Смертельные трассы



Смертельные трассыСообщения о дорожно-транспортных происшествиях, в том числе и с человеческими жертвами, появляются с пугающей регулярностью. Чуть ли не каждый день информагентства публикуют подобные новости. Изменить ситуацию в лучшую сторону пока не получается, несмотря на то, что эта тема поднимается постоянно.

Вот и недавнее совещание правительства было посвящено обеспечению дорожной безопасности в стране. Премьер-министр заявил, что этот вопрос является самой острой проблемой в обществе.

— Статистика говорит о том, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели уменьшились на 20%. Но мне кажется, мы не должны пользоваться этой статистикой. Давайте я вам дам другую цифру: за 7 месяцев на дорогах погибли 400 граждан. Это очень страшная цифра, такого не должно быть совсем, — заключил Сапар Исаков.

Глава кабмина напомнил ещё один важный момент. С началом учебного года необходимо максимально обеспечить безо­пасность детей на дорогах. В прошлом учебном году произошло резонансное дорожно-транспортное происшествие, всколыхнувшее общественность. В апреле на пересечении улиц Бакаева и Ремесленной автомобиль марки Mercedes Benz С-class тёмного цвета сбил двух учеников 3-го класса столичной школы №74. Водитель скрылся с места происшествия. Его впоследствии задержали и приговорили к восьми годам лишения свободы. Мальчики, к счастью, остались живы.

Но столь строгий приговор скорее исключение, чем практика. Зачастую водители, совершившие ДТП даже со смертельным исходом, уходят от наказания. На июльском заседании Совета безопасности бывший его глава (ныне вице-премьер-министр) Темир Джумакадыров заявил, что порядка 40% водителей, совершивших ДТП со смертельным исходом, уходят от ответственности. По его словам, это связано с тем, что потерпевшая сторона пишет встречное заявление. По данным МВД, за первое полугодие 2017-го всего поступило 2 583 заявления и сообщения о ДТП, но лишь по семи процентам из них были возбуждены уголовные дела.

А даже если дело доходит до суда, то сейчас у судей есть возможность выбирать, какое наказание назначить. Это может быть простое публичное извинение, штраф или лишение свободы. По мнению депутата ЖК, эсдековца Дастана Бекешева, такая практика приводит к тому, что, даже если дело доходит до суда, виновник ДТП пытается законными и незаконными методами повлиять на судью, чтобы тот вынес наиболее мягкий приговор. Иными словами, очень велик риск подкупа судьи.

Договориться не удастся?

В конце августа премьер-министр Сапар Исаков подписал постановление о реализации комплекса мер по уменьшению ДТП. Исполнение этих мер будет контролировать вице-премьер-министр Темир Джумакадыров. Отныне, если данный документ не останется на бумаге, а будет реально реализован, виновники ДТП не смогут самостоятельно урегулировать проблему с пострадавшим.

Документ состоит из шести блоков, которые предусматривают автоматизацию всех дорожных процессов, усиление порядка в службах, связанных с дорогами, и другое. При этом одной из главных задач является резкое ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения.

— Мною была поставлена задача перед соответствующими министерствами, чтобы они в ближайшее время внесли свои предложения об ужесточении наказания за нарушение правил дорожного движения. В частности, езда в нетрезвом состоянии будет караться очень жёстко. Если же такой водитель совершит ДТП со смертельным исходом, то это будет оцениваться как публично-частное право, где уже пострадавшая сторона не сможет самостоятельно урегулировать ситуацию с виновником ДТП. Мы предусматриваем резкое ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения, — сказал Джумакадыров.

Ещё одно поручение премьер-министр дал сотрудникам правоохранительных органов, в чьи должностные обязанности непосредственно входит обеспечение безопасности на дорогах. Сапар Исаков поручил передислоцировать подразделения ДПС для того, чтобы они больше стояли рядом со школами и обеспечивали безопасность детей.

— Нужно, чтобы патрульная милиция стояла не за «зебрами», а перед ними, и не ловили людей, которые уже нарушили правила дорожного движения, а предупреждали нарушения, — заявил он.

Глава правительства попросил вице-премьера Темира Джумакадырова «агрессивно работать с соответствующими подразделениями», а членам правительства поручил «по своей части проработать вопросы безопасности и не опираться на официальную статистику, а руководствоваться реальными случаями ДТП».
Кроме того, Сапар Исаков поручил Министерству образования и науки в тесном контакте с Министерством внутренних дел усилить проведение в школах страны разъяснительных мероприятий о необходимости соблюдения правил дорожной безопасности для профилактики ДТП.

Но приведут ли эти меры к положительным результатам? С началом учебного года практически возле всех школ наблюдаются «пробки» из-за припаркованных машин родителей. Порой авто стоят вдоль обочины в два ряда, что не может не повышать возможность совершения аварии. Получается, что забота о собственном чаде превышает чувство ответственности перед другими участниками дорожного движения.




