Золотая дилемма



Золотая дилеммаЗаконодатели страны в очередной раз решили вернуться к теме вывоза из рес­публики руд и концентратов драгоценных металлов. С чем это связано и чем обернётся для золотодобытчиков, рассказал заместитель исполнительного директора Международного делового совета (МДС) Данияр Медеров.

— К сожалению, проблемы в горнодобывающей отрасли существовали всегда. В настоящее время в парламенте рассмат­ривается инициатива по введению экспортной таможенной пошлины на руды и концентраты, содержащие драгоценные металлы. Особо активно эта тема стала подниматься с 2012 года. В частности, со стороны государственных органов и профильного парламентского комитета давались различные заключения, и даже в 2015 году было возражение президента к законопроекту, в котором ставился под сомнение экологический вопрос. Главная дилемма: вывозить или перерабатывать сырьё в Кыргызстане?

— А какие тут могут быть экологические последствия? Ведь речь идёт о вывозе, а не о переработке, где применяются цианиды и другие опасные химические элементы.

— Если мы ограничиваем вывоз руд и концентратов для последующей переработки в Китае или Казахстане, то, чтобы отрасль не пришла в упадок, и бюджет регулярно получал налоговые отчисления от компаний-недропользователей, Кыргызстану придётся обеспечить предприятия собственными производственными мощностями. Иначе какой смысл в золотодобыче вообще? Ведь что такое концентрат? Это может быть примесь целого ряда химических элементов, в том числе золота, серебра, меди и других сопутствующих металлов. Для того чтобы извлечь золото в чистом виде, необходимы специальные технологические процессы и оборудование. Но у нас, повторюсь, нет таких перерабатывающих мощностей.

— Получается, что на данный момент компании-золото­до­бытчики вынуждены вывозить концентрат из страны?

— Увы, пока это так.

— Что произойдёт, если инициатива депутатов получит поддержку большинства?

— Любой инвестор, прежде чем зайти на рынок, производит расчёты рентабельности своего бизнеса, и когда возникают какие-то сопутствующие дополнительные нагрузки, это делает его дальнейшую экономическую деятельность невыгодной. Это раз. Во-вторых — на что направлена депутатская инициатива? На ограничение вывоза концентрата. По мнению парламентариев, это побудит горнорудные компании скооперироваться и организовать на территории Кыргызстана золотоизвлекательную фабрику, где можно было бы перерабатывать концентрат. Но и в этом случае есть большие риски для нашего государства, так как страна может получить колоссальные экологические последствия.

— Однако такие предприятия есть в Китае и Казахстане. Разве в этих странах не заботятся об экологии?

— Тут важно учитывать территориальные масштабы. В этом Кыргызстан ни с соседней страной, ни с Поднебесной сравниться не может. Если наладить здесь столько золотоизвлекательных производств, во что превратится наша страна?

— Но ведь речь не идёт о строительстве десятка золотоизвлекательных фабрик. Может быть, для Кыргызстана и одной хватит?

— Здесь вы ошибаетесь. Каждое месторождение имеет свои природные особенности и, в частности, химический состав минерального сырья. Следовательно, с учётом этого для переработки концентрата со своим содержанием различных металлов нужен свой технологический процесс и соответствующее оборудование. Так что принцип переработки «в единой бочке» здесь не сработает. Это практикуется во всём мире: для каждой руды и концентрата нужен индивидуальный подход. Возьмём, к примеру, десять месторождений. На каждом из них минеральное сырьё имеет разный химический состав. Есть золотомедный концентрат, концентрат может быть с примесью мышьяка, сурьмы, полибазита, сераргирита и так далее. Словом, отличия в составе руд и концентратов могут потребовать строительства огромного производства, где будет работать несколько линий, ориентированных на каждый состав руд и концентратов. Но строительство таких больших объектов затратно с финансовой точки зрения, да и экологические последствия тоже не просчитаны. Словом, здесь больше вопросов, чем ответов.

— И какой выход из сложившейся ситуации предлагает Международный деловой совет?

— Прежде всего, мы, как и представители органов государственного управления, выступаем за то, чтобы усовершенствовать учёт добычи, вывоза и последующей переработки руд и концентратов драгоценных металлов. Но при этом любая инициатива в сфере горнорудной промышленности, которая способна снизить деловую активность инвестора или нанести значительные экологические последствия стране, должна проходить профессиональные экспертизы и исследования, и только после тщательно выверенных результатов нужно принимать окончательное решение.

— Способны ли госструктуры Кыргызстана провести такое исследования и дать необходимое заключение?

— Вряд ли сегодня кто-то из госструктур, некоммерческих организаций или даже международных независимых компаний в одиночку способен провести столь сложное, многогранное исследование. Сегодня МДС, как раз-таки осознавая этот факт, настаивает: прежде чем начать рассматривать какую-либо инициативу, необходимо консолидировать усилия государства и бизнеса, изучить этот вопрос и его последствия всесторонне. В том числе все существующие и предлагаемые инициативы по финансовому обременению и налоговой нагрузке на горнорудные компании. Рассмотреть, как это скажется на горнорудной отрасли и на экономике страны в целом. Если строить золотоизвлекательные фабрики, то нужно рассмотреть техническую, экономическую и самое главное экологическую сторону вопроса. И только после получения результатов от авторитетного международного исследовательского института принимать окончательное решение.




