Лесное братство



Лесное братствоЛесному хозяйству Кыргызстана 17 сентября исполняется 70 лет. Об этом на пресс-конференции в агентстве «Кабар» сообщил директор Гос­агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства (ГАООСиЛХ) Абдыкалык Рустамов. Вообще, история лесообразования начинается с момента присоединения Кыргызстана к России. В 1893 году в Кыргызстан прибыли учёные, которые и начали описывать наши леса. Потом, в 1917 году, после Октябрьской революции был подписан декрет о лесе, который распространился и на нашу республику. До 30-х годов 6% территории Кыргызстана занимали леса. Но после коллективизации мы начали строить сёла и города, и пошла массовая вырубка деревьев. Тогда леса сократились до 3%. Сейчас они занимают всего 5,7% территории страны. По данным Национальной инвентаризации лесов (2008-2010 гг.), лесом покрыто 1 млн 398,1 тыс. га.

— В 1947 году было принято постановление правительства Советского Cоюза о создании Министерства лесного хозяйства. Дата была подкреплена, как третье воскресенье сентября, — рассказал заместитель директора ГАООСиЛХ Нурлан Жумаев. — В 1991 году правительство независимого Кыргызстана решило оставить эту дату.

Глава ведомства отметил, что за эти годы леса Кыргызской Республики претерпели большие изменения. Значительные вырубки были во время Великой Отечественной войны, но то была вынужденная мера — шла война. А вот после развала Советского Союза люди шли ради выгоды на вырубку зелёных насаждений из-за того, что экономическая составляющая страны была в плачевном состоянии.

— Но хотелось бы вас уверить, что на сегодняшний день рубки лесов в Кыргызстане происходят, но не в таких количествах, как раньше. Потому что идёт борьба с браконьерством в этом направлении. Были повышены штрафы за незаконную рубку, которые очень сильно бьют по карману. И это тоже приносит свои плоды, — сказал Рустамов.

Всё хорошо, прекрасная маркиза

С начала 2017 года в Кыргызстане зарегистрировано 249 фактов незаконной вырубки деревьев. По словам директора Департамента развития лесных экосистем Элдияра Шерипова, все материалы по данным фактам переданы в правоохранительные органы, которые проводят необходимые мероприятия.

— В зимнее время мы проводим рейды по пресечению браконьерства и вырубки ценных пород. Создана оперативная группа на выходные и праздничные дни. За самовольную вырубку деревьев и кустарников в парках, заповедниках, зелёных зонах городов, на территории защитных лесных полос и так далее предусмотрены административное наказание и штраф. Если серьёзное нарушение — то может быть и уголовное наказание, — объяснил он.

Будущее лесов глава госагентства видит в позитивном ключе. Несмотря на то, что активисты, экологи говорят о сокращении площадей зелёных насаждений, а также массовой вырубке деревьев, пожарах, в отчётах ГАООСиЛХ практически всё в «розовом свете».

— Мы работаем с международными организациями по улучшению состояния кыргызских лесов. Есть несколько проектов, которые в скором будущем начнут работать. Один из них — от Всемирного банка на 16 млн долларов, ещё один проект уже работает, и по нему, к примеру, было посажено в Джеты-Огузском лесхозе 700 га лесных насаждений, — рассказал Рустамов. — Это очень хороший результат. Если мы будем работать в таком темпе, то сможем сделать что-нибудь хорошее для будущего поколения: сохранить чистоту природы, чистоту атмосферы, потому что именно леса очищают воздух.

Достаточно выехать за город на 40-50 км, чтобы почувствовать разницу. Поэтому в Бишкеке должны быть обязательно лёгкие города, должны быть скверы, парки. Благодаря лесному хозяйству, которое занимается этой работой, мы смогли сохранить ту уникальную природу Кыргызской Республики, те леса, которые есть в стране.

Помимо вырубки серьёзный урон лесистости страны приносит антропогенное воздействие. Иными словами — хозяйственная деятельность человека. Выпас скота, скос трав не позволяют молодым побегам вырасти в полноценное дерево. Во многих районах, по мнению экологов, это приводит к тому, что леса уже близки к точке невозврата, в том числе и реликтовый «Арсланбоб». Единственный, напрашивающийся вариант решения — полностью запретить какую-либо деятельность. Однако не всё так просто…

— На территории лесных хозяйств по республике проживают порядка 200 тыс. человек. Наши сотрудники совместно с местными органами власти активно проводят работу по охране лесов в местах проживания. Избежать антропогенного воздействия полностью не удастся, одними запретами мы не сможем оградить. Если у людей, живущих на территориях лесных хозяйств и рядом с ними, нет работы, нет возможности заработать, то они живут за счёт лесов.
Сделать всё по закону очень тяжело, но наши лесники, наша охрана работают в этом направлении. Если бы не охраняли, то ситуация была бы ещё хуже. Над вопросом выпаса скота и исчезновения ярусности мы сейчас работаем с Министерством сельского хозяйства, местными органами власти. Между нашим госагентством и Минсельхозом есть меморандум, в котором прописаны вопросы урегулирования выпаса скота. Необходимо сокращать поголовье скота в данных местах, и Минсельхозом ведётся работа по породности животных, чтобы брать не количеством голов, а «ка­чеством» — ценой. Кроме того, мы стараемся сделать так, чтобы скот выходил на отгонные пастбища, работаем с местными сооб­ществами, — объяснил Рустамов.