— Я боюсь отпускать ребёнка в школу. Ему надо перейти всего одну дорогу. Летом там положили нового лежачего полицейского, нанесли «зебру». Но когда сын переходит дорогу, его просто не видно из-за припаркованных машин, которые стоят порой даже на «зебрах». Так и под колёсами оказаться можно. И кто будет виноват? Разруха, как говорил классик, начинается в головах, — делится своими переживаниями мама школьника Марина Соколова.

«Умный город» нам поможет

Многие обыватели считают, что значительно улучшить ситуацию на дорогах возможно только при внедрении камер видео- и фотофиксации. Однако республиканские власти не могут реализовать проект «Безо­пасный город» уже в течение нескольких лет.
— Начало реализации важного проекта было запланировано ещё в 2012 году. Он должен был завершиться через год. Сейчас по этому вопросу нет единой позиции правительства. Сначала они говорят, что ждут решений судов, но потом заявляют о «Таза кооме». «Безопасный город» уже мог действовать 4 года, за это время 5 тыс. человек погибли, 50 тыс. пострадали. Разве есть что-то важнее этого? Правительство должно высказать свою конкретную позицию по вопросу, — заявила 1 июня на заседании Жогорку Кенеша депутат Аида Салянова из фракции «Ата Мекен».

Пока же разбирательства продолжаются, глава правительства делает ставку на реализацию проекта «Умный город», являющегося ключевым в проекте «Таза коом». На заседании Исаков дал задание запус­тить пилотную версию в Бишкеке и Оше. Как отметили в отделе информационного обес­печения аппарата правительства, мэр Бишкека Албек Ибраимов доложил, что готовится внедрение в пилотном режиме аппаратно-программных комплексов фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, их планируется установить на ключевых перекрёстках столицы по проспектам Чуй и Манас.
Кроме того, на центральной площади Ала-Тоо установят систему обзорного видеонаблюдения с установкой 50 ситуационных камер с аналитикой «Антитеррор».

Мэр города Оша Айтмамат Кадырбаев также проинформировал о проводимых на первоначальном этапе соответствующих подготовительных работах на центральных улицах города за счёт средств местного бюджета и привлекаемых грантов.

Не забуксует ли внедрение повсеместного видеонаблюдения вновь? Прошлый опыт установки видеокамеры недалеко от авторынка «Азамат» привёл к тому, что штрафы за нарушение ПДД стали получать не реальные виновники, а владельцы машин, «продавшие» их в своё время по гендоверенности...

Но вернёмся к подписанному Сапаром Исаковым постановлению, согласно которому утверждается план мероприятий государственных органов, направленных на реализацию комплекса мер по реформе системы дорожной безопасности. Об основных направлениях работы рассказал журналистам вице-премьер-министр Темир Джумакадыров. По его словам, эти меры были приняты с учётом предложений гражданского общества.

— Первый блок документа посвящён автоматизации процесса управления в сфере обес­печения дорожной безопасности. Второй — повышению эффективности работы госорганов для усиления дорожной безопасности. Третий блок направлен на усиление законодательных мер. Это послужит для повышения ответственности не только госорганов, но и рядовых водителей. Если водителя признали виновным в гибели человека, он не должен избежать наказания. Также планируется навести порядок внутри подразделений, обеспечивающих безопасность дорожного движения. И это касается не только МВД, но и тех, кто обучает и выдаёт водительские удостоверения, кто занимается строительством дорожного полотна, служб, которые обеспечивают общественную безопасность, — сказал он.

Кроме того, один блок касается дорожной инфраструктуры. Закладывается требование по строительству трасс с обязательным разделительным парапетом.

— Многие ДТП происходят на трассах. Иногда медики не успевают спасти жизнь людей. Поэтому здесь тоже нужно навести порядок, и у нас есть конкретные планы, чтобы медики успевали. И последний пункт направлен на информационное обеспечение. Разработаем конкретный медиаплан, выпустим социальные ролики, чтобы ещё раз обозначить ответственность водителей и пешеходов. Я думаю, это тоже даст хороший эффект, — добавил Темир Джумакадыров.

По словам вице-премьера, одним лишь ужесточением наказания за ДТП результата не добиться. В дорожной сфере существует комплекс проблем, и к их решению нужно подходить комплексно, и возможно тогда нам удастся переломить ситуацию на дорогах и обеспечить безопасность наших детей и взрослых граждан. Ну как говорится, поживём, посмотрим.

Мария ОРЛОВА


Кстати

По оценкам ООН, даже не войны и не голод, а дорожно-транспортные происшествия уносят больше всего человеческих жизней.