Границу перейти – не поле переехать



Бишкек АИФ. Главное, чтобы паспорт был в порядке
Вопросы обеспечения пограничной безопасности в последнее время получают всё большую актуальность. Регулярные конфликты в приграничных районах, предполагаемые аналитиками попытки бандформирований проникнуть на территорию нашей страны, связываемые с выводом сил НАТО из Афганистана, незавершённость процессов делимитации и демаркации линии государственной границы. Более того, именно «дырявость границ» называют одним из «тормозов» вступления страны в Таможенный союз.
Ситуация на дорогах
Понятно, что большая часть проблем происходит на южных рубежах страны. И именно им поэтому уделяется особое внимание как руководства пограничного ведомства, так и всей страны. Именно туда, в первую очередь, направляются финансовые потоки, рассчитанные на улучшение пограничной инфраструктуры: строительство новых застав, пунктов погранконтроля, оснащение оборудованием и т.д. И даже на «спокойных» участках границы с Казахстаном и Китаем, которые полностью демаркированы, тоже проводится работа по улучшению инфраструктуры.
Например, пункт пограничного контроля (ППК) «Чалдовар-автодорожный», открытый в 2003 году, рассчитан на суточный пропуск 1,5 тысячи человек. Однако, по словам начальника ППК майора Кубанычбек уулу Улана, сегодня в этом месте границу пересекают 5-8 тысяч человек и порядка 500-600 транспортных средств.
– Понятно, что избежать очередей не получается. У нас есть чёткие нормативы на проверку одного человека – 1,5-2 минуты. Для уменьшения очередей на ППК были установлены дополнительные кабины паспортного контроля. Кроме того, мы обратились с просьбой к руководству ведомства – увеличить количество личного состава, планируем открыть дополнительные окна пропуска для водителей, чтобы им не приходилось выходить из машины и идти в общую очередь.
Технические новшества
– Также у нас внедрили новую автоматизированную систему паспортного контроля «Калкан», – продолжает наш собеседник. – Полгода мы работали с ней в тестовом режиме, а уже почти месяц как полностью перешли на неё. Она отвечает современным требованиям. При прохождении через пункт контроля человек фотографируется, его паспортные данные вносятся в общую по республике базу данных. «Калкан» заменяет устаревшую систему контроля «Барс». До этого не было именно единой базы данных, на каждом ППК была своя. Кроме того, она быстрей работает, что позволяет сократить время на проверку лица, пересекающего границу.
Подобная система уже установлена на 6 пунктах пограничного контроля, имеющих международный статус (т.е. переходить границу там могут граждане любого государства): «Иркештам-автодорожный», «Торугарт-автодорожный» (кыргызско-китайский участок), «Чалдовар-автодорожнй» (кыргызско-казахский участок), «Кызыл-Бель – авто-дорожный» (на границе с Таджикистаном), в аэропортах «Манас» и «Ош». Планируется, что до конца года подобная система будет установлена на 15 пунктах пограничного контроля. По словам начальника Отдела по связям с общественностью Государственной пограничной службы Кыргызстана Гульмиры Борубаевой, финансирует данный проект Международная организация миграции (МОМ), его бюджет составляет 1,5 миллиона долларов.
В связи с возможным вступлением страны в ТС рассматривается вопрос увеличения пропускной способности существующих пунктов пропуска. Так, полтора месяца назад на пункте «Чалдовар-автодорожный» побывала правительственная комиссия по изучению вопроса реконструкции ППК. Тогда был поднят вопрос о возможном выкупе ближайших к дороге домов. Но пока это всего лишь планы.
Не так давно на ППК поставили 12 видеокамер, которые фиксируют всё происходящее. Это ещё один метод борьбы с коррупцией и вымогательством. Кроме того, с обеих сторон (по одной люди выезжают из страны, по другой – въезжают) на зданиях висят информационные стенды с разъясненими о том, куда можно обратиться с жалобой на сотрудников ППК. А у каждого пограничника, осуществляющего пропуск лиц через границу, висит бейдж с его данными.
Выявление тайников
Существуют нормативы и на проверку автомобильного транспорта. Пограничники осматривают их на предмет выявления наркотических средств, оружия, контрабанды и нелегалов – это и салон, багажник, днище – при помощи специальных зеркал. Кроме того, в каждую смену включён кинолог с собакой.



Пограничники признают, что на этом участке границы самое часто совершаемое правонарушение – контрабанда. Причём провезти её пытаются не только через пункты погранконтроля. Поэтому ежесуточно вдоль линии государственной границы отправляются пограничные наряды. В зоне ответственности погранзаставы «Чалодовар» чуть более 100 километров.
– Каждый наряд проходит порядка 30 километров вдоль границы. В случае обнаружения ими людей, пытающихся перейти границу или провезти грузы вне ППК, они сразу связываются с заставой. Мы высылаем тревожную группу. Задержанных нарушителей и грузы передаём компетентным органам, – рассказывает начальник заставы майор Нурбек Кадыралиев.
Пока на ох-рану периметра направляются военнослужащие срочной службы. Но в планах пограничников в ближайшее время отказаться от срочников, заменив их контрактниками.
Кстати, изменение метода охраны границы с военизированного на правоохранительный заложено в программе Комплексного управления государственной границей, которая сейчас апробируется на базе Нарынского погранотряда. В ней также предусмотрена работа в едином русле всех пограничных служб: таможни, ветеринарного, санитарного контроля и т.д. Предполагается, что пограничникам передадут функции первичного дознания, тогда у них по-явится возможность допрашивать нарушителя.
Стоит отметить, что после январского повышения заработных плат в погранвойсках увеличилось количество желающих продолжить службу по контракту. По признанию военных, несмотря на планы по полной комплектации войск военнослужащими контрактной службы, ведомством проводится большая работа по предупреждению проявлений неуставных отношений – дедовщины. В частности, переход на систему «одна застава – один призыв».
Отсутствие документов
Своя специфика есть и у проверки железнодорожного транспорта. За один час пограничники должны проверить пассажирский состав. И здесь тоже ждут внедрения автоматизированной системы паспортного контроля «Калкан». Пока же, как говорит начальник КПП «Каинды-железнодорожный» подполковник Вадим Корсовский, перед отправкой поезда пограничникам передаются данные пассажиров из базы Кыргызской железной дороги. Эта информация вбивается в базу пограничников, а потом уже в вагоне происходит сличение документов. Раньше все аусвайсы собирались и данные из них вбивались вручную в компьютер. Теперь есть портативные переносные ридеры, которые позволяют, не выходя из вагона, узнать всю информацию про пассажира.
– Даже если он едет без билета или его данных нет в базе, переданной нам КЖД, мы в любом случае проверяем его документы. Проверка начинается с середины поезда, откуда две группы расходятся в разные стороны. В это время никого из пассажиров из вагонов не выпускают. За этим наблюдают пограничники, стоящие вдоль состава. Кроме того, при помощи спецсредств (зеркал) проводится внешний осмотр состава на предмет выявления тайников. Также состав проверяют и собