Фонд несбыточных надежд



Фонд несбыточных надеждНа днях глава Российско-Кыр­гыз­ского фонда развития (РКФР) Кубанычбек Кулматов представил широкой общественности очередной отчёт о работе своего ведомства. Вроде бы и цифры убедительные, но вот как-то страна особо не ощущает какого-либо экономического эффекта от деятельности фонда. Может время ещё не пришло?

Неожиданный отчёт Кулматова, да ещё в день отставки главы правительства по причине баллотирования на пост главы государства сразу породил массу слухов. В кулуарах власти заговорили, что якобы именно он (Кулматов) займёт пост премьер-министра. Для того чтобы показать парламентариям активность своей деятельности, он и решил рассказать о детальности возглавляемой им структуры.

Глава ведомства привёл весьма убедительные цифры. Например, по его словам, на конец 2016 года фонд предоставил льготное финансирование для 637 проектов на общую сумму 175 млн сомов. За семь месяцев 2017-го общая сумма кредитования увеличилась до 246 млн сомов. Всего деньги получил 761 проект.

— В прошлом году были снижены валютные ставки с 7 до 4%. Мы также обес­печили работу по рефинансированию проектов до 30% кредитов, которые были ранее получены в комбанках. Очень много было проектов, когда брали средства на бизнес под достаточно высокие ставки, и было произведено рефинансирование. Для нас также было важно то, что вместе с коммерческими банками мы начали софинансировать проекты. Мы не конкуренты, а партнёры, — рассказал Кулматов.

По его словам, более трети кредитов направлены на развитие агропромышленного комплекса, около шести процентов — текстильной промышленности и девять процентов — сферы туризма.

Напомним, Российско-Кыргызский фонд развития начал работу 24 ноября 2014 года. Данный финансовый институт должен был поддержать предпринимателей и помочь в развитии экономики Кыргызстана, который стал членом ЕАЭС. Вначале сообщалось о том, что капитал фонда составит 2 млрд долларов, но он начал свою работу с 350 млн долларов, затем эта сумма увеличилась до полумиллиарда.

Тем не менее, несмотря на оптимистическую картину, которую рисует руководство фонда, уместно было бы напомнить и о доле критики, неоднократно звучавшей как со стороны предпринимателей, так и со стороны парламентариев. Особенно входящих в оппозиционный блок.

Например, выдача льготного кредита в 17 млн долларов близким родственникам одного из нынешних кандидатов в президенты. Депутаты заявили, что деньги пошли вовсе не на финансирование приоритетных отраслей экономики, как того требует устав фонда, а на строительство очередного торгового центра.
Напомним, согласно концепции стратегии развития фонда, приоритетными являются четыре отрасли экономики — сельское хозяйство, лёгкая промышленность, инфраструктура городов и сёл, а также машиностроение и химическая отрасль.




Однако наиболее резкие высказывания принадлежат лидеру фракции «Онугуу-Прогресс» Бакыту Торобаеву, который на одном из заседаний прямо заявил, что «Российско-Кыргызский фонд развития превратился в элитный бизнес-фонд».

По его словам, фонд даёт деньги узкому кругу предпринимателей, у которых есть большие возможности. До простых фермеров деньги не доходят. У них нет возможностей, они не могут объединиться.

— Фонд работает на интересы определённых лиц. Изначально его создали для того, чтобы экономика Кыргызстана адаптировалась к нормам ЕАЭС. Но сделать это не получается, потому что средства фонда не могут направить на строительство и аккредитацию ветеринарных лабораторий. Почему не осуществляется индустриализация сельского хозяйства? Надо поменять политику выдачи денежных средств. Здесь должна быть изменена политика в отношении сельского хозяйства. Должны быть профинансированы логистические проекты. Только тогда будет развиваться сельское хозяйство, — предложил тогда парламентарий.
На основании каких данных народный избранник пришёл к таким выводам, история умалчивает.

Однако больше всего возмущались депутаты фракции «Ата-Мекен», в отношении лидера которой, напомним, суд недавно вынес обвинительный приговор по статье «Коррупция». Так вот, когда деятельность РКФР рассматривалась на заседании данной фракции в декабре прошлого года, представители фонда на заседание не пришли, чем спровоцировали нешуточный гнев нардепов.

— Фракция «Ата-Мекен» считает, что основной причиной неучастия руководства правления фонда является игнорирование законодательства Кыргызской Республики и позиционирование фонда как якобы «особой международной организации», что является политически некорректным и недопустимым в правовом отношении. Фонд, как субъект, находящийся на территории Кыргызской Рес­публики и созданный для решения актуальных социально-экономических задач рес­публики, обязан выполнять требования законодательства Кыргызской Рес­публики и быть подотчётным как правительству Кыргызской Республики, так и общественности республики, — было заявлено в официальном сообщении.

Масла в огонь подлил скандал с птицефабрикой, бывший владелец которой заявил, что фонд «обманным путём завладел действующим бизнесом». В то же время в РКФР пояснили, что передача имущества произошла «на добровольной основе в счёт погашения кредита».

Безусловно, точку в этой непростой истории должны поставить в суде, но по словам адвоката экс-владельца предприятия оказалось, что «Российско-Кыргызский фонд развития имеет правовой иммунитет от всех судебных преследований».

Вот и возникает вопрос, забудут ли народные избранники о столь щекотливых ситуациях или припомнят Кулматову всё, если он вдруг соберётся возглавить новое правительство?

Максат Чынгыз уулу