Виртуальный развод



Виртуальный разводПервыми о том, что КР будет первой страной Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которая обзаведётся национальной криптовалютой, сообщили российские СМИ. Парадоксально то, что в самой рес­пуб­лике об этом никто не знал.

Летят утки...

Новую единицу расчётов нарекли не­обыкновенно красиво GoldenRock. По сообщению первоисточника, реализовать амбициозный проект вызвалась российская финансово-консалтинговая компания, которая должна была отвечать за первичное размещение криптовалюты. Вероятнее всего, здесь имелась в виду некая интернет-площадка.

Также источник сделал ссылку на некое распоряжение премьер-министра Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова, коим ответственным за реализацию проекта будет назначена местная госкомпания «Торговый дом Кыргызстан» (ТДК).

Более того, валюта ещё не родилась, а доходы от её реализации уже подсчитали. В целом они должны были составить от 5 до 40 млн долларов. Эти деньги якобы собирались инвестировать в разработку золотого месторождения с объёмом запасов 40 тонн. Если проект будет удачным, то следующим этапом станут инвестиции в сельскохозяйственные проекты.

Ситуация начала проясняться после того, как представители кыргызстанских СМИ обратились в государственные структуры республики с просьбой о комментариях. Каково же было удивление, когда кабмин Кыргызстана распространил документ следующего содержания.

«Относительно возможности введения в Кыргызской Республике национальной криптовалюты аппарат правительства КР сообщает следующее. Премьер-министр Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков не подписывал решений, направленных на выпуск криптовалюты. Одновременно с этим правительство Кыргызской Республики не уполномочивало предприятие «Торговый дом Кыргызстан» заниматься реализацией проекта по выпуску криптовалюты от имени правительства Кыргызской Рес­публики. Следовательно, информация, опубликованная 14 июня 2017 года, о том, что Кыргызская Республика готовится к выпуску криптовалюты, не соответствует действительности», — говорится в сообщении отдела информационного обес­печения аппарата правительства Кыргызской Республики.

Однако официальная позиция правительства КР оказалась неубедительна. Новость о национальной кыргызской криптовалюте растиражировали около десятка СМИ.

В истории с созданием в Кыргызстане национальной криптовалюты много странностей. Во-первых, никому не бросилось в глаза то, что информация о GoldenRock появилась не в Кыргызстане, то есть стране-производителе, так сказать, а далеко за рубежом. Хотя заявления такого рода как минимум должны были исходить даже не от торгового дома, а от Национального банка страны, то есть учреждения, отвечающего за денежно-кредитную политику Кыргызстана, либо же правительства, которое, собственно говоря, и должно было принять решение по поводу выпуска новой единицы расчётов.

Ответственной за GoldenRock почему-то выступила госкомпания «Торговый дом Кыргызстан». Там же официально и подтвердили о запуске проекта, и сообщили, что подтверждаться новая расчётная единица будет золотом.

Какой такой павлин-мавлин?

Прежде чем продолжить, напомним, что же из себя представляет криптовалюта. Считается, что это цифровая или, правильнее сказать, виртуальная валюта. Её нельзя подержать в руках. Определение говорит, что это зашифрованная информация, скопировать которую невозможно. От обычных денег она отличается тем, что купить или продать её можно исключительно в сети Интернет, тогда как любая другая валюта всё же имеет физичес­кое воплощение.

— GoldenRock назвать криптовалютой можно с большой натяжкой. Уже то, что она, якобы, будет подкреплена золотом, делает её самой обычной, но никак не крипто. У цифровых денег есть как преимущества, так и недостатки. К первым можно отнести анонимность транзакций, полную защищённость от инфляции, отсутствие единого цифрового банка и контроля за платежами. Что же касается второго, то тут картина выглядит следующим образом. К рискам можно отнести отсутствие регулирующих механизмов, а также гарантий сохранности электронных криптокошельков, потеря пароля может привести к полной утрате всех имеющихся криптомонет. Ну и ещё одна сложность заключается в том, что с повышением уровня сложности становится нерентабельной купля-продажа, или так называемый майнинг криптомонет на оборудовании отдельных пользователей. Хотя этой процедурой в сети может заниматься любой желающий, обладающий компьютерным оборудованием необходимой мощности и специальным программным обеспечением. В процессе операций вычислительные мощности оборудования решают алгоритмы, сложность которых постепенно растёт, и, решив, добывают монету — набор зашифрованной информации. Доказательством наличия монеты в сети служит своего рода учётная запись. Хранится данная валюта децентрализовано, распределённой по электронным криптокошелькам пользователей, — рассказал специалист в области IT-технологий Андрей Сафронов.

