От импорта до экспорта



От импорта до экспортаЗа восемь месяцев текущего года поступления Государственной таможенной службы при правительстве КР составили 20 млрд 943 млн сомов, установленный прогноз исполнен на 101%, собрано на 139 млн сомов больше. А в сравнении с прошлым годом за это же время собрано на 2,615 млрд сомов больше. Об этом нашей редакции сообщил председатель Государственной таможенной службы при правительстве КР Азамат Сулайманов.

— Азамат Талапбекович, показатели таможенных сборов с начала этого года неплохие. Это означает, что бизнес стал активнее развиваться?

— По сравнению с аналогичным периодом 2016 года поступление таможенных платежей увеличилось более чем на 2 млрд сомов. Фискальная часть работы выполняется успешно. Благодаря активности бизнеса темпы сборов положительные. В целом такая тенденция наблюдается по всему ЕАЭС, показав за 6 месяцев текущего года общий прирост в 124%. Время влияния кризиса на экономики, в том числе санкций 2015-2016 годов, закончилось. Сейчас экономика оживает. Есть небольшие выпадения по пошлине от импорта, однако они перекрываются за счёт поступлений НДС. Но тут нужно говорить больше о самом принципе прогнозирования сборов. Дело в том, что прогнозы ориентировались по прежним показателям, теперь же необходимо учитывать реалии сегодняшнего дня. В 2016 году было резкое падение сборов, за это многие критиковали ГТС. Но сейчас ситуация выравнивается. Фискальной частью я вполне доволен.

— А как развивается наше интегрирование в ЕАЭС?

— Что касается сотрудничества в рамках ЕАЭС, то работа по интеграции ведётся. Если вы помните, основные таможенные пункты пропуска должны быть оснащены современным оборудованием. На границе должны появиться большие рентгеновские установки, которые позволят сканировать содержимое машин без вскрытия. Однако эта работа затянулась по многим объективным причинам. Одной из таких причин явилось отсутствие необходимых земельных площадей на некоторых пунктах пропуска. Ведь указанное оборудование очень громоздкое, строится и изготавливается под конкретный пункт пропуска, с учётом таких особенностей, как климат, расположение объекта.

Для того чтобы перестроить отечественные пункты пропуска по правилам ЕАЭС, как я отметил, понадобились дополнительные земельные участки. На сегодняшний день по всем прописанным в соглашении пунктам пропуска участки отведены, за исключением пункта пропуска «Достук» в Ошской области. На нём расположены 35 домо­владений, в которых проживало население села Кызыл-Кыштак. Переговоры по выкупу этих домовладений с жителями шли очень тяжело, с 2015 года, особенно в части оценки. Позицию местных жителей я тоже понимаю, ведь мы изымаем дома, в которых они жили десятилетиями. На сегодняшний день мы достигли консенсуса по цене, проведена оценка и направлена на госэкспертизу. Как только получим заключение экспертов, сразу заключим договора и произведём оплату. Из Минфина России деньги давно переведены. Жителям даётся некоторое время на переезд, для того чтобы в этот период приступить к проектированию и подготовке к строительным работам.

Поэтому на Межправительственном совете в марте текущего года был подписан прокол о продлении действия соглашения до конца 2018 года. В этих же временных рамках будет осуществляться оснащение других контролирующих органов по соглашению.

Вступление в ЕАЭС положительно сказалось на таможенных сборах. Увеличились тарифы, однако это не могло не отразиться на предпринимателях, вначале было недовольство с их стороны. Однако наши бизнесмены приняли новые правила, согласились, что единый рынок требует единых правил и подходов. Если сравнивать объёмы таможенных платежей из стран, не входящих в ЕАЭС, то рост за эти годы складывается очень динамичный: в 2010 году — 8,6 млрд сомов, а в 2017-м ожидается свыше 33 млрд сомов. На будущий год правительство ставит перед нами высокую планку по данному показателю, будем исполнять заданные параметры.




Сейчас идёт процесс ратификации нового Таможенного кодекса, который вступит в силу с января следующего года. Он потребует внедрения новых подходов, особенно в части автоматизации многих процессов: это единое окно на границе, обмен сведениями между участниками бизнеса и таможней, электронное декларирование. Хочу особо отметить, что программа нового правительства «Таза коом» полностью совпадает с современными трендами в части информатизации бизнес-процессов госорганов. Будет интегрироваться база данных таможни, налоговой службы, а также других госорганов, что позволит получать сведения из другого госоргана, не гоняя предпринимателя по кругу. Премьер-министром сразу был задан высокий темп для реализации поставленных задач, поэтому времени на «раскачку» нет.

— В СМИ была озвучена информация, что индекс эффективности таможенной службы в 2017 году упал по сравнению с 2010-м почти в 2 раза. Как вы можете прокомментировать этот вопрос?

— У Всемирного банка есть несколько рейтингов, по которым оценивается состояние международной торговли, государственного регулирования. Согласно Doing Business Report — ежегодного исследования, оценивающего в 189 странах мира простоту осуществления предпринимательской деятельности на основе одиннадцати индикаторов, наши показатели в этом году возросли на два пункта. Отмечу, что исследования Doing Business указывают не только на проблемы, которые препятствуют развитию предпринимательства, но и определяют их причины и содержат рекомендации о проведении необходимых реформ.

По индексу эффективности логистики, к сожалению, мы занимаем невысокие позиции. Этот индекс составляется в комплексе с процедурами доставки товаров, а сюда входит не только таможенный, но и другие виды контроля, стоимость доставки. Конечно, сегодня есть много проблем, это и отсутствие современной и удобной инфраструктуры на границе, незавершённость «единого окна» (которое работает пока только при оформлении в ограниченном режиме), уровень подготовки персонала, несовершенство законодательной базы. Но надо работать. При этом таможня должна не только помогать бизнесу, но и соблюдать интересы государства, что на первый взгляд выглядит взаимоисключающе. Поэтому необходимо внедрять современные подходы, такие как управление рисками, но эта система невозможна без современной инфраструктуры и полной автоматизации. Хочу отметить, что данный индекс также сильно зависит от региональной составляющей, ведь если в одной стране всё сделано на должном уровне, а в соседней будут препоны, это отразится не самым лучшим образом на торговле. Поэтому донорами, такими как АБР, GIZ, регулярно проводятся обследования и предлагается техническая помощь, чтобы решать проблемы на уровне региона.

Эти индикаторы отражают фактическое состояние дел во внешней торговле. Отрицательное мнение, я думаю, также было связано с принятием новых обязательств в рамках вступления, в том числе тарифных, а также новых правил техрегулирования.

Улан БЕЙШЕНАЛИЕВ