Вниз по лестнице, ведущей вверх



Вниз по лестнице, ведущей вверхПредприниматели бьют в колокола: в представленном на общественное обсуждение варианте нормативно-правового акта есть несостыковки и противоречия, как в содержательной, так и в процедурной части, имеется очень много спорных вопросов. По их словам, в новом Налоговом кодексе прописаны такие нормы, что предпринимателям придётся нанимать армию бухгалтеров, чтобы сдать отчёт.

Необходимость в новом Налоговом кодексе Кыргызстана возникла для адаптации документа к нормам Евразийского экономического союза. Об этом сообщила эксперт Айжан Сатыбекова. Но на рабочие встречи, по её словам, представителей Общественного совета Министерства экономики не приглашали. С окончательной редакцией они ознакомились лишь на правительственном сайте.

— Документ не содержит материалы, которые должны быть обязательно: финансово-экономические расчёты, обоснование тех или иных норм, анализ последствий для экономики в целом и субъектов предпринимательства в частности, — сказала она. — Никто не видел и анализа регулятивного воздействия, предполагаем, что его просто нет, иначе он был бы представлен на правительственном сайте вместе с НПА. Кроме того, предоставленного времени для общественного обсуждения — один месяц — просто недостаточно, чтобы новый кодекс изу­чить. Это очень объёмный документ, состоящий примерно из 200 страниц.

По её словам, Министерство экономики объявило тендер на закупку услуг по разработке документа, а из бюджета на это выделили более 400 тыс. сомов. Изначально кодекс планировалось адаптировать под нормы ЕАЭС, но в результате изменили половину текста.
— На сайте правительства нет сравнительной таблицы. Какие нормы поменялись, какие новые статьи введены? Это следует показать. Разработчики занимались адаптацией кодекса, но полезли дальше, — резюмировала Айжан Сатыбекова.

Президент Ассоциации рынков и бизнеса в КР Сергей Пономарёв отметил, что в прошлый раз работа над Налоговым кодексом продолжалась практически год. Это позволило учесть в документе мнения разных сторон.

— Для экономического сектора, и не только для бизнеса, Налоговый кодекс — это своеобразная конституция. Это самый главный документ, потому что по нему определяются правила ведения бизнеса, налогового бремени и администрирования. К сожалению, ни к разработке концепции, ни к разработке самого Налогового кодекса бизнес-сообщество приглашено не было. Я хочу отдельно остановиться на процедурах нынешнего Налогового кодекса, который принимался в 2007-2008 годах. В октябре 2007 года появилась редакция Налогового кодекса, где, условно говоря, с одной стороны были права налоговых инспекций, с другой были обязанности бизнеса. Мы достаточно долго дискутировали и в итоге пришли к выводу, что нужно создать альтернативный Налоговый кодекс, где специально поставили акценты на права бизнеса и обязанности налоговых инспекций. И когда два таких диаметрально разных подхода было озвучено, то пришло понимание о необходимости объединения этих двух вариантов, чтобы сбалансировать интересы.

По его словам, в течение года происходили обсуждения этого важного документа через научно-практические конференции, круглые столы, привлечение экспертов, через анализ регулятивного воздействия с широким обсуждением. Тогда все включились в работу, что позволило получить более-менее сбалансированный документ.

— Мы все понимаем, что идеальных налоговых кодексов нигде и никогда не было и не будет. Всегда будет оставаться конфликт интересов, но такую процедуру без привлечения к разработке столь важного документа бизнес-кругов считаем нонсенсом. Поэтому можем смело утверждать, что процедурная часть неправильная, и обращаемся к правительству, чтобы ещё как минимум на полгода получить отсрочку и обсуждать данный документ постатейно, — подчеркнул он.

Патентщики вне закона?

Новая редакция Налогового кодекса, по словам Пономарёва, предполагает отмену предпринимательства на основе выдачи добровольного патента и перевод деятельности физических лиц на бухгалтерский учёт.

— Под эту статью в основном подпадут предприниматели, занимающиеся экспортом и импортом (швейники, реэкспортёры). А это «армия» из трёхсот тысяч человек. В условиях кризиса, когда бизнес просит о помощи государство, оно в ответ ликвидирует патентную систему, заставляет переходить на бухгалтерский учёт. А где же взять столько бухгалтеров, по-моему, такое количество специалистов ещё не родилось в этой стране. Любой здравомыслящий человек понимает, что подобные нововведения должны проходить поэтапно, — отметил он.

С таким мнением согласна и президент Ассоциации поставщиков Гульнара Ускенбаева.




