В канун сентября



В канун сентябряНа днях рапорт о подготовке к новому учебному году от министра образования и науки страны Гульмиры Кудайбердиевой выслушал президент Алмазбек Атамбаев.

Учёный совет

Подробностей встречи отдел информационной политики аппарата президента Кыргызстана не сообщает, но известно, что чиновница проинформировала о подготовке общеобразовательных организаций к новому 2017-2018 учебному году. В частности, Гульмира Кудайбердиева доложила о ходе выполнения поручений президента о строительстве новых школ вместо аварийных. По её словам, «по итогам анализа состояния школ в стране, нуждающихся в капитальном ремонте либо новом строительстве, 122 включены в план строительства на 2017-2018 учебный год».

В свою очередь президент обратил особое внимание на необходимость своевременного завершения строительства школ в стране, а в пострадавших от стихийных бедствий районах — до наступления холодов, чтобы создать там все условия для обучения детей.

Так, согласно информации Госстроя КР, в селе Ана-Кызыл Узгенского района Ошской области началось строительство среднего учебного заведения на 275 ученических мест. Правда, из предусмотренного финансирования в размере 25 млн сомов на сегодняшний день пока выделена лишь пятая часть, но строители утверждают, что возведение объекта идёт полным ходом. Аналогичная ситуация с финансированием строительства школы в селе Жаман-Адыр сельской управы Кызыл-Октябрь на 275 ученических мест. Здесь также предусмотрены средства 25 млн сомов, из которых 5 млн уже освоено. Учитывая такую ситуацию с финансированием строительства, вряд ли можно ожидать, что объекты будут сданы в срок.

Кстати сказать, около месяца назад, 12 июля 2017 года, на церемонии награждения лиц, внёсших вклад в развитие социально-экономического, духовного и интеллектуального потенциала республики, глава государства клятвенно заверил кыргызстанцев, что до конца года в стране не останется ни одной аварийной школы.

Таких заведений в республике, если верить руководителю общественной организации «Булан» Чолпон Орозобековой, в Кыргызстане в данное время насчитывается 2 218. Среди них в аварийном состоянии находится 193. Более 60% школ построены в 1980-х годах. Но есть 32, которые возводились в 30-40 годах прошлого столетия, и в них, как это ни удивительно, обучаются дети.

Безусловно, количество школ сказывается на образовании народа, но ещё больше его уровень зависит всё же от качества преподавания. И тут начинаются проблемы. Именно вопросы, связанные с его определением, вызывают большие сомнения как у педагогов, так и у родителей.

— Участие Кыргызстана в 2006 и 2009 годах в международном сравнительном исследовании оценки образовательных достижений обучающихся (PISA) показало, что более 80% учеников средних школ не достигли минимального уровня международного стандарта по чтению и пониманию, математике и естественным наукам. Это был своего рода шок, и в 2010 году, несмотря на политические события, правительство обратилось к международным партнёрам с просьбой о проведении Обзора политики страны в области образования. Мы должны были понять причины такого положения дел и определить, какие меры необходимо принять ради изменения ситуации, — рассказала министр.

Попасть в сеть

Между тем в Минобразе надеются, что на качестве образования позитивно скажется подключение школ к интернету. Напомним, в прошлом году желающих обеспечить в средние учебные заведения Кыргызстана доступ во Всемирную паутину не нашлось. Было объявлено несколько тендеров, но они впоследствии были названы не состоявшимися.

В этом году премьер-министр Сооронбай Жээнбеков на рабочем совещании поставил задачу перед Министерством образования и науки и Госкомитетом информационных технологий и связи — к началу учебного года 60% школ подключить к интернету.

В этом году всё же, если верить главе Минобраза, ведомству хоть с четвёртой попытки, но всё-таки удалось найти интернет-провайдера, который до конца 2017 года подключит к интернету часть учебных заведений страны.

Комментируя ситуацию, министр отметила, что в Кыргызстане впервые выделяются такие значительные бюджетные средства на коммуникационные и интерактивные технологии для школьников.

— Основной целью мероприятий является построение структуры новой образовательной среды, которая ориентирована на внедрение системы электронного документооборота в дошкольных учреждениях и электронных школьных дневников, использование в учебном процессе интерактивного дистанционного обучения, видео- и аудиоконференций. Также проект предполагает электронное картографирование объектов образования. Главным итогом его реализации станет уменьшение диспропорции в доступности информационных технологий для разных районов и повысит равенство шансов развития для каждого учащегося вне зависимости от места проживания, — пояснила Гульмира Кудайбердиева.




С миру по нитке

Между тем, пока чиновники рапортуют о готовности школ к новому учебному году, родители ломают голову над тем, как собрать любимое чадо на занятия. В этом году Минобразования и мэрия Бишкека издали совместный приказ о запрете вступительных взносов при приёме в первый класс в столичных государственных школах. На очередной запрет возлагают надежды, что он поможет снизить уровень коррупции в школах. Почему очередной? Да потому что каждый министр образования, как только приступал к работе в данной должности, начинал именно с борьбы с поборами. Так в 2013-м Канат Сыдыков издал приказ, которым строго-настрого запретил сбор денежных средств в школах. Сменившая его на посту Эльвира Сариева тоже прибегала к этой мере, но эффект был снова нулевой. Вот теперь этим же средством воспользовалась Гульмира Кудайбердиева.

Но в очередной раз родителям дают номер счёта в банке, куда они могут вносить «добровольные» пожертвования. Нужды, на которые они пойдут, будет определять попечительский совет. Ну, это в идеале. Нередко родителям приходится сдавать деньги, лишь учитель заикнётся о новой мебели или ремонте в середине учебного года, а то бывают и покруче запросы, а родительский комитет тут как тут. Ну а что происходит с теми детьми, чьи родители пытаются возражать, остаётся только догадываться.

По словам депутата парламента Натальи Никитенко, сейчас в парламенте формируется список школ, на чьих педагогов родители жалуются больше всего. В сентябре, как только парламент начнёт работу, этот вопрос будет рассмотрен на палате.

Форменный порядок

Уладив все формальности с устройством детей в школы, взрослые занялись экипировкой своих чад. Со второй половины августа в республике заработают школьные базары. Остаётся подсчитать, во сколько обойдётся снарядить ребёнка в первый класс. Корреспондент «АН» приценивалась на самом большом рынке Центрально-Азиатского региона — «Дордой».

Начнём с главного — покупки школьной формы. Надо сказать, что после жёсткой критики пару лет назад сейчас предприятия провели работу над ошибками. Прежде всего это касается качества продукции, которое заметно улучшилось.

— Мы специально решили задержаться в Кыргызстане на Иссык-Куле, чтобы купить всё необходимое к школе. У нас в Сургуте цены на такие вещи в два раза выше. Я уже купила костюмы старшему и среднему сыну. Качество вполне устраивает и цена тоже, — призналась россиянка Наталья Середа.

Стоимость пиджака, брюк и жилета колеблется от 500 до трёх тысяч сомов. К костюму, конечно, нужна рубашка. Для мальчика она обойдётся от 300 до 350 сомов. Примерно за такую же цену можно купить юбку для девочки, чуть дороже будет стоить белая блузка.

Немного выросла в цене классическая обувь. Например, туфли турецкого производства для мальчиков стоят полторы тысячи сомов, китайские — дешевле, но, как и одежда, они уступают по качеству.

Школьные принадлежности — тетрадки, ручки, карандаши и прочее «хозяйство» — обойдутся примерно в полторы тысячи сомов. Хороший рюкзак в среднем стоит 500 сомов. В общей сложности, если суммировать все покупки, то собрать ребёнка в школу обойдётся минимум тысяч в шесть-семь сомов. Эта сумма не намного больше, чем в прошлом году.

Максат ЧЫНГЫЗ уулу


Цитата

Министр образования КР Гульмира Кудайбердиева:

— К 1 сентября 2017 года в стране откроют 100 новых детских садов, в школах начнётся апробация новых учебно-методических комплексов по 27 наименованиям учебных предметов.

Справка

Консолидированный бюджет системы образования в настоящее время составляет 28 млрд сомов. Это средства республиканского и местных бюджетов. Большая часть — это расходы на заработную плату, Соцфонд и коммунальные услуги. Но в тех школах, где директора эффективно используют такой инструмент, как нормативное бюджетное финансирование, и умеют экономить деньги, на развитие школы выделяется более 15% из имеющихся средств. Это уже даёт возможность постепенно улучшать и материально-техническую базу школы, и направить учителей на курсы повышения квалификации, и обновить библиотечные фонды.