Мастера для Мельпомены



Мастера для МельпоменыРаботы планируют закончить в октябре, когда начнётся театральный сезон. Откроют его по традиции балет «Айчурек» и опера «Манас». Ну, до этого ещё далеко. Пока же в залах пахнет краской, уже отшлифован паркет.

Директор театра Болот Осмонов с гордостью показывает объём выполненных работ. Завершилась реконструкция большой сцены, приведены в порядок большинство гримёрок артистов.

— Год назад президент Алмазбек Атамбаев сам посетил театр и увидел его плачевное состояние. Рушились балконы, протекал потолок. Глава государства распорядился выделить 37 млн сомов на реконструкцию здания. На проектную документацию, лепнину и скульптуру потрачено более семи миллионов сомов, а остальные средства расходуются на внутренний ремонт и отделку фасада. Всё будет так, как было в 1955 году, и даже цвет фасада. Это архитектурный памятник, и многие решения принимаются после согласования с комиссией. Помню, как с завистью и интересом смотрел телерепортажи о ремонте Большого театра. Мы об этом даже не мечтали, — рассказал директор театра Болот Осмонов.

Особо тщательно мастера подошли к реставрации Малахитового зала. Это гордость театра.

Руководство театра также сообщило, что здание вернёт свой родной цвет: красный гранит, переходящий в пепельно-розовый туф. Открытие следующего театрального сезона намечено на 14 октября 2017 года.

Много волнений у горожан вызвала судьба скульптур, которые некогда украшали крышу дворца Мельпомены. Когда при спуске у одной из них отвалилась часть, театралы готовы были даже организовать акцию протеста. Однако изваяния вовсе не выбросили, как думали люди, они перекочевали в мастерскую народного художника Кыргызстана Тургунбая Сыдыкова.

Как утверждает Болот Осмонов, бетонные статуи в своё время были изготовлены Ольгой Мануйловой из бетона. Здание театра они украшают с 1955 года. В ходе реставрации мастера пообещали материал, из которого они выполнены, по возможности не менять. В отдельных случаях статуи, которые уже невозможно отреставрировать, будут восстановлены из другого материала. После завершения работы будет дана оценка качества со стороны художественно-экспертного совета, который вынесет рекомендации о возможности или невозможности установления статуй, и далее будет приниматься соответствующее решение. Оценка будет вестись на предмет качества как реставрации, так и изготовления статуй и, конечно, эстетической стороны.




Кыргызский национальный академический театр оперы и балета по праву считается одним из самых красивых зданий в городе. За свой долгий творческий путь театр оперы и балета поставил свыше 200 спектаклей. Сегодня со сцены звучат шедевры национальной и мировой классики: оперы «Манас», «Токтогул» и «Курманбек», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», ставятся балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и многие другие.

Его стиль также является воплощением строгой классики в лучших древнегреческих традициях: мощная колоннада поддерживает высокий фронтон, который украшают гипсовые барельефы с изображением муз. Вот уже скоро сто лет, как каждый вечер сцену этого театра освещают огни рампы, поднимается занавес, и… представление начинается.

Но здание было построено более 70 лет назад, и с тех пор, как это не прискорбно, ни разу капитально не ремонтировалось.

Напомним, что в Киргизской ССР в 1926 году образована первая музыкально-драматическая студия в г. Фрунзе (ныне Бишкек). На основе этой студии 7 ноября 1930 года и образовывается Киргизский государственный театр.

Было время, когда театр оперы и балета Киргизии являлся одним из лучших в СССР. Выступать на его сцене почитали за честь выдающиеся оперные певцы и солисты балета могучей державы. Редкие гастроли проходили без аншлагов.

А побывавшая на гастролях в Кыргызстане известная балерина Анастасия Волочкова пришла в ужас, увидев сцену театра.

— Там отсутствовал специальный линолеум, на котором должны танцевать балерины, — вспоминала известная прима. — Я удивилась, как же местные балерины танцуют на таком покрытии. Ведь невозможно пробежаться по этой сцене и не занозить пуанты, а то и получить тяжёлую травму.
Вняв просьбе балетной дивы, на сцене впервые постелили линолеум. Но это было более 15 лет назад.

Стоит напомнить, уже этой осенью в Бишкеке пройдёт международный оперный фестиваль имени Булата Минжилкиева, на который приедут солисты из 7 стран, а 22 октября состоится большой гала-концерт, в котором примут участие международные и местные солисты.

Людмила Беседина