Рахмону подбирают замену. Таджикские оппозиционеры съехались в Москву на большой совет



Бишкек АИФ. Представители оппозиции Таджикистана прибыли в Москву, чтобы в более комфортных, чем на родине, условиях обсудить ситуацию, сложившуюся в республике перед президентскими выборами, проведение которых намечено на ноябрь 2013 года. Сегодня в офисе "Федерации мира и согласия" состоится конференция, в ходе которой может быть объявлено о выдвижении единого кандидата на пост президента Таджикистана от оппозиционных сил страны.

В конференции "Таджикистан на пути к миру и согласию" примут участие представители таджикской оппозиции, ученые, эксперты, среди которых один из лидеров Объединенной Таджикской оппозиции (ОТО) 1992–1997 года, бывший сенатор парламента Таджикистана, а ныне религиозный и общественный деятель Ходжи Акбар Тураджонзода, лидер Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ)Мухиддин Кабири. Об этом "НГ" рассказал руководитель "Общества по правам человека" Иззат Амон. По его словам, на конференцию также приглашен бывший заместитель министра иностранных дел России Анатолий Адамишин, который принимал непосредственное участие в установлении в республике мира и согласия.
16 лет назад в Таджикистане была остановлена гражданская война и подписано Общее мирное соглашение. Однако, по мнению наблюдателей, согласие в республике так и не наступило. Сообщения из этой страны тревожны: власти накануне президентских выборов усилили давление на оппозицию. Неудивительно, что местом проведения конференции по ситуации в Таджикистане стала Москва. "Россия по-прежнему является стратегическим союзником для Таджикистана, она стала убежищем для сотен тысяч таджикистанцев во время гражданской войны 1992–1997 года, и Россия же стала одним из гарантов заключенного в Кремле 27 июня 1997 года мира и согласия между таджиками. В последние годы таджикские власти взяли курс на демонтаж основ мирных соглашений. Преследуются оппозиционные лидеры и партии, ветви власти работают на подавление инакомыслящих. В республике то там, то здесь вспыхивают очаги недовольства правовым беспределом. Власти очень боятся таких выступлений, но создается впечатление, что сами делают все, для того чтобы обострить ситуацию. Мы словно возвращаемся к 92-му году, повторяя прежние ошибки, приведшие страну к войне", – сказал "НГ" эксперт по Таджикистану Темур Варки. По его мнению, "главным катализатором является непрофессионализм, недальновидность или глупость тех, кто принимает и исполняет решения практически во всех сферах. Общество не консолидировано, а расколото. Поэтому сложно сказать, какая именно глупость может стать последней каплей".
Нынешний глава государства Эмомали Рахмон пока не заявлял о своем намерении баллотироваться на очередной семилетний президентский срок, но мало кто в стране сомневается в его очередной "победе". Свою предвыборную кампанию он уже начал давно. Все местные телеканалы демонстрируют сюжеты исключительно с его участием. Напомним, что с ноября 1992 года он является бессменным руководителем Таджикистана. Кто станет его конкурентом, еще неизвестно. Пока только лишь один политик заявил о желании баллотироваться на пост президента – лидер Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зоиров. В социальной сети "Одноклассники" он сообщил, что намерен не только принять участие в выборах как кандидат от СДПТ, но и предложил себя как единого кандидата от всех оппозиционных сил.
Между тем депутат парламента Сухроб Шарипов убежден, что политические партии Таджикистана не имеют шансов прийти к власти раньше 2020 года. Именно к этому времени, по его словам, завершатся полномочия президента Эмомали Рахмона. "Партии должны создать свои программы на том, какое они хотят строить государство начиная с 2020 года", – заявил депутат.
Тем не менее оппозиция рассматривает варианты как создания коалиции, так и выдвижения единого кандидата. Не исключено, что сегодня об этом будет заявлено в ходе конференции. Как стало известно "НГ", принципиальное решение по этому поводу есть. Но имя кандидата до официального объявления старта президентской кампании называть не будут. Это связано со все возрастающим давлением на оппозиционных политиков. В интервью "НГ" Михиддин Кабири сообщил, что отношение к ПИВТ изменилось еще задолго до президентских выборов. "С конца прошлого года мы стали ощущать давление на всех уровнях и повсеместно. Очень грубо и порой провокационно ведут себя представители власти. Однозначно это прозрачности выборам не добавит. За 40 лет существования ПИВТ мы сталкивались с притеснениями и преградами. Переживем и нынешнее давление. А вот что выиграет от этого другая сторона – вопрос", – сказал Кабири.
Ходжи Акбар Тураджонзода, который пользуется в республике большим авторитетом, заявил на днях, что сам баллотироваться на пост президента не будет, но выступит в поддержку единого кандидата.
Ведущий эксперт российского Института стратегических исследований Аждар Куртов считает, что определенный потенциал у таджикской оппозиции есть. Другое дело, что власти используют авторитарные методы правления. "Чем ближе выборы, тем более жесткими эти методы становятся", – сказал "НГ" Аждар Куртов. По его словам, особую популярность в Таджикистане приобрело инспирирование судебных процессов против лидеров вновь образуемых партий. Так, лидер партии промышленников и предпринимателей "Новый Таджикистан" Зайд Саидов находится третий месяц под арестом. Его обвиняют в коррупции. Лидер "Группы 24" Умарали Кувватов, созданной в России, также под арестом, но уже в Дубае. В конце декабря прошлого он был задержан по запросу спецслужб Таджикистана. Однако благодаря запросу депутата Европарламента от Соцпартии Ирландии Пола Мерфи процесс экстрадиции был приостановлен до выяснения дела. "Кроме этого власти республики попытались нейтрализовать прежних оппозиционных лидеров, которые позволили себе бросить перчатку на президентских выборах Рахмону еще в 90-х годах, причем на территории других государств. Абдумалик Абдулложданов был задержан в аэропорту Киева", – отметил Куртов.
Однако ожидать повторения арабской весны в Таджикистане не стоит. "Выборы в Центральной Азии, за исключением Киргизии, как правило, не являются моментом, в результате которого можно ожидать резкого усиления оппозиционной активности. Причем активности не со стороны политических партий, а со стороны электората. Электорат либо безмолвствует, либо покорно идет на избирательные участки и голосует за предложенных кандидатов. Электорат не пытается активно протестовать ни в период избирательной кампании, ни в период подведения итогов", – сказал Куртов. По его мнению, в Таджикистане вряд ли произойдет нечто из ряда вот выходящее. Даже несмотря на то, что социально-экономическая ситуация в республике ухудшается. При этом эксперт отмечает, что таджикская оппозиция сделала правильно, приехав на конференцию в Москву: в России проживает наиболее активная часть таджикского общества, на которое можно воздействовать, не опасаясь преград таджикской власти.




----------------------------------------

05.07.2013

Виктория Панфилова

Источник - Независимая газета