Правильные героини скучны



Наталья ЩУКИНА дебютировала в кино в 15 лет в картине «Фотография на память». Через два года сыграла в фильме Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна». И с тех пор стала одной из любимых актрис знаменитого режиссёра, который снял её ещё в трёх картинах: «Небеса обетованные», «Ключ от спальни» и «Андерсен. Жизнь без любви». По количеству ролей в фильмах Рязанова Наталью «догнал» только Олег Басилашвили. Зрители знают актрису и по другим работам в кино: «Подмосковные вечера», «Поклонник», «Приходи на меня посмотреть», «Без свидетелей», «Отец Матвей» и др.

- Наталья, вы давно работаете в театре Ленком, играли на одной сцене с легендами – Евгением Леоновым, Александром Абдуловым, Олегом Янковским. После их смерти театр осиротел? Или незаменимых нет?

– Невозможно заменить ни Леонова, ни Абдулова, ни Янковского. Понятно, жизнь есть жизнь, люди уходят, но я до сих пор ощущаю присутствие великих актёров в театре. Когда раньше приходила на спектакль, всегда знала, есть ли в здании Олег Иванович или нет. Везде разносился аромат его трубки. И первое время после ухода великого артиста мне казалось, что он до сих пор здесь, запах трубки Янковского преследовал меня по всему Ленкому: в гримёрке, в фойе, в буфете. Я работала с Олегом Ивановичем и в кино – в новогодней комедии «Приходи на меня посмотреть». С Евгением Павловичем Леоновым я впервые познакомилась не в театре, а на съёмочной площадке картины Георгия Данелии «Настя». Леонов играл директора магазина, а я – такую молодую неотёсанную продавщицу. Я была потрясена тем, что Леонов – космическая величина, а совершенно просто общается с нами, начинающими…

– После «Насти» к вам надолго прилипло амплуа такой разбитной циничной девчонки, верно?

– Всё началось ещё с моей роли в «Интердевочке». Видимо, тогда у зрителя был запрос на подобных девиц. Так видели меня режиссёры, хотя по характеру я была совсем другой и, как артистка, мечтала, конечно, сыграть Офелию. Впрочем, потом были и драматические роли, хотя больше тяготею к комедии. Комедийных персонажей играть интереснее, чем героинь. У героинь всегда немножко плоская направленность, они слишком правильные. Я себя правильной никогда не чувствовала.

– Всегда любопытно узнать, какому ремеслу обучался актёр для той или иной роли…

– В картине Эльдара Александровича Рязанова «Ключ от спальни» я играла жену героя Николая Фоменко, некую скучающую даму, которая сидит на берегу залива с мольбертом и рисует. Надо было снять меня крупным планом, оператор выстраивал кадр, и Рязанов вдруг крикнул в рупор: «Художники, подойдите к актрисе, видно, что она кисть первый раз в руках держит!» Ко мне подбежали наши художники и показали, как надо держать кисть, потому что я элементарно не умела рисовать. Кстати, хороший режиссёр никогда не допустит подобных ляпов. Например, в кадре всегда заметно, когда курит некурящий. По тому, как держит сигарету, как выдыхает дым, стряхивает пепел…




В картине режиссёра Николая Лебедева «Поклонник» моя героиня работала на почте. И я пару раз ходила на настоящую почту, чтобы посмотреть, как там всё устроено. Девчонки выполняли свою работу так профессионально, так ловко раскладывали по разным полкам письма и посылки, что я договорилась с тамошней начальницей и где-то час им помогала. А вот в рязановском фильме «Андерсен. Жизнь без любви» я сыграла балерину-француженку. И там мне не надо было ничему обучаться, только вспомнить свои детские навыки. Я выросла на балете, много занималась танцами, музыкой. Дома все бабушкины простыни служили мне костюмами. Я была и королевой, и принцессой, и лебедем.

– Правда, что Рязанов на съёмках любой своей картины снимал столько материала, что хватило бы ещё на три фильма?

– Да, при монтаже Эльдару Александровичу всегда было так жалко что-то выбрасывать! Например, он вырезал в «Небесах обетованных» огромную сцену, когда герои Лии Ахеджаковой и Леонида Броневого приходили «пытать» меня, куда пропал жених – герой Олега Басилашвили. Всё это происходило на реальной арбузной куче. В те времена, если вы помните, арбузы, которые не продавали осенью, скидывали на обочину, и они там тихо гнили. И вот на куче арбузов Ахеджакова и Броневой приставляли к моей голове пистолет, а я кричала: «Не убивайте меня, я беременна! От него!» Хорошая сцена, правда, мы вымазались в арбузной жиже с головы до ног...

– Наталья, вы снимались в новой версии знаменитой картины «Весёлые ребята». Как сами относитесь к попыткам переосмыслить старый сюжет на новый лад, «упаковывая» его в привычные для молодёжи формы?

– Вопрос всегда один: талантливо это или нет? Если человек талантлив и делает такой проект с душой, а не только с коммерческими интересами, почему нет? Я часто спорю с дочерью, потому что обычно ругаю, критикую подобные проекты, а она мне отвечает: «Мама, ты ничего не понимаешь, это круто!» Думающей молодёжи, оказывается, интересны ремейки. Потому что после сеанса у них возникает желание посмотреть первоисточник.

http://argumenti.ru/culture/n565/473830