим вызовом в аспекте отказа от сотрудничества. Две женщины у нас погибли внезапно от эпилепсии, причём одна во дворе своего дома, никого не оказалось рядом, и, к сожалению, её обнаружили очень поздно. Она добровольно отказалась от приёма противосудорожных препаратов, потому что очень стеснялась своей болезни. И никто рядом не подсказал ей, что болеть этой болезнью не стыдно, хотя не секрет, что в нашем обществе сегодня таких людей отвергают: свекровь не хочет себе такую сноху, мать скрывает, что у дочери такое заболевание, в итоге девочка беременеет и прекращает пить препараты, — сказала она. — Среди погибших есть три женщины, которые болели туберкулёзом и умерли уже после родов. Они никому не говорили о своей болезни. А когда рассказали, то было уже поздно. У одной из них началась пневмония, и её надо было лечить адресно противотуберкулёзными препаратами, а её лечили всем, чем угодно, кроме этих лекарств, — привела она пример.

Ещё один случай произошёл с молодой женщиной-вдовой, которой кто-то внушил, что у нее нет права иметь ребёнка и это стыдно. Оказалось, что страх общественного мнения стоит выше страха смерти. Женщина сознательно не вставала на учёт, родила дома доношенного ребёнка и, прежде чем умереть от кровотечения, убила своего ребёнка путём удушения. Самое обидное, отмечают врачи, что у этой женщины были другие дети, которых в момент трагедии не оказалось дома.

На летальный исход большое влияние оказала низкая информированность будущих матерей об опасных признаках беременности. Одним из путей улучшения знаний беременной женщины является дородовый уход, т. е. посещение медицинского работника до родов. Однако, несмотря на то, что дородовый уход получила большая часть умерших женщин (70,3% — 104), надлежащий уход отмечен только в 15% случаев. В остальных 55% случаев поздно встали на учёт (после 12 недель беременности) — 41% женщин, нерегулярно посещали медицинского работника — 14% женщин. 30% умерших вообще не состояли на учёте.

Специалисты уверены, что для улучшения ситуации с материнской смертностью необходимо продвигать государственные программы, направленные на сокращение уровня бедности и социальную защиту уязвимых групп населения, вести санитарно-просветительную работу среди гражданского населения, улучшать информирование женщин о стандартах медицинской помощи и предоставлять соответствующий уровень её оказания.

Не довезли

Ещё одна из причин гибели рожениц — долгая транспортировка. Как говорится в отчёте, проблема «доставки» больной по маршруту «Дом — организация здравоохранения» была отмечена в случаях гибели 13 женщин, которые добирались из дома до стационара на частном транспорте, от 30 минут до 3 часов, без оказания медицинской помощи в течение всего пути. В случаях гибели 17 женщин была отмечена проблема транспортировки из одной организации здравоохранения в другую. Как проблемы были указаны «оплата за бензин машины скорой помощи», отсутствие соответствующего оборудования в машине скорой помощи для перевода больной в другой стационар, поэтому родственники были вынуждены нанимать частную скорую помощь, оплата за услуги которой ложилась тяжёлым бременем на семью пациентки, а в некоторых случаях и на медицинского работника.




— В 6 случаях гибели женщин было отмечено, что консультанты из других лечебных учреждений, ургентные врачи, которые были необходимы для оказания помощи женщине, долго добирались до роженицы, так как были плохая дорога, гололёд и т. д. Таким образом, одним из главных путей в увеличении шансов на выживаемость при транспортировке больной остаётся предоставление соответствующего транспорта и обеспечение необходимого лечения в пути. Кроме того, учитывая географические особенности нашей страны, сегодня, вероятно, уже назрела необходимость решения вопроса о перевозке больных в случаях экстренной необходимости авиационным транспортом или заблаговременная госпитализация на соответствующий уровень стационара, — говорится в отчёте.
Вице-премьер-министр Чолпон Султанбекова отметила, что после прочтения документа «ей стало не по себе».