По его словам, в настоящее время самой популярной криптовалютой считается биткоин. Десять лет назад некой группой лиц был разработан уникальный алгоритм биткоина, и началась её эмиссия и добыча в сети. Сначала цифровая валюта была мало известна и оставалась уделом технарей и айтишников. Количество спроса и предложения на неё вследствие этого было ограничено, добыча шла неторопливо, процессом внедрения биткоина в жизнь никто не управлял, да и вообще не было ясности, для чего он нужен.




Судьба цифровой валюты резко изменилась в 2010 году. Тому предшествовал ряд событий. Прежде всего появилась возможность обмена биткоина на реальные деньги, пусть и по незначительному тогда курсу. В это же время на цифровые деньги — это идеальное средство анонимных транзакций — обратили внимание некоторые порталы подпольной торговли. Всё это вызвало быстрый рост интереса, биткоин получил известность, стоимость стала очень быстро расти, а трейдеры привели эту платёжную единицу к глобальному уровню известности.

Ещё одна популярная криптовалюта — LitCoin (LC). Хотя представлена она не так широко, как биткоин. Капитализация LC небольшая, менее 100 млн долларов. Современные криптовалюты занимают свою небольшую нишу на рынке.

Вот что такое криптовалюта, и такова, если излагать кратко, ситуация с ней на сегодняшний день. Теоретически сегодня любой желающий может не только добывать криптовалюту (а её разновидностей — десятки), но и создать свою. Успешность криптовалюты обусловлена широтой охвата аудитории, такая валюта должна быть у людей известна и популярна. Посмотрев видео «криптовалюта — что это», которых сегодня много в Интернете, можно получить ещё больше информации на эту тему.

В 2014 году на рынке появилась новая компания OneCoin Ltd, которая предложила инновационный подход к созданию и продвижению электронной валюты и положила начало новой современной криптовалюте — OneCoin.

Регулятор против

Кстати сказать, GoldenRock — не единственная криптовалюта, которая «замахивалась» на денежное пространство КР. В 2015 году в Кыргызстане в одной из пиццерий появился банкомат, где можно было без какой-либо помехи купить биткоин. Позже объявление о продаже цифровой валюты появилось в одном из обменных бюро.

В связи с этим Национальный банк официально запретил вести какие-либо расчёты посредством виртуальной валюты. Финансовый регулятор проинформировал о том, что по законодательству Кыргызской Республики единственным законным платёжным средством на территории страны является национальная валюта «сом». И тут вдруг в 2017-м без чьего-либо ведома создаётся национальная криптовалюта.
Тогда же НБКР предостерёг от рисков пользования «виртуальными валютами». В распространённом заявлении говорилось, что прежде всего виртуальные валюты не имеют никакого материального обеспечения. Стоимость этих денег не привязана к какой-либо валюте или другому активу, и фактически на формирование её стоимости влияет спрос и предложение на неё, что порождает высокие риски волатильности обменного курса и потери стоимости. Использование их на территории страны в качестве платёжного средства теперь является нарушением законодательства.

Максат Чынгыз уулу


Кстати

Хакеры, осуществившие недавнюю масштабную кибератаку с помощью вируса-шифровальщика WannaCry, сумели получить от своих жертв выкуп в биткоинах на общую сумму около 66 000 долларов. Однако превратить эти средства в традиционные деньги будет непросто, поскольку за движением биткоинов следит весь мир.

Справка

Сейчас во всем мире существует более 600 криптовалют, но в лидерах остаётся биткоин. В начале марта отмечен самый высокий спрос на него — 1 250 долларов, что превысило стоимость тройской унции золота. Правительства разных стран, видя популярность криптовалют, постепенно совершенствуют законодательство, чтобы признать их и использовать во благо, нивелируя такую функцию криптовалюты, как отмывание денег.

А как у них

Япония с 1 апреля 2017 года приравняла биткоины и другие криптовалюты к обычным деньгам, признав их законным платёжным средством наравне с национальной валютой. В то же время иена остаётся официальной денежной единицей страны.
В России, несмотря на существенный интерес и значительное внимание со стороны госорганов к криптовалютам, до настоящего времени их правовой статус, а также порядок налогообложения операций с их использованием не определены. Ранее Минфин даже разработал законопроект о введении ответственности за обмен денежных суррогатов, за последний год в обсуждении вопроса рисков оборота криптовалюты наметился серьёзный прогресс. Тем не менее Центробанк РФ уже предложил ввести налог на криптовалюты как на цифровой товар.

Мнение

Главный научный сотрудник Российского госуниверситета правосудия, доктор юридических наук Анатолий Селюков:
— Криптовалюту создали не для компьютерных игр, это, по сути, печально известная пирамида МММ, только в мировом масштабе. В задачу создателей биткоина входит сперва «раздуть» эту криптовалюту, поднять её стоимость, а после этого всех кинуть. Причём никто конкретно ответственности за это не понесёт: по законам разных стран эта валюта не имеет хозяина.