Сажать — не пересажать

В то же время он отметил, что необходимо восстановить то, что было ранее. Разновидностей лесов у нас много, но практически исчезла их ярусность. Ежегодно сотрудники лесного хозяйства высаживают свыше 1000 га лесных насаждений.

— В прошлом году мы ставили задачу посадить в каждой области по 10 га, однако полностью эта задумка не удалась в связи с отсутствием земель, где можно производить посадку. Землю в Кыргызстане найти тяжело. Поэтому мы сейчас думаем над тем, где это можно сделать. Но скорее всего будем производить эти посадки снова на землях лесного хозяйства, — рассказал Рустамов.

Планируют в ведомстве «поэкспериментировать» — поменять виды саженцев, с которыми работают. Во многом это связно с требованием рынка, где клиент заказывает музыку. А питомники помогают пополнять бюджет лесхоза.

— Мы должны производить товар, который нужен Кыргызстану. Участвовать в тендерах и продавать свою продукцию. Но как вы знаете, такие голубые ели не везде есть, и наша продукция уходит даже за рубеж. У нас созданы питомники в каждом лесном хозяйстве, и последние за счёт питомников пополняют свои бюджеты, конечно ещё выделяются средства из Республиканского фонда охраны природы, — отметил Рустамов.

Ежегодно в Кыргызстане выращивается около 17 млн саженцев деревьев. Такое число озвучил заместитель директора департамента развития лесных экосистем Бактыбек Ырсалиев. При этом для озеленения населённых пунктов выделяется 1,5 млн саженцев в год. Из общего количества выращенных саженцев около 6 млн пригодны для посадки ежегодно.

Заместитель директора ГАООСиЛХ Нурлан Жумаев добавил, что в прошлом году было распоряжение правительства об объявлении трёхмесячника, утверждён план работ, в котором было указано, что ГАООСиЛХ ежегодно будет выделяться на озеленительные мероприятия порядка двух миллионов саженцев на безвозмездной основе айыл окмоту, мэриям городов, если они будут закладывать скверы и парки. Кроме того, ежегодно школам респуб­лики выделяем 100 тысяч саженцев.

— Согласно НСУР (Национальной стратегии устойчивого развития), работаем с МЧС по проекту «Жашыл долбоор» («Зелёная стена») по укреплению оползнеопасных склонов — выделяем саженцы и семена. За четыре года выделили около 700 тысяч саженцев, около трёх тонн семян. Высажено порядка 700 га на этих склонах, — рассказал он.

Dura lex, sed lex

Большая работа, по словам Абдыкалыка Рустамова, проводится и в законодательной сфере. Во-первых, введён мораторий на вырубку тех зелёных насаждений, которые находятся на юге страны — реликтовые ореховые леса. В своё время Гос­агентством был инициирован проект, позволивший создать там заповедник «Дашман». Есть программа «Орех», где также проводится работа по сохранению ореховых лесов в южных областях.

— Сейчас будут вноситься изменения в Лесной кодекс, в постановление правительства 482 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду и пользования участками лесного фонда и о внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» — будут точно описываться все условия для сдачи в аренду, чтобы арендаторы сохраняли и преумножали природные ресурсы. И этот вопрос должен был быть рассмотрен давно, ГАООСиЛХ инициировало его рассмотрение, и сейчас он находится в Жогорку Кенеше, — отметил Рустамов.

Мария Орлова


Кстати

Леса Кыргызской Республики представлены четырьмя группами основных лесообразующих пород — хвойными, твердолиственными, мягколиственными и орехово-плодовыми. Среди хвойных пород преобладают можжевеловые, затем идут ель тянь-шаньская, пихта Семёнова, занесённая в Красную книгу Кыргызской Республики, крометого, интродуцированные сосна обыкновенная и лиственница сибирская. Мягколиственные породы представлены берёзой, осиной, тополем и ивой древовидной. В насаждениях орехово-плодовых лесов преобладает орех грецкий, затем следуют фисташка, яблоня, миндаль, абрикос, рябина, слива (алыча), боярышник и другие мелкоплодные породы. Немаловажную роль в защите склонов гор в республике играют кустарники. К ним относятся шиповник, таволга, жимолость, афлатуния, ива кустарниковая, можжевельник (арча) стелющийся, боярышник, экзохорда и другие кустарники.

Справка

Хотя Кыргызстан относится к малолесным странам, около 2 миллионов человек (треть населения) проживает на территории лесного фонда (или вблизи), и их благосостояние напрямую зависит от лесных ресурсов. При этом самая лесистая — Джалал-Абадская область. В ней расположен и уникальный Арсланбобский орехово-плодовый лес. Наименее лесистая — Чуйская область. Наиболее широко распространены в стране арчовые и еловые леса (около половины площади земель, покрытых лесом), а орехово-плодовые составляют около 10% от всех лесов республики.