Экспансия китайской разведки



В результате недавно объявленной военной реформы к 2020 г. Китай должен быть готов к войне за пределами собственных границ. Но впереди войск всегда идёт разведка. Она намечает захват плацдармов в различных районах мира. Как осуществляют эти амбициозные планы китайские спецслужбы, обозреватель «АН» попросил рассказать знатока Поднебесной полковника в отставке Сергея Ивановича ЛИСИЦЫНА.

Первый зарубежный форпост

– Вашингтон паникует, – кивнул на экран компьютера хозяин дома. – Этой зимой китайские разведчики впервые обосновались у них прямо под боком.

– На берегах Потомака? – спросил журналист.

Старый разведчик усмехнулся:

– Пока что до этого не дошло. Зато китайские спецназовцы облюбовали себе хорошее местечко в Африке. Они строят в Джибути на 40 гектарах секретную военную базу для своих сил специальных операций.

– Ну и что? – пожал плечами обозреватель «АН».

– А то, что она будет располагаться всего лишь в десятке километров от самой большой военной базы США в Африке – «Кэмп Лемонье», – сказал полковник. – Вот что по этому поводу пишет The Wall Street Journal:«По меньшей мере это исторический шаг, который знаменует очередной этап эволюции КНР в державу мирового уровня».

– Понятно, что американцы не рады такому соседству, – заметил журналист. – Но сомневаюсь, чтобы китайцы развернули в Африке базу больше, чем у США.

– Сейчас в Джибути на «Кэмп Лемонье» находится около 4 тысяч военнослужащих, – уточнил Сергей Иванович. – Эта военная база используется американской разведкой для дислокации подразделений своего элитного спецназа. Она располагается вблизи главного аэропорта Джибути. Боевые вертолёты и военные самолёты США частенько садятся на взлётно-посадочных полосах гражданского аэродрома.

– Но разрешат ли местные власти то же самое делать китайцам? – спросил полковника обозреватель «АН».

– За хорошую плату – всё возможно, – ответил Лисицын. – Судя по подписанному договору, аренда базы в Джибути будет стоить Китаю 20 миллионов долларов ежегодно. Соглашение действует в течение десяти лет с возможностью пролонгации ещё на десять лет. Отсюда вывод: КНР укореняется в этом важном районе мира всерьёз и надолго.

Справка «АН»

Служба в разведке и госбезопасности считается одной из самых престижных и высокооплачиваемых в Китае. Численность штатных сотрудников Министерства государственной безопасности (МГБ) на сегодняшний день превышает 300 тыс. человек. Именно на МГБ КНР возлагаются основные задачи добычи новых технологий и притока финансовых средств в экономику КНР.

Таинственный визит

Полковник щёлкнул мышкой компьютера и перешёл на другой сайт.

– Китайская база в Джибути – это лишь первая ласточка, – подчеркнул Сергей Иванович. – У Пекина стратегические интересы и на Ближнем Востоке.

– Они связаны с добычей и доставкой нефти? – задал вопрос журналист.

– Не только, – показал на мониторе военную карту полковник. – Скажем, в Сирии нет таких месторождений нефти и газа, как в Саудовской Аравии, Эмиратах или Катаре.Но именно там нужно разрубить весь узел ближневосточных противоречий. В последнее время Китай там играет немалую роль.

Ветеран российской разведки обратил внимание журналиста на недавнее сообщение китайского агентства «Синьхуа». В нём говорилось, что адмирал Гуань Юфэй, директор канцелярии по международному сотрудничеству Центрального военного совета КНР, на днях посетил Дамаск и пообещал предоставить военную и гуманитарную помощь сирийскому правительству, в том числе в рамках программы подготовки сирийской армии.

– А что он попросил взамен? – поинтересовался обозреватель «АН».

– Этот визит проходил в обстановке строгой секретности, – туманно ответил Сергей Иванович. – Но китайские адмиралы – это не Деды Морозы. Зря подарков не делают.

– Западные источники утверждают, что рядом с русскими в Тартусе и на базе Хмеймим могут появиться и китайцы, – поделился слухами корреспондент.

В ответ полковник сослался на официальную информацию из Поднебесной. Мол, предоставление военной помощи Дамаску является новым шагом Пекина с целью повышения его роли на Ближнем Востоке. Адмирал сказал, что Китай поддерживает Сирию в борьбе за независимость и намерен расширять военное сотрудничество.

– Американские эксперты утверждают, что вместе с китайским адмиралом в Дамаск были отправлены военные разведчики КНР, – обозреватель «АН» при этом сослался на сайт «Фискал ньюс». Там появилось такое сообщение: «Новости о том, что Китай решил играть в Сирии большую роль, стали приходить сразу же после того, как стало известно, что российские самолёты, отправленные с иранской базы, подвергли бомбардировке позиции террористов. Эти два события формируют большие проблемы для администрации Обамы».




