Круговая безответственность



Круговая безответственностьЗа четверть века независимости народ Кыргызстана не увидел и не ощутил на себе заботу честного и по-настоящему компетентного правителя. За это время назрела необходимость реформ в администрации и аппарате президента, в правительстве, в парламенте и в Cовете обороны. Такое мнение в интервью «Аргументам недели. Кыргызстан» высказал почётный гражданин города Бишкека, председатель Совета старейшин Кыргызстана Омурбек Уметалиев.

— Омурбек Асылбекович, на Ваш взгляд, какие вопросы не оставляют равнодушными граждан Кыргызстана?

— В одном из своих интервью экс-президент Аскар Акаев сказал: «В Кыргызстане по большому счёту никто ни за что не отвечает». И эти слова, к сожалению, исходят из уст человека, правившего страной 15 лет. Наши граждане никогда не забудут крылатую фразу его премьер-министра: «У нас не воруют только дураки и ленивые». В своём интервью белорусскому телевидению другой наш экс-президент Курманбек Бакиев сообщил: «Все структуры и службы мне докладывали, что ситуация в стране под контролем, в Таласе и в других регионах обычные митинги недовольных, поэтому я даже сам не понял, как это получилось…» Политический маразм высокопоставленных чиновников, открытое пренебрежение интересами населения привели нас к ужасной катастрофе. Все СМИ, в том числе ближнего и дальнего зарубежья, не прекращают повторять, что мы «наступаем уже четверть века на одни и те же грабли». Прежний руководитель администрации президента за решёткой, бывший мэр Бишкека судимый, вновь и вновь публикуют газеты, что «главный правительственный международник Алтынбек Муралиев в зоне, другой экс-глава администрации президента К. Жороев за колючей проволокой, экс-генпрокурор Н. Турсункулов и экс-госчиновник Э. Сатыбалдиев с экс-заместителем главы СГО Н. Темирбековым… в тюрьме для красных», экс-премьер и два экс-президента КР в бегах... В местах не столь отдалённых не судьи и не оборотни в погонах, в бегах не главы сельских управ, а самые высокопоставленные чиновники, то есть главные составляющие высшего эшелона власти КР.

— Вы принимали участие в разработке Конституции как член Конституционного совета страны в 2010-м. Хотелось бы узнать Ваше мнение относительно сложной ситуации в стране, а также по поводу прошедшего референдума и выборов в местные органы.

— Возникает вопрос: почему разные политические события, такие как референдум и выборы в местные органы, проходят в одно и то же время? Старшее поколение считает это не совсем правильным, хотя парламент аргументирует такой подход экономией денег. К сведению народных избранников, в государстве нет других денег, кроме денег налогоплательщиков. Давайте тогда отпразднуем всем народом Новый год, 8 Марта, Нооруз, День независимости и другие даты в один день… Чтобы сэкономить много «государственных» денег, несмотря на то, что эти события совершенно разные по содержанию, смыслу и назначению. Какой важный деятель советует им таким способом экономить народные деньги? Проведение их в один день создало путаницу, многие граждане не сразу смогли разобраться во всём процессе.

Когда бояре дерутся

— Сегодня стало обыденным, когда для достижения своих целей политики, бизнесмены используют средства массовой информации, публикуя так называемые «компроматы». Каково Ваше отношение к подобным механизмам?

— Такие «разоблачения» с использованием всех видов СМИ всегда подтверждали нехорошую обстановку в стране. Подобные события воспринимаются обществом с отвращением, как безо­бразие в государственном масштабе. Народ Кыргызстана знает, как бывшие президенты, вопреки интересам народа насильно навязывая свои мнения, полностью узурпировали не только власть и народные деньги, но и все СМИ КР. К какому финалу привела наших экс-правителей их узурпация, известно не только нашим соотечественникам. По мнению населения, противостояния любого правителя Кыргызстана против населения регионов и своих оппонентов с использованием административного ресурса возвращались к президентам и членам их семей трагедией, они не находили поддержки не только у народа, но и среди своего окружения, после сложения президентских полномочий. Наших депутатов, министров и судей совершенно не волнуют судьбы экс-правителей и своё завтрашнее положение. Они не желают даже слышать и думать об этом, так как больше заняты сегодня своим бизнесом, чем борьбой за справедливость и мыслями о народе. Морали и нравственности многомиллионного народа нанесён невосполнимый урон, в масштабе всех регионов стали формироваться устойчивые коррупционно-потребительские «ценности» абсолютно без учёта интересов населения. Не имея даже морального права (не говоря уж о юридических правах), по примеру А. Акаева, открыто используя полномочия государства, высокие чины не прекращают переводить богатства страны и объекты, созданные на средства многомиллионного населения, в свою личную собственность, превращаясь в мультимиллионеров и олигархов. В СМИ бывший депутат среднего звена (городского совета) Курманбек Молдокулов говорит: «У нас высокую должность расценивают как бизнес, где можно быстро разбогатеть, причём сказочно». Горько признавать, но не осознают наши чиновники, что работа в государственных и судебных органах не может быть бизнесом, а административные ресурсы — способом для обогащения.

