МК-А": Опиум для народа. Религиозные сектанты "обрабатывают" школьников юга Кыргызстана



Бишкек АИФ. Религиозные сектанты "обрабатывают" школьников юга Кыргызстана
СКАЗАТЬ, ЧТО Я БЫЛ В ШОКЕ, УВИДЕВ, КАК ЛЮДИ ОБТИРАЮТСЯ ВОДОЙ, КОТОРОЙ ТОЛЬКО ЧТО ОБМЫВАЛИ ПОКОЙНИКА, НИЧЕГО НЕ СКАЗАТЬ. Мало того, действия взрослых повторяли и дети. После просмотра таких кадров задумываешься о поразительном фанатизме "хизбутовцев", пришедших проводить в последний путь усопшего сопартийца: а ведь они живут среди нас… Ни одна из ныне существующих политических организаций в Кыргызстане не имеет столь ярых последователей, безоговорочно верящих каждому слову своих духовных гуру. И в свете нынешней коррумпированности и алчности властей идея о построении шариатского государства собирает все больше сторонников.

В последнее время правоохранительные органы стали чаще заявлять о задержании членов религиозно-экстремистской партии "Хизб ут-Тахрир". "Хизбутовцы" действительно активизировались и расширили поле пропагандистской работы: агитация ведется не только на улицах, базарах, в мечетях, но и в Интернете. Видео- и фотоматериалы "заливаются" в YouTube, на коммуникационный портал Mail.ru, в крупнейшую международную социальную сеть Facebook. Это свидетельствует о том, что ряды сторонников партии стремительно молодеют: именно молодежь активно пользуется Интернетом если не посредством компьютеров, то через мобильные телефоны.

В начале июля сотрудники 10 управления МВД раскрыли группу религиозных активистов, которые создавали видеоролики агитационного содержания, переводили их на кыргызский и русский языки, размещали в "виртуале", а затем по электронной почте отправляли ссылки различным пользователям. "Они с помощью Интернета привлекали новых сторонников", - говорится в пресс-релизе милицейского ведомства.

• • •

В том, что "полуфабрикаты" для партии "Хизб ут-Тахрир" и других религиозно-экстремистских течений готовятся в отдаленных медресе, я убедился, посетив некоторые религиозные лагеря, созданные при духовных училищах и побеседовав с так называемыми преподавателями.

Летние образовательные лагеря в нескольких медресе Ошской и Джалал-Абадской областей республики открылись по инициативе Духовного управления мусульман КР и казыятов - официальных духовных управлений в регионах.

Как отметил в интервью журналисту радио "Азаттык" глава Ошского казыята Султанали Гапуров, целью создания таких лагерей является "привлечение внимания подрастающего поколения к традиционному исламу, который распространен в нашем регионе".

- Другая причина заключается в том, что мы бы хотели увлечь детей, подростков чем-то, что отвлекло бы их от совершения дурных поступков во время летних каникул, - подчеркнул казы.

Возможно, преподавание основ теологии приносило бы пользу, если бы образованием подростков занимались опытные богословы. Но зачастую процесс обучения отдан на откуп молодым людям, которые сами "плавают" в вопросах религии: нахватавшись верхов, всего лишь выучив буквы арабского алфавита, они сеют отнюдь не "разумное, доброе, вечное" в неокрепших детских умах.

• • •

Словно в насмешку над социалистическим прошлым, в здании бывшего клуба колхоза "Москва", что в центре Сузакского района, сейчас функционирует медресе. На летнее время двухэтажный корпус переоборудован в лагерь, где от школы и семьи "отдыхают" около 70 подростков: ученики постигают здесь основы исламской религии. На втором этаже расположены спальные комнаты, на первом - столовая и учебные классы. Обстановка чем-то напоминает армейскую казарму.

Я заинтересовался этим заведением, услышав рассказы некоторых жителей о том, что преподают здесь граждане Турции, специально приехавшие обучать местных детей основам религии. Буквально за день до этого я узнал, что в одном из сел Узгенского района в таком же религиозном лагере преподает сириец, который бежал в Кыргызстан из Йемена и получил у нас статус беженца. При этом сам "учитель" не владеет никаким другим языком кроме родного арабского. За "изучение" персоны "педагога" взялись правоохранители. Я же решил посетить подобные учреждения в других регионах.