– Американский спецназ давно действует в Сирии, – сказал разведчик. – Почему же тогда там не может быть российского, иранского или китайского?

По словам Лисицына, всё говорит о том, что разведки России, Китая, Ирана лучше взаимодействуют в борьбе против террористов. Как недавно заявил председатель думского комитета по обороне адмирал Владимир Комоедов, «китайское участие в Сирии является первым шагом на пути формирования военно-политического союза стран, не являющихся членами НАТО. Пришло время для создания такой коалиции».

Дружить не только домами

Полковник пригласил меня на кухню. Там он угостил меня редким китайским чаем.

– Из Пекина привезли? – смакуя вкусный напиток, спросил журналист.

– Нет, из Алеппо, – ответил Сергей Иванович. – Сирийские коллеги отбили несколько ящиков китайского чая у исламистских боевиков. Сотни уйгуров из Северного Китая сражаются на стороне запрещённого в России и других странах так называемого «Исламского государства». Так что это трофей из Сирии.

– Китайцы скоро заполонят весь мир, – высказал опасение обозреватель «АН». – Их уже не устраивает роль умной обезьяны, которая с высокой пальмы наблюдает за схваткой внизу. Спецслужбы КНР под прикрытием своих диаспор шпионят везде.

– Нас не должна пугать экспансия китайской разведки, – успокоил журналиста полковник. – Раньше мы дружили в Пекине с коллегами домами, теперь будем дружить во всём мире военными базами.

Немного помолчав, он добавил:

– Это американцы развернули по всему свету 42 крупных военных объекта и, как собака на сене, никого не хотят и близко подпускать. Теперь в Джибути у них над головой будут летать китайские беспилотники, а в Сирии – российские самолёты-разведчики.Пусть привыкают…

– Москва с Пекином уживётся не только в Африке, в Сирии, но и на Кубе, – сказал обозреватель «АН».

– Пора возрождать кубинский Лурдес! – с жаром воскликнул ветеран. – Не помешают друг другу наши разведывательные корабли и в Средиземном море. Через Иран, Ирак и Сирию Китай получит доступ к Средиземному морю. Пекин крайне заинтересован в реализации этой своей давней мечты.

Лисицын стал рассказывать, что небольшие китайские и российские базы за рубежом – это не десятки американских, английских и французских, которые пытаются контролировать весь мир. Они нужны прежде всего в целях разведки, а не агрессии.

Наша стратегия заключается в том, чтобы обеспечить безопасность своих коммуникационных систем. Недаром китайские учёные совместно с нашими произвели успешный запуск первой в мире квантовой спутниковой системы, которую, как сообщают хакеры, невозможно взломать. Это обеспечит надёжную связь даже с самыми отдалёнными военными объектами.

В мае прошлого года между Китаем и Россией подписано соглашение о кибербезопасности. Мы обязались не причинять вреда друг другу в киберпространстве. Американцы опасаются сотрудничества наших разведок за рубежом. Этим летом вновь раздаются голословные обвинения российских и китайских хакеров в погонах во взломе сайтов США.

Пока что фигурантами дела стали офицеры третьего управления Генштаба китайской армии Ван Дун, Сунь Кайлян, Вэнь Синьюй, Хуан Чжэньюй и Гу Чуньхуэй. Все они служат в суперсекретной воинской части №61398 Народно-освободительной армии Китая.

Вот что заявил по этому делу Эрик Холдер, генеральный прокурор США: «В обвинительном заключении говорится – вышеуказанные офицеры Народно-освободительной армии Китая осуществляли незаконное подключение к компьютерам пострадавших, чтобы украсть информацию, которую впоследствии передавали китайским компаниям, в том числе государственным. В одних случаях это были коммерческие тайны, которые давали преимущества китайским конкурентам. В других – внутренняя переписка компаний, что делало их более уязвимыми».

Представители ФБР заявили, что из-за утечки секретных данных американские компании понесли большие убытки, и, скорее всего, они являются не единственными жертвами китайских и российских кибершпионов.

…Мы пили маленькими глотками горячую жидкость. Сергей Иванович рассказывал о своей работе в Пекине. В Китае у него до сих осталось много друзей. Последний раз он виделся со многими из них в июне этого года. Тогда российский президент Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин заключили в рамках саммита в Пекине более 30 соглашений. После этого Си Цзиньпин заявил на этой исторической встрече о желании Китая оставаться другом России «навсегда».

– Впрочем, не зря бывший президент США Рональд Рейган любил часто повторять русскую пословицу: «Доверяй, но проверяй», – закончил беседу Лисицын. – Так что зарубежные разведбазы не помешают.

http://argumenti.ru/espionage/n554/465715