— У нашего государства есть необходимые условия для снижения показателей материнской смертности, но есть и много проблем. Их надо решать. 14 женщин умерли вне лечебных учреждений и 6 — по дороге туда. Некоторые роженицы провели в дороге до трёх часов. Это очень плохие показатели, которые говорят о том, что мы не можем охватить всех пациенток, — сказала она. — Доступность медицинской помощи в регионах остаётся большой проблемой. В отдалённых районах нет коек, доехать до центров семейной медицины — большая проблема. Многие рожают в дороге, умирают в дороге. Об этом надо думать и местному самоуправлению. Нужно очень сильно взаимодействовать. Всю нагрузку возложить на плечи здравоохранения неправильно.

Ещё одной обозначенной проблемой стало несоблюдение стандарта расследования случаев внезапной смерти вне лечебного учреждения. В отчёте указано, что, несмотря на наличие прямых показаний, в том числе исключения криминальных причин, для проведения вскрытия с целью выяснения причин смерти 14 женщин, погибших вне лечебного учреждения, лишь в 6 (42,9%) случаях произведено вскрытие. В то время как обстоятельства гибели двух женщин (согласно опросных листов и записи родственников умерших женщин) вызывали подозрение на домашнее насилие и насильственную смерть.

Кроме того, в опросных листах родственников 21 (14,2%) из умерших женщин было отмечено, что беременные испытывали в той или иной мере насилие со стороны мужа. Однако в опросных листах 12 (57,1%) умерших женщин медицинские работники с сожалением отметили, что «никогда не интересовались, бил ли её муж», «у меня были подозрения, но она всегда приходила или с мужем, или со свекровью», «надо быть внимательнее в таких случаях».

Патологоанатомическое вскрытие проведено только в 50 (33,8%) случаях материнской смертности. Согласно статье 43 Закона «Об охране здоровья граждан в КР», в случаях ясного прижизненного диагноза и при наличии письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего, руководителями ЛПУ и патологоанатомических бюро тело может быть выдано без вскрытия. При этом во второй части данной статьи МЗ КР предписывается определить перечень заболеваний, в случае смерти от которых патологоанатомическое вскрытие должно проводиться в обязательном порядке.
— Приказом МЗ КР №492 от 14 ноября 2005 года определён перечень заболеваний, когда умершие вскрываются в обязательном порядке, к которому отнесены все случаи материнской смерти. Однако на практике в большинстве случаев материнской смерти родственники и члены семьи умершей отказываются от вскрытия, ссылаясь на статью закона, — говорится в отчёте.

Что делать

По мнению специалистов, необходимо поддерживать государственные программы, направленные на сокращение уровня бедности и социальную защиту уязвимых групп населения (сельские женщины, мигранты, подростки, лица с ограниченными возможностями и др.), проводить активную санитарно-просветительную работу среди гражданского населения (СМИ, СКЗ/КУЗ, НПО), направленную на повышение информированности и ответственности населения за своё здоровье, в том числе о подготовке организма к беременности, об угрожающих состояниях во время беременности, о питании женщины, о важности дородового наблюдения и т. д.

Кроме того, как показало исследование, необходимо повышать осведомлённость населения о таких заболеваниях, как эпилепсия, туберкулёз и т. д., чтобы женщины с такими заболеваниями не чувствовали себя виноватыми из-за того, что больны. А медицинские организации необходимо обеспечить транспортом для своевременного перевода женщин с осложнённой беременностью на соответствующий уровень оказания медицинской помощи. Возможно, все эти меры смогут в будущем предотвратить чью-то смерть.

Мария ОРЛОВА


Кстати

При поступлении на роды дома у 148 умерших женщин оставалось 322 ребёнка. Из ожидаемых 150 детей живыми остались только 80 детей, т. е. каждый второй ребёнок. Общее количество детей, оставшихся сиротами, составило 402, в том числе 80 новорождённых.