По словам одного из сузакцев, знания, "прививаемые" в медресе, отличаются от тех, что традиционно дают в мечетях местные имамы.

- Сами ученики называют себя странным словом…не могу вспомнить…кажется, оно начинается на "нур", - говорит Бахтияр.

- Может быть "нурджулар"? - подсказываю я, перебирая в памяти обрывки когда-то и где-то услышанных бесед о религиозных течениях.

- Вспомнил! - восклицает собеседник. - Они называют себя "нурчилар"! Некоторые забрали детей из этого лагеря, но несколько десятков подростков, чьи родители считают процесс обучения нормальным, остались здесь.

----------------------------------------
Справка "МК"
"Нурчилар" - подразделение турецкой религиозной секты "Нурджулар", основанной муллой Саидом Нурси в начале прошлого века. Организация действует скрытно, через сеть созданных ею фондов и исламских образовательных учреждений. Обучающиеся в таких учебных заведениях дети подвергаются идеологической обработке в духе пантюркизма.
Организация мимикрирует под просветительскую, но при этом ведет подрывную работу. Это позволяет ей в случае любого намека на "репрессии" со стороны госорганов поднимать крик о притеснениях и рассчитывать на помощь Запада и местных правозащитников.
Организация проповедует те же цели, что и небезызвестная "Хизб ут-Тахрир", ратующая за возрождение халифата и обустройство социальной жизни общества по канонам шариата. "Нурджулар-Нурчилар" пользуется негласным покровительством турецких властей, это один из ключевых инструментов в реализации стратегических планов Анкары по расширению своего влияния в Средней Азии и в Закавказье. Секта активно сотрудничает с ЦРУ, ФБР и Госдепартаментом и занимается сбором информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах в государствах, где проживают тюркоязычные народы.

----------------------------------------

В холле медресе стоят кресла с диванами и журнальный столик. Напротив - шкафчики для обуви. На стене, в рамках под стеклом - документы, выданные Минобразом КР, свидетельствующие о праве "благотворительного учреждения "Сузак" на "ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного образования". В одном из кабинетов вижу двух подростков, спрашиваю кто они такие.

- Мы "талаба", учимся здесь, - отвечают ребята.

Я прошу позвать кого-нибудь из преподавателей, а в голове все крутится это слово… И вдруг меня осенило: "талаба" - учащийся, а экстремистское движение "Талибан" в Афганистане создано именно студентами…

Ко мне подходит молодой парень, знакомимся: ему 22 года, зовут Шамсудин, религиозное образование получил в Бишкеке.

- А где конкретно? - спрашиваю.

- По проспекту Чуй, - загадочно отвечает тот.

- Это как? - удивляюсь я. - Прямо на улице учился? У учебного заведения название есть?

- Да, есть, - соглашается Шамсудин. - Оно находится за главным офисом мобильного оператора "Билайн".

- А называется-то как? Что это - институт, университет, училище?

- Медресе. Я там учился.

- Да уж… И чему же ты теперь здесь учишь детей? Говорят, что у вас турки преподают?

- Нет, турков нет, они нас только финансируют. При их поддержке и создано медресе. Наиболее успешные ученики после окончания учебы поедут учиться в Турцию.

- Интересно. А какого религиозного течения вы придерживаетесь? Я слышал, вы имеете отношение к секте "нурджулар"?

- Это не верно, мы относимся к течению "сулайманчи"…

Я прошу рассказать подробней о том, что же из себя представляет это течение.

- В древности был пророк Сулейман, - начинает "просветительскую лекцию" собеседник, - и как-то Всевышний предложил ему сделать выбор между богатством и знаниями. Выбрал Сулейман знания, и стал понимать язык птиц и животных. А Всевышний похвалил его за мудрый выбор и наградил богатством…

- Подожди, - прервал я рассказчика. - Ты хочешь сказать, что это течение берет название от имени еврейского царя Соломона? Ты ничего не путаешь?

Шамсудин замолчал.

- А причем тут тогда турки? - не унимаюсь я. - Сколько вообще здесь преподавателей, кто они?




- Здесь нас четверо: я, и другие. Одному 23 года, другому - 24 года, а еще у одного трое детей, - зачем-то сообщает мне Шамсудин.

