Чтобы начать дело - нужно обнулиться



Недавно певец Стас КОСТЮШКИН открыл свой бизнес по продаже пончиков – на сегодняшний день у звезды российской эстрады пять вагончиков в Химках. Девиз заведений «Пончик-вагончик» – «Накормим за 100 рублей». В эксклюзивном интервью «АН» Стас рассказал о том, почему ему нравятся пончики, о своих бизнесах и, конечно же, о планах на будущее.

- Стас, почему вы решили открыть именно сеть точек по продаже пончиков? И был ли опыт в бизнесе до этого?


– Проект «Чай вдвоём» – это тоже бизнес, причём очень удачный. Мы сами его создавали, продюсировали, писали музыку. Благосостояние людей искусства зависит от здоровья. Если его нет, нет и денег. Заболел, потерял голос, появился насморк или вывихнул ногу… И всё. А быть здоровым круглый год очень тяжело.

Кроме того, в бизнесе не должно быть личных взаимоотношений. В проекте «А‑Dessa» у меня тоже нет друзей. В нём я просто всех люблю.

Если говорить о пончиках, то мне нужен был бизнес, который существовал бы независимо от меня. Сегодня я понимаю, что так не бывает! Да, у меня прекрасный управляющий, но я не могу похвастаться своим делом с пончиками. Прибыли проект приносит немного – 50–70 тысяч рублей в месяц. Мы пытаемся вместе решать проблемы, но этот бизнес не главный для меня.

– Но, может, тогда просто инвестировать деньги или открыть вклад в банке? Это гораздо проще: не требует времени и рисков меньше.

– Мне неинтересно просто вложить деньги. У меня постоянная потребность что-то творить. У нас был шикарный бизнес, который назывался Smoke room – кафе для курящих пассажиров аэроэкспресса. В аэропорту мы поставили барную стойку с диффузорами и вытяжкой. Чтобы иметь возможность покурить – нужно было заказать кофе. Деньги сами сыпались в карманы. Но меня это не устраивало. Я понимал, что просто перепродаю людям кофе за то, что они хотят подымить сигаретой. Меня это раздражало.

Почему мне нравятся пончики? Потому что они самые вкусные в Москве. Рецепт купили у повара, который работал на улице Желябова в Санкт-Петербурге. Эта «Пончиковая» существует до сих пор – в неё частенько наведывается Валентина Матвиенко.

Это пончики не на смесях, мы изготавливаем их на месте. Поэтому у нас очереди. Это рассчитано на людей, у которых не так много денег. Но по качеству этот продукт очень хороший. Мы не хотим перепродавать, мы хотим делать что-то своё.

– То есть для вас, как я понимаю, важно, чтобы кроме денег бизнес приносил ещё и удовольствие?

– Чтобы я им гордился и мог рассказывать об этом другим.

– А сколько сейчас уже пончиковых сетей?

– У нас пять вагончиков в Химках. Местная администрация очень помогает и поддерживает нас. Мы не платим за аренду. Единственное требование – средний чек должен быть около 100 рублей, чтобы доступно было каждому. И мы это сделали.

– И сколько пончиков можно купить на 100 рублей?

– Пять пончиков и чай.

– Это очень дёшево. Получается, что это ещё и социальный проект?

– Благодаря администрации – он социальный. И будем продолжать это дело. Но зимой бизнес сильно у нас просел. Никто не хочет ждать, пока выпекутся пончики, когда снег слепит глаза. А вот в апреле, думаю, доход вырастет. В любом случае нам уже нужно думать об открытии точек в помещениях.

– А покупатели знают, что это пончики от Стаса Костюшкина?

– Помните, была «Пышка да пудра», которая и позиционировалась как проект одного из участников дуэта «Чай вдвоём». И это всех только бесило! Потому что люди думают: мало он зарабатывает на песнях, так ещё и здесь урвать хочет.

– Да? Такой подход всё-таки имеет место быть?

– Ещё как! Я считаю, что об этом не нужно говорить. Потому что мы – сложная нация. Мы всегда как на американских горках в бизнесе. У нас то спад, то взлёт. И у людей денег мало. А мы им по телевизору показываем дома, в которых мы живём, рассказываем о нашем бизнесе. Конечно, людей это раздражает.

Почему нет возражений среди американского населения? У них есть средний класс. Заработал 2 миллиона – ты молодец. А у нас в стране всё по-другому.

– А какие планы на будущее? Можно же поставить 100 пончиковых в Москве. Это будет и хороший доход, и социальный проект.

– Поставить большое количество вагончиков можно, но должна быть отработанная схема. Кроме того, 50 продавцов и 50 вагончиков – это огромная ответственность! Нужен контроль за качеством – чтобы не пережарили, масло вовремя меняли. Иначе – удар по печени. А травить мы никого не собираемся. К этим вопросам нужен грамотный подход, а мы пока только начинаем.

Вообще, чтобы начинать новое дело, нужно обнуляться. То есть ты никто и звать тебя никак. Сейчас мы обнуляемся до такой степени и узнаём обо всех нюансах ещё раз. Выйти на область, например, можно хоть завтра. Но нужно быть уверенным во всём на 150%, чтобы не уйти в минус.

– Но я так понимаю, что есть какая-то поддержка от местных властей, наверное, от губернатора Московской области?

– С нас не берут аренду и дают встать на ноги. И это немалая поддержка. Но постоянно дёргать мамку за подол тоже неправильно. Если есть волшебная палочка, то маши ей правильно. Да, у меня в телефонной книжке много телефонов, но звоню я по ним очень редко. Всё нужно делать самому.

– А кто вам подсказал идею бизнеса в аэропортах? Дело сложное, не каждого на такие объекты пустят.




– У меня есть хорошие друзья – совладельцы «Аэроэкспресса». Ну а как иначе?! У нас сверху говорят: «Развивайте малый бизнес. У вас всё получится!» Да ничего не получится! Посмотрите правде в глаза. Ты идёшь, а внизу тебя просто лопатами забивают, потому что ты с ними не договорился. Удивляет то, что тебя сразу начинают доить. И я задаюсь вопросом: как простому талантливому человеку создать сеть? Поэтому, конечно, всё, что у меня есть, создано благодаря коммуникациям с общественностью. Поэтому и в «Аэроэкспрессе» мне позволили. Это была идея моего друга детства – он много курил. А я вообще не курю. Часто спрашивали: «Как человек, ведущий здоровый образ жизни, придумал это?» Я отвечал: «Чтобы такие же здоровые люди, как и я, могли дышать, а курили в специально отведённых для этого местах».

– Какое было самое приятное воспоминание, связанное с бизнесом? И какие самые неприятные впечатления от процесса?

– Самые неприятные впечатления – это, конечно, воровство. Был случай, когда мой работник из ближнего зарубежья в конце рабочего дня взял деньги из кассы и уехал к себе на родину. Факт кражи зафиксировала камера, но для полиции запись не имеет значения. Нас ещё и обвинили в отсутствии сейфа для выручки.

– А самые положительные эмоции?

– Мы устроили открытие в парке Льва Толстого. Было очень много детей, звучала музыка, а мы всем раздавали пончики. Дети были в восторге. Но родители не позволили нам делать это бесплатно, клали 100 рублей и уходили. Это было так круто. И мы все вместе доставили такое удовольствие.

– А может быть, в будущем какими-то другими видами бизнеса хотели бы заняться? Кроме пончиков?

– Было много разных бизнесов. Сейчас мы занимаемся с другом светом, открываем инфразавод на Дальнем Востоке. У меня есть совместный металлургический бизнес. Там иногда бывают большие деньги, больше, чем я заработал на пончиках за всё это время. Это приятно. Но в этом нет кайфа.

– То есть вы себя считаете на 100% творческим человеком?

– Мне кажется, что я творческий от и до. Было много таких историй, что мне приносили, я говорил «спасибо огромное», и гости уезжали.

– Вот если бы, например, была возможность выбрать, с кем из звёзд нашего шоу-бизнеса заняться совместным бизнесом, то кого вы бы хотели видеть в качестве своего бизнес-партнёра?

– Филиппа Киркорова. Правда! Мне кажется, что у него дар: он продаст всё что угодно.

– А какой у Филиппа бизнес?

– Например, шоу, которые он делает за 6 миллионов евро. Иногда мне говорят, что Филипп там прогорел. Не может такого быть! На этом он только заработал. Там же не только деньги: он заработал авторитет, хороший концерт. Он везде зарабатывает, вот как у него это получается?!

– Филипп сейчас прочитает нашу газету и предложит вам сотрудничество.

– Вряд ли что-то предложит. Филипп со всеми дружит: он со всеми обнимается и целуется, но в этом бизнесе у него нет друзей. Я это понимаю и принимаю. Мы все боксёры на одном ринге. Мы все находимся в одних условиях.

Как-то разговаривал с Владом Соколовским. Я говорю: «Влад, ты меня бесишь по определению. И я тебя должен бесить. Мы не должны друг друга радовать нашими победами». Как я могу радоваться тому, что кто-то едет на гастроли, а я нет? Мы все стоим в одной очереди. И для Филиппа это тоже правило. Не могут его радовать успехи Костюшкина, который сегодня всех нагибает трэками. Что «Фая», что «Женщина, я не танцую», что «Караочен». Да, он бьёт круто своими шоу. Я не могу даже дотянуться до такого, но песен пока нет. А у меня они есть. Поэтому мы конкуренты. Всё должно быть по-честному, а это честно.

– Прозвучала у вас фраза о том, что вы не представляете, как у нас может простой человек заниматься малым бизнесом и вообще любым бизнесом. Что, по-вашему, нужно сделать для того, чтобы эта ситуация как-то изменилась?

– Мне было 17 лет, и я готовился к поступлению в музыкальное училище. Нужно было сдавать историю права, а я был ноль в этом предмете. Пошёл к историку. Времена были перестроечные. Тогда все задавались вопросом: «Как мы можем перестроиться? Как это может произойти?» Историк ответил: «Если мы возьмём и просто скинем атомную бомбу на нас, все погибнут. И потом заново начнём выстраивать менталитет». Мы не можем с ним бороться. Ни я, ни вы, ни кто-то другой. Почему? Ну потому, что мы так созданы. Такая нация, такие люди. Никто не говорит, что плохо или хорошо. Да, мы замечательные! Мы самые сумасшедшие и крутые вообще. Но мы вот такие.

А вот финны, например. Там каждый пятый житель вешается у себя дома. Ему скучно: вся жизнь расписана от и до. Он знает, в каком колледже будет учиться, где возьмёт кредит на покупку дома, где он его купит и где закончит жизнь. У нас то же самое. Только не понятно, что будет дальше. Ты просыпаешься с утра, и начинается…

Я честно скажу, что вижу только один вариант – пристраивайся к тем условиям, которые есть.

– Что бы вы хотели пожелать молодым, амбициозным читателям газеты «Аргументы недели», которые хотели бы заняться бизнесом? Совет от Стаса Костюшкина.

– Сегодня все молодые и амбициозные играют в компьютерные игры. У компьютерной игры есть три уровня: первый уровень называется «изи», второй – «медиум» и третий – «хард». Каждый для себя должен выбрать свой уровень.

Я рекомендую «хард». На любом уровне есть босс, и в любой момент он может погибнуть. А можно до него стучаться очень долго, но в любом случае он погибнет.

http://argumenti.ru/showbiz/n535/443640