— Но ведь в начале беседы Вы сказали, что дискуссия о том, вывозить концентрат или перерабатывать его на территории Кыргызстана, продолжается на протяжении пяти лет. Почему же за это время исследования так и не были проведены?

— Этот вопрос нам задают каждый раз, когда на различных заседаниях мы обсуждаем данную тему, в том числе с профильными государственными органами и в Жогорку Кенеше КР. Как я уже сказал, такого рода исследования — это сложный и многогранный процесс, требующий больших временных и финансовых затрат. Сегодня МДС активно занимается этим вопросом, и к нам уже начали поступать коммерческие предложения от авторитетных международных компаний. Проведено несколько консультаций внутри отрасли, и в ближайшее время мы планируем приступить к исследованию. Мы уже готовы начать исследования по двум направлениям: первое — насколько оправданы различного рода финансовые и налоговые обременения для отрасли, второе — экономические и экологические последствия строительства золотоизвлекательных фабрик на территории Кыргызстана.

— Их будут проводить местные специалисты?

— Ни в коем случае. Здесь нужен максимально объективный подход, и достичь этого можно, если в качестве эксперта выступит международный институт, положительная репутация которого не вызовет сомнения ни у кого, который имеет опыт работы, да и его авторитет признан в мире. Повторюсь, сейчас мы ведём переговоры с некоторыми такими структурами.

— Может ли сам инвестор инициировать проведение такого рода экспертизы?

— Отвечу вопросом на вопрос. Как думаете, если отдельный инвестор инициирует такого рода исследование, можно ли будет считать его объективным? Очевидно, что нет.

— Чем мотивируют свою точку зрения политики или структуры, которые выступают против вывоза концентрата?

— Верю, что все политики и структуры, которые выступают за эту инициативу, руководствуются интересами нашего государства. Но порой такие, казалось бы благие намерения, но без должных знаний, экспертной поддержки и осознания глубины последствий вопроса могут нанести большой вред как экономике, так и экологии нашего государства.

— Итак, мы подошли к ключевому вопросу. Если строительство золотоизвлекательной фабрики будет экономически выгодно, но экологически вредно, то как разрешить эту дилемму?

— Тут не следует забывать, что Кыргызстан взял курс на переход к так называемой «зелёной экономике». Кроме того, страна подписала Парижское соглашение по климату. Очень важно сохранить здоровую экологию страны для будущих поколений. Я бы не хотел, чтобы мои дети жили в экологически неблагоприятном регионе. Но я всё же предпочёл бы не забегать вперёд и посоветовал бы дождаться упомянутого выше экспертного заключения.

Людмила Беседина


Кстати

МДС призывает правительство Кыргызстана и «Центерра Голд Инк» к консенсусу, начав консультации по урегулированию судебных споров. «Кыргызстан должен стать раем для бизнеса, для инвестора, для любого предпринимателя: местного и иностранного, крупного и малого», — сказал президент Алмазбек Атамбаев на V заседании Национального совета по устойчивому развитию КР.

Одной из главных задач как будущей, так и действующей Национальной стратегии устойчивого развития является создание благоприятного инвестиционного климата в Кыргызстане. Причём горнодобывающая промышленность признана НСУР одной из стратегических отраслей экономики, и стратегия предусматривает «создание благоприятного инвестиционного климата для всех недропользователей независимо от форм собственности и страновой принадлежности».

МДС на протяжении 17 лет уделяет особое внимание улучшению инвестиционного климата, оказывая содействие государственным органам в разработке нормативных правовых актов и создании площадки для обсуждения наиболее важных инициатив правительства и Жогорку Кенеша КР. Однако наличие арбитражных разбирательств не способствует улучшению инвестиционной привлекательности нашей страны. На сегодняшний день есть ряд исков в международные арбитражные суды к Кыргызской Респуб­лике, в частности, арбитражное разбирательство по иску «Центерра Голд Инк» к правительству КР по проекту «Кумтор». «Центерра Голд Инк» является одним из крупнейших инвесторов и налогоплательщиков в нашей стране. В 2016 году платежи компании на территории КР превысили 238,450 млн долларов. Всего за период работы компании с 1994 по 2016 годы выплаты на территории Кыргызстана превысили 3 млрд 202 млн долларов. По предварительным данным Национального статистического комитета КР, доля «Кумтора» в ВВП страны в 2016 году составила 8%, а в общем объёме промышленного производства — 23,4%», — говорится в официальном обращении МДС.

Учитывая важность этого инвестиционного проекта для страны, МДС предлагает правительству КР и «Центерра Голд Инк» завершить процесс урегулирования судебных разбирательств.