— В новом Налоговом кодексе прописаны такие нормы, что предпринимателям придётся нанимать армию бухгалтеров для сдачи отчёта. Не секрет, что часть экономики находится в тени из-за сложного администрирования. При отчёте предприниматель всё равно ошибётся, придётся давать взятку. Мы предлагали эту процедуру упростить, чтобы малому бизнесу было легче делать эти отчёты, проще платить налоги, а не давать взятки. А что получилось? Отчётность, наоборот, усложнилась. Например, если раньше предпринимателям нужно было сдать отчёт о прибыли на 15 страницах, то теперь на 40 страницах. Малый бизнес 6 раз подумает, а выходить ли ему из тени. Потому что стопроцентно не сможет без ошибок заполнить эти отчёты. Те, кто платят налоги, будут тратить ещё больше денег на содержание армии бухгалтеров и специалистов. Но бюджет так и не пополнится, — сказала Гульнара Ускенбаева.

Представители бизнес-сообщества отмечают и тот факт, что новый Налоговый кодекс может привести к коррупционным рискам. В частности, по их словам, в новой редакции значительно расширены права фискалов, причём очень неопределённо: проводить перепроверку уже проверенных периодов, значительно усложняется налоговая отчётность. Кроме того, согласно новой редакции кодекса, Кыргызстан собирается уйти от практики выдачи патентов предпринимателям, имеющим в подчинении двух и более работников, усложнить структуру написания бухгалтерских отчётов, каждый плательщик НДС должен положить на депозит 1 миллион сомов, разъяснения Мин­эконома будут обязательны для принятия к сведению для всех, в том числе для судов и так далее...

Телега впереди лошади

Данияр Медеров, заместитель исполнительного директора Международного делового совета отметил, что в настоящее время в стране обсуждается концепция фискальной политики Кыргызстана на период 2017-2040 годов.

— Данный документ оговаривает, что будут определены основные векторы развития фискальной политики. В связи с этим необходимо сделать так, чтобы телега не оказалась впереди лошади — сначала надо принять фискальную политику, а уже потом на основании данной стратегии принимать новый Налоговый кодекс. Кроме того, много вопросов, связанных с налогообложением недропользователей, не нашли отражение в редакции. Хотя в стране есть стратегия развития горнодобывающей отрасли, которая также рассматривает некоторые вопросы налогообложения. И мы считаем, что текущую редакцию необходимо привести в соответствие с предложениями, которые были озвучены в рамках стратегии. В частности, замена налога на доходы налогом на прибыль, отмена пошлин и налога с продаж с экспортных поставок, налоговая стабилизация и т. д. Но несмотря на это, напротив, предлагается отменить нулевую ставку НДС на экспорт концентрата и руды и ввести пошлину на экспорт. Эта мера фактически ставит под удар всю горнорудную отрасль страны — одну из важнейших сфер экономики Кыргызстана.

При этом выступающие подчёркивали, что никто не хочет вступать в конфронтацию, а, скорее наоборот, хотят конструктивного диалога, чтобы Налоговый кодекс в дальнейшем сыграл положительную роль в развитии предпринимательства и, как следствие, в пополнении доходной части бюджета.
— Сейчас не стоит воп­рос: менять или не менять, — поделился своим мнением вице-президент Торгово-промышленной палаты Нурлан Мусуралиев. — Мы понимаем, что в этом мире всё меняется, ничего не стоит на месте. Но вопрос в другом: почему произошло так, что бизнес-сообщество не было активно вовлечено в этот процесс? Есть определённые нововведения, которые необходимо тщательно изу­чить, чтобы понять, какие могут быть последствия для малого и среднего бизнеса.

Мария ОРЛОВА


Официально
Министр экономики Арзыбек Кожошев отметил, что с принятием нового Налогового кодекса торопиться не следует. Изменения были внесены с целью гармонизации.
— Никто никуда торопиться не будет. Время у нас есть. Налоговый кодекс был принят в 2008 году и является самым либеральным в СНГ. Но время не стоит на месте, за 7 лет было внесено 764 поправки. Он нуждался в гармонизации. Свою роль сыграла необходимость адаптации к ЕАЭС. Мы готовы встретиться с бизнес-сообществом и обсудить необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс, — сказал министр.

Кстати
Омбудсмен Кубат Оторбаев считает, что в условиях экономического кризиса отказ от системы взимания налога на основе добровольного патента с усилением бухгалтерской отчётности нанесёт ощутимый удар по тысячам индивидуальных предпринимателей. Об этом говорится в распространённом сообщении офиса Акыйкатчы по вопросам принятия поправок в Налоговый кодекс Кыргызстана.