- А с Турцией вы как связаны?

- Вы же знаете, наверное, что одно время в Турции был халифат, - опять издалека начинает "педагог".

(Как же, еще из школьной программы помню, что Османская империя была создана в 15-16 веках, а распалась в 1923 году).

- И что дальше?

- Ну, русские его уничтожили ведь… ("Как? И здесь виноваты русские?" ,- мысленно ужасаюсь безграмотности "преподавателя", но даже не пытаюсь доказывать ему, что упразднение халифата - дело рук турецкого реформатора Мустафы Кемаля Ататюрка).

- Этим халифатом правил падишах Сулейман, - продолжает Шамсудин.

(Вообще-то, правителей было много, в их числе - два Сулеймана: первый, прозванный "Великолепным", правил в 16 веке, второй - в 17 веке - У. Б.).

- Потом, когда халифат развалился, этот падишах завещал свои богатства направить на обучение молодых людей, - добивает меня глубиной знаний Шамсудин. - А мы по его имени называемся "сулайманчи".

Не желая больше испытывать свою психику на прочность, я решил прервать "урок истории" и попросил Шамсудина рассказать о распорядке дня в лагере.

- Под утро ребята встают, совершают омовение и читают намаз, - перечисляет собеседник. - Затем они идут досыпать. Часов в восемь просыпаются, моются и идут завтракать, а после читают Коран.

- Ребята знают арабский алфавит?

- Вот книга, в которой расписаны арабские буквы, их транскрипция и звучание, - Шамсудин показывает небольшую брошюру. - Мы объясняем ученикам значение каждой буквы и знака. До обеда ребята учатся, потом идут на полуденную молитву, после нее следует изучение арабского языка. Ближе к вечеру у них появляется пара свободных часов: они выходят на улицу, гуляют вокруг медресе, а после вечерней молитвы недолго смотрят телевизор и ложатся спать.

- Можно позвать еще кого-нибудь из преподавателей? - прошу Шамсудина.

Он отправляет крутящихся поблизости "талаба" за одним из своих коллег.

Приходит парень лет на пять старше Шамсудина, зовут его Мухаммед. Он рассказывает о том, что в лагере учатся дети 6-11 классов. За месяц пребывания ребенка здесь родители платят полторы тысячи сомов, а обучение рассчитано на два месяца.

- Вам не кажется, что вы "лепите" из своих учеников "полуфабрикаты" для партии "Хизб ут-Тахрир"?

- Мы же даем им знания, - уверенно заявляет Мухаммед. - Понятно, что обо всем мы им рассказать не можем, но ученики получают хоть какие-то знания.

- Имея "хоть какие-то" знания очень сложно спорить с хорошо подкованными "хизбутовцами"…

- Это верно, "хизбутовцы" умеют убеждать… Но наши ребята умеют думать, - нерешительно произносит "педагог".

- У кого-нибудь из преподавателей есть педагогическое образование?

- У нас есть разрешение от Министерства образования, казыята и ГКНБ…

- Основной контингент ваших учеников - это подростки. Как вы улаживаете наверняка возникающие в таком проблемном возрасте конфликты?

- Конфликтов не бывает. Мы же с ними религиозным обучением занимаемся. К нам многие родители приводят своих детей, отбившихся от рук, не послушных. Через пару месяцев их не узнать, и родители нас благодарят. Даже областной казы отправил своего сына к нам на обучение.

- У вас только мальчики учатся?

- Здесь, да. Еще в Узгене есть медресе для мальчиков, а в Барпы - для девочек.

Встаю с места, давая понять, что мне пора идти.

- Вы приводите к нам своих сыновей, увидите, они станут другими, - на прощание предлагает Мухаммед.

• • •

В Оше сотрудники 10 управления областного УВД дают мне DVD-диск: мол, сейчас отрывок покажем, а остальное сам посмотришь на досуге.

- Недавно мы выявили группу, распространявшую эту видеозапись, - говорит первый заместитель начальника УВД Ошской области полковник Бакыт Исаков, вставляя диск в компьютер.

На экране появляются какие-то люди, и Бакыт Усенович прибавляет звук.

- Это видеосъемка похорон "хизбутовца", который умер в заключении, - поясняет полковник. - Умер, уточню, своей смертью: старый был, больной. Тело передали родственникам. Смотри, "хизбутовцы" возводят покойника в ранг шахида ("мученика за веру" - У. Б.).

В кадре - лицо старика, укутанного в покрывало и обложенного листами формата А-4 с написанными на них цитатами из Корана и хадисов. К покойнику по очереди подходят люди, гладят его, а затем проводят ладонями по своему лицу. Некоторые начинают целовать мертвеца, подавая пример остальным. В кадре появляются мальчики 10-12 лет: по выражениям их лиц понятно, что они хотя и боятся подходить к покойнику, все равно храбрятся и повторяют действия взрослых.

Затем камера показывает комнату, в которой мужчины готовятся обмывать умершего.

- Подойдите ближе, - восклицает один из организаторов церемонии. - Принюхайтесь к нему, в такую жару покойник уже через сутки начнет разлагаться, а от него нет запаха. Он шахид!

- Аллах Акбар, у нас новый шахид! - кричат все вокруг и бросаются к трупу.

Кто-то льет на покойника воду из чайника, кто-то - из ведра, несколько рук "размазывают" влагу по телу умершего, а затем обтираются сами.

- Прикоснитесь к шахиду и пожелайте себе такую кончину! - кричит проповедник, слова которого магически действуют на толпу.

…Наконец, тело предают земле, и люди рассаживаются, чтобы послушать проповедников.

- Он отдал жизнь во имя своей веры, Аллах Акбар! - кричит бородатый мужчина и толпа отзывается эхом: "Аллах Акбар!".

Бакыт Усенович останавливает запись.

- Этот проповедник-бородач несколько лет числился в розыске как ярый приверженец "Хизб ут-Тахрир", а также по подозрению в совершении других преступлений, - уточняет полковник. - Его даже не узнать: так сильно он изменился с тех пор, как мы объявили его в розыск - отпустил бороду, поправился…

- Так вы его все-таки задержали?

- Да, после того, как эта запись попала к нам в руки, мы узнали, где он находится. Остальное было делом техники…

- Обратите внимание, как профессионально проведена съемка и сделан монтаж, - замечает пресс-секретарь Ошского УВД Жениш Аширбаев. - Думаю, здесь не обошлось без профессиональных операторов.

Аширбаев предлагает начальнику проверить местные телекомпании. Исаков с ним соглашается.

Получив диск, правоохранители отправили запись на теологическую экспертизу, чтобы установить наличие или отсутствие в ней экстремистских призывов.

- Затем мы получили санкции на обыски нескольких домовладений, - продолжает полковник. - Изъяли 121 DVD-диск, около 60 книг экстремистского характера, две флеш-карты, несколько десятков листовок, десять аудио- и видеокассет, два компьютера.

- Судя по тому, что я увидел, одних арестов мало. Человек умер в заключении, а его возвели в ранг святого…

- Я тоже считаю, что одними репрессивными мерами нельзя остановить распространение идей построения шариатского государства. Здесь требуется большая разъяснительная работа.

Милиционеры понимают, что конфликт на межрелигиозной почве может вспыхнуть в любой момент и в меру своих возможностей принимают упреждающие меры. Но в народе ОВД имеет имидж карательного органа, и силами одних правоохранителей вряд ли можно остановить религиозный экстремизм. Понимают ли это чиновники, сидящие в парламентских и правительственных креслах? Понимает ли это глава государства? Вопрос остается открытым…

Улугбек БАБАКУЛОВ.

----------------------------------------

Справка "МК"
Основателем турецкого религиозного ордена "Сулейманджилар" (Сулеймания) является шейх Сулейман Хильми Тунахан (1888-1959 гг.). После того, как бывший президент Турции Сулейман Демирель сделал ставку на это течение как на орудие нео-османского возрождения Турции за рубежом, "Сулеймания" обрела значительные активы. Главная цель всех этих вложений - пропаганда идеи пантюркизма. Ежегодно организация проводит отбор наиболее одаренных учащихся из патронируемых медресе, которые затем направляются на обучение в различные турецкие теологические учебные заведения. В 2012 году в турецкое медресе "Эхсан" были направлены шесть жителей Сузакского района Джалал-Абадской области.

15.07.2013

Источник - Московский Комсомолец-Азия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1373958180