У русских есть мудрая пословица: «Сытый голодного не ра­зумеет», а по-кыргызски: «Ач кайгысын ток билбейт». По этому поводу соотечественники говорят: «Крайне нежелательно олигархам работать в государственных и судебных органах и над законопроектами в парламенте, ибо это не сфера деятельности для приумножения их бизнеса». В госорганах должны работать неподкупные и не стремящиеся к обогащению управленцы, а не олигархи. Категорически нельзя применять полномочия государства для крышевания бизнеса чиновников. Правильно пишут СМИ, что «в государстве для бизнеса существуют другие сферы деятельности».

Прошло почти 26 лет со дня обретения независимости, к сожалению, за эти годы наши чиновники не поднимали вопрос о жилье для людей с инвалидностью, многодетных, мало­обеспеченных и одиноких матерей, остронуждающихся в крыше над головой. Наоборот, обсуждают вопросы ипотечного жилья учителям, врачам и иным бюджетникам, видимо, как новый способ освоения народных денег совместно со строительными и иными компаниями… Каким образом чиновники живут в постоянном богатстве и роскоши, возводя себе не только хоромы, но и находясь при этом на полном содержании нищего населения? Со дня независимости идёт полная узурпация не только власти, но и народных денег. Видимо, не зря говорят, что на выборах раздают деньги для подкупа голосов избирателей.

— Кстати, Омурбек Асылбекович, как Вы относитесь к механизму подкупа голосов избирателей с позиции человека, совершившего хадж?

— Как верующий ажы скажу: деньги, предназначенные для подкупа, не годятся и на милостыню, так как они запретны. Кто даёт их для подкупа, и тот, кто берёт их, будут вместе наказаны Всевышним, это тяжкий грех перед Богом. Если за ваш голос предлагают деньги, знайте, перед вами ВОР. Все люди знают: никто и никогда не будет раздавать деньги, заработанные трудом и потом, за этим кроются горе и слёзы народа, пустые лозунги и голые обещания, и большой бизнес ВОРОВ. По оценкам президента Атамбаева, мы живём «в стране воров». Об этом он открыто заявил на Совете обороны: «страной правят воры, становятся они мультимиллионерами и сидят депутатами». Глава государства также говорил: «Рыба гниёт с головы, но почему-то чистят её с хвоста». Мы, старшее поколение, в связи с такими заявлениями президента Атамбаева вносим предложение, чтобы в первую очередь начать реальные реформы: с администрации и аппарата президента, с правительства, парламента и с Совета обороны. Зачем постоянно «чистить с хвоста», реформируя судей и прокуроров, если «голова гниёт» непрерывно уже 26 лет?

Народное сито

— Пару слов о том, чем занимается Совет старейшин…

— Во всех семи регионах и в столице Кыргызстана старожилы и аксакалы являются народным ситом (фильтром), через которое, как на ладони, можно разглядеть каждого соотечественника в отдельности, независимо от его места расположения. Кыргызы говорят: «Историю создают личности (лидеры), которые подвластны только Богу, они не зависят от окружения, а, наоборот, окружение зависит от лидера». Стало для всех очевидным, что обществом будет принята в качестве лидера только не скомпрометировавшая себя личность. Данный фактор является обязательным и единственным условием, иначе сработает принцип отрицания — «вожака не примет стая».

— Насколько эффективна, по мнению аксакалов, политика государства в вопросе борьбы с коррупцией в госорганах?

— Из-за отсутствия правильной государственной идеологии коррупция в госорганах до сих пор находится «в свободном плаванье». Она достигла небывалых высот, у населения даже не осталось сочувствия к отбывающим срок в тюрьмах бывшим начальникам и ныне действующим высокопоставленным чиновникам. Война компроматов набирает обороты не на жизнь, а на смерть. К сожалению, элита Кыргызстана так и не смогла осознать необходимость присутствия в их деятельности внутренней этики. На праздновании 25-летия независимости Кыргызстана миллионы не только наших граждан по всему миру убедились в политической близорукости наших высокопоставленных чиновников, которые в борьбе за власть и богатство используют любые методы и способы для жестокого разоблачения друг друга в плохих делах.

— Ну, вопрос борьбы с коррупцией для Вас является непраздным. Вы выступали с поддержкой идей первого заместителя председателя «Народного движения «Люстрация» по борьбе с госкоррупцией» Талгатбека Кожогулова. Что скажете о его предложениях, обсуждаемых в обществе и опубликованных не только в СМИ КР?

— Чтобы реально оценить предложения нашего соотечественника, назову лишь отдельные моменты из его стратегии. Когда в стране был запущен механизм разрушения колхозов, Талгатбек Кожогулов обратился к Акаеву, обоснованно объявив его Указ «О земельной и аграрной» реформе и постановление правительства по его реализации антинародными. Тогда он говорил: «На протяжении нескольких десятилетий для создания объектов в масштабе страны были вложены миллиардные народные средства, сюда не потрачен даже рубль из личного кармана государственных чиновников. Они должны служить исключительно в интересах всего населения республики, пока существует народ Кыргызстана». Кожогулов делал много попыток, чтобы сохранить колхозы, совхозы, заводы и фабрики от приватизации. И я, как отличник сельского хозяйства Кыргызской Республики, полностью разделяю его мнение о развале аграрного сектора. При государственном подходе наших президентов к этому очень важному для народа предложению сохранили бы все колхозы в регионах, всё поголовье скота, все объекты, комбинаты, комплексы и инфраструктуру сельского хозяйства, сохранили бы земли страны от дробления на тысячи и миллионы необдуманных и неоправданных кусочков. Начали бы строить социальное жильё малообеспеченным, многодетным, одиноким матерям, пенсионерам, людям с инвалидностью, ветеранам войны и сиротам. Сегодня, когда лишились всего созданного за 70 с лишним лет, реально оценили предложения нашего соотечественника.




Он, учитывая в первую очередь, что власть, деньги и все богатства страны принадлежат исключительно народу, предлагал сделать местом новой столицы Баткенскую область задолго до введения нашей национальной валюты, до появления новой столицы Казахстана — г. Астаны. Его предложения не являются случайностью, они основаны на стратегически точных расчётах. Если Акаев в своё время вынес бы это на всенародное обсуждение, главный город страны расположился бы в более благоприятных климатических, экологических и, главное, стратегических условиях. Вопрос с границами на юге закрыли бы, чтоб к нему никогда не возвращаться.

Для народа были бы современные ж/д и автовокзалы, международный аэропорт, терминалы, гостиницы, жилые кварталы с высотками, современные административные и торговые центры и иная соответствующая столице инфраструктура. Подняли бы уровень всех сёл в районах от Бишкека до новой столицы.
Планов громадьё

— Было ещё предложение о переносе рынков (Аламединского, Орто-Сайского, Ошского и других) за пределы города…

— Всё верно. Кожогулов предлагал, чтобы базары размещались не внутри, а вокруг города для удобства местного и приезжего населения, в целях санитарной, экологической, общественной безопасности, для обес­печения пропускной способности (авто и пешеходов) пожарных, скорой, общественного и личного транспорта. Кроме того, по его мнению, необходимо разработать в интересах населения проекты рынков восточного, западного, южного и северного по одному на каждый район г. Бишкека, с учётом их расширения до 2050 года. Согласно предложениям граждан, на месте нынешних рынков спроектировать оздоровительно-профилактические центры матери и ребёнка, спортивные, культурно-просветительные, супер-, гипермаркеты, иные комплексы и объекты, которые будут вписываться в современную архитектуру столицы суверенного государства.

После двух десятилетий, когда все коммуникации Бишкека (энергоснабжение, теплоснабжение, канализация, водоснабжение) стали работать практически близко к аварийному режиму в связи чрезмерными нагрузками на них, мы и с этой стороны даём высокую оценку предложению нашего сооте­чественника.
Непреодолимые препятствия в районах Ошского, Орто-Сайского, Аламединского рынков, Старого толчка… создают каждодневные проблемы не только службам и государственным структурам, но и населению. Из-за равнодушия парламента, правительства и руководства к происходящему мы все оказались «в замкнутом круге и в тупиковой карусели».

Но, к сожалению, более двух десятилетий его предложения, сделанные президентам, «законсервированы» коррупционерами. В то же время за 26 лет потрачены не миллиарды, а триллионы народных денег без пользы для населения. Трудом многомиллионного народа за эти деньги можно было наладить нормальные дороги, переместить рынки и построить не одну новую столицу для Кыргызстана.

— А предложение о создании однопартийной системы поддерживаете?

— Конечно, я также считаю, что для всего кыргызского народа нужна лишь одна единственная партия. Поэтому полностью поддерживаю Кожогулова и его единомышленников, вносивших предложения всем четырём президентам в целях эффективной борьбы с коррупцией в госорганах: оставить лишь одну партию для всего населения страны через референдум — всенародное голосование. Кроме того, я разделяю и предложение, чтобы чиновники от глав айыл окмоту, мэров городов до президента, включая ГКНБ, МВД, МО, муфтия, судей и прокуроров, назначались на должности и освобождались от них непосредственно народом, а не временными высокопоставленными чиновниками или «группой депутатов» из временно лидирующих партий.

Талгат Кожогулов также вносил предложения относительно количества депутатов парламента, чтобы их было не 120, а намного меньше, ибо средства на их содержание выделяются из нашего кармана. Правильно говорят сегодня по ТВ: «Чем может быть оправдано наличие многотысячной и неэффективной армии депутатов в местных органах власти для небольшой страны, где только нагрудные значки для них обходятся населению республики в миллионы сомов, не говоря об их содержании на триллионы народных денег».

Ряд конструктивных предложений вносил он относительно полномочий премьер-министра — и по форме правления, и в других аспектах государственного управления. Его предложения нашли отражение в популярных журналах и в ряде других изданий, включая правительственные. Печатаются в них его компетентные предложения, которые находят широкую поддержку во всех регионах.

Дела говорят за себя

— Ну, скажем так, предложения неожиданные: однопартийная система, прямые выборы всех глав, начиная от местных, заканчивая президентом страны…

— Отмечу также, что Талгатбек Кожогулов много делает благотворительности без рекламы, не стремится к власти и богатству, за 26 лет независимости не состоял ни в одной из политических партий. Со дня независимости про него вышло много публикаций в СМИ. В период Акаева газета «Вечерний Бишкек» пишет про него: «…собрались выбрать руководителя. Вернее, не выбрать, а попросить, чтобы тот согласился. Попросили не самого говорливого, а… богатого, юриста по образованию Талгатбека Кожогулова —выходца из большой, дружной и трудолюбивой семьи, которому колхоз для личного благополучия и не обязателен». Спустя время газета пишет вновь: «Кожогулов на собственные деньги организовывает поездки детей в цирк, помогает малоимущим, содержит священнослужителя, то есть поступает так, как и подобает «новым кыргызам»…

В период президента Атамбаева ИА «24.kg» пишет: «Похоже, те, кто не оставляет желания отобрать лакомый кусок, не на того напали. Он пользуется уважением за честность, профессионализм, личную организованность. Он юрист-правовед, с отличием окончил Высшую школу СССР, бывший оперуполномоченный УУР МВД Киргизской ССР, когда в стране был запущен механизм разрушения колхозов, он был одним из немногих, кто пытался их сохранить». Кожогулов себя не рекламирует, позвольте внести уточнение о нём. Наш соотечественник — внук известного акына Осмонкула Болобалаева, имя которого носят школы, улицы. Талгатбек — потомок честных и уважаемых в Чуйской долине людей, бай-манапов, биев, таких как Карабай, Суйунбай ажы.

Современным языком — он является выходцем из кыргызской интеллигенции, из рода богатых и реальных руководителей, которые заботились о людях и были уважаемыми среди них.

В отношении его предложений хорошо написал кандидат экономических наук, доцент, окончивший Среднеазиатский государственный университет и аспирантуру Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова, проработавший всю свою жизнь преподавателем в высших учебных заведениях страны Калыбай Зулпукаров: «Как человек, разбирающийся в вопросах экономики и политики, даю высокую оценку этим предложениям. Он действительно известная общественная личность в республике, наши соотечественники признают его одним из реальных лидеров Народного движения в стране. Я и мои соратники хотим добавить, что он — руководитель, компетентный в вопросах государственного управления. Такие личности легко определяют и видят пути для установления законности и наведения нужной дисциплины в государстве. Его инициативы заслуживают референдума, так как являются жизненно важными для многомиллионного населения. Он со дня обретения независимости предлагает по очереди всем четырём президентам вынести эти проблемы на суд общественности. К сожалению, наш нынешний правитель занят (как и экс-президенты) более важными делами, нежели борьба с коррупцией для установления верховенства народа, чтобы обеспечить равную диктатуру закона для всех».

Не в обиду прошлым и нынешним созывам скажу, что такие патриоты делают для народа больше, чем 10 депутатов Жогорку Кенеша вместе взятые. В базе данных Совета старейшин Кыргызстана нет другого соотечественника, биография которого была бы близка к биографии Талгатбека Кожогулова, об этом я говорил представителям СМИ неоднократно в своих интервью, опубликованных несколько лет назад.

Беседовал Аркадий Невзоров


Досье
Омурбек ажы Асылбекович Уметалиев, председатель Совета старейшин Кыргызстана, отличник сельского хозяйства КР, лауреат премии им. Абулкаира Казакбаева, советник президента Центральноазиатской федерации прикладных видов спорта, эксперт в области национальной борьбы «Куреш», обладатель чёрного пояса мас­терской степени 3 дан САН ДАН, почётный гражданин г. Бишкека, член политической партии СДПК.