Полёты во сне и наяву



Полёты во сне и наявуНесмотря на многочисленные заявления о принимаемых мерах для возвращения права авиаперевозчикам Кыргызстана летать в воздушном пространстве Европы, ситуация с мёртвой точки не сдвигается.

Вот и на этот раз министр транспорта и дорог Кыргызстана Жамшитбек Калилов приказал директору Агентства гражданской авиации Курманбеку Акышеву и заведующему отделом гражданской авиации и водного транспорта Медеру Сатарову своевременно и качественно выполнить план мероприятий по выводу кыргызских авиакомпаний из «чёрного списка» Европейского союза.

Агентству гражданской авиации поручено продолжить работу по устранению замечаний, полученных в ходе ауди­та Международной организации гражданской авиации (ИКАО), принять соответствующие меры по обеспечению безопасности полётов, их регулярности, а также по повышению качества услуг, оказываемых пассажирам.

До этого ситуация, сложившаяся в гражданской авиации Кыргызстана, обсуждалась на заседании правительства страны.

По словам главы кабмина Сооронбая Жээнбекова, по сравнению с прошлым годом, на 21% вырос поток авиапассажиров в целом, и почти на половину увеличилось количество пассажиров на внутренних рейсах. И тем не менее, несмотря на положительную динамику роста, качество оказания услуг в сфере гражданской авиации остаётся крайне низким.

— Рынок авиаперевозок отдан на откуп нескольким крупным игрокам, которые, пользуясь этим положением, диктуют свои условия. Речь, в частности, идёт о некоторых авиакомпаниях, осуществляющих внутренние рейсы. Они монополизировали рынок и искусственно завышают цены на авиабилеты. Необходимо постоянно работать с альтернативными авиаперевозчиками, которые желают работать на местном рынке и готовы открывать новые внутренние рейсы. Они имеют большое значение для жителей отдалённых регионов нашей страны, — напомнил глава правительства.

Особое внимание Жээнбеков обратил на несогласованную работу госструктур в аэропортах страны.

— В аэропортах все службы и ведомства должны работать синхронно, в интересах пассажиров. У нас же картина обратная. Массу нареканий со стороны пассажиров вызывает работа пограничных и таможенных служб в аэропортах городов Бишкек и Ош. Помимо низкого уровня обслуживания со стороны персонала граждане зачастую вынуждены стоять в длинных очередях, проходя паспортный контроль. Так быть не должно. Это создаёт неудобства для пассажиров, страна получает негативный имидж в глазах иностранцев. Пассажиры любых рейсов должны максимально быстро проходить все необходимые процедуры и спокойно отправляться на посадку или к выходу. Пассажиры на днях жаловались, что в аэропорт «Манас» одновременно прибыло несколько авиарейсов, и в итоге образовались длинные очереди у стоек пограничного контроля, — подчеркнул Сооронбай Жээнбеков.

Глава правительства напомнил, что при выполнении внутренних рейсов авиакомпании получают от государства скидки в размере 50% на аэропортовые и аэронавигационные услуги. Также в соответствии с Авиационными правилами Кыргызской Республики, в случае задержки вылета на 4 и более часов авиа­перевозчик обязан предоставить пассажиру прохладительные напитки и бесплатное питание. Но, как отмечают пассажиры, бывают случаи, когда эти правила не выполняются.




По итогам совещания премьер-министр объявил выговор директору Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Курманбеку Акышеву за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Напомним, авиакомпании КР попали в «чёрный список» ещё в 2006 году из-за недостаточного участия государства в надзоре за безопасностью полётов. Эксперты ИКАО неоднократно посещали Кыргызстан, дабы обсудить с представителями Агентства гражданской авиации возможность вывода кыргызстанских авиаперевозчиков и «чёрного списка».

Тем не менее эксперты Академии Masterforex обращают внимание на то, что инфраструктура гражданской авиации в республике безнадёжно устарела. Из 11 аэропортов половина не работает, капремонт остальных не проводился десятилетиями. Единственный нормально функционирующий аэропорт — «Манас» в Бишкеке, который является прибыльным благодаря американской военно-воздушной базе. Средств в республике нет не только на реконструкцию аэропортов, но даже на текущий ремонт.

Европейским экспертам демонстрировали «дорожную карту» мероприятий, разработанную кыргызской стороной, с помощью которой авиационное ведомство КР намерено устранить нарушения, выявленные в ходе международного аудита.

Минтранс в 2014 году даже специальный фонд для этого создал. Его средства должны были использовать на развитие гражданской авиации.

В 2016 году через авиацию Кыргызстана в бюджет поступило 1,3 млрд сомов. Было бы хорошо, если бы эти деньги пошли на развитие отрасли. Если с 2017 года эти средства будут пускать на решение проблем гражданской авиации, то выведем авиакомпании КР из «чёрного списка» Евросоюза. Для реализации этих вопросов разрабатывались нормативно-правовые акты, но из-за недостатка бюджета решение этих вопросов поддержки не получило.
Однако судя по всему, принимаемые меры неэффективны, если до сих пор авиакомпаниям Кыргызстана запрещены полёты в европейском небе.

— Для вывода из «чёрного списка» необходимо укрепить материально-техническую базу Агентства гражданской авиации. У нас катастрофически не хватает квалифицированных кадров. Для решения проблем нужны деньги, которых у гражданской авиации нет. Также необходимо выполнять международные стандарты ИКАО по обеспечению безопасности полётов. Кроме того, нашим авиакомпаниям следует внедрить международные стандарты ИКАО, пройдя специальные аудиты IOSA. Начиная с февраля по июнь 2016 года мы провели работу по устранению отмеченных замечаний и устранили несоответствия по требуемым международным стандартам. Словом, для решения проблем нужны деньги, которых у гражданской авиации нет, — заключил Жамшитбек Калилов.
Между тем Министерство транспорта и дорог Кыргызстана в течение 10 дней должно подготовить предложения по устранению недостатков в сфере гражданской авиации и улучшению деятельности структур, непосредственно работающих с авиапассажирами. Такое поручение премьер-министр дал министру транспорта Жамшитбеку Калилову на совещании по состоянию и перспективам гражданской авиации в КР.

Максат Чынгыз уулу

Справка

В настоящее время Кыргызстан связан воздушным сообщением с городами России, Центральной Азии, Кавказа, Китая. Протяжённость воздушных линий составляет около 20 тысяч километров, из них четвёртая часть приходится на местные сообщения. По данным Минтранса КР, общая длина внутренних воздушных линий составляет 5 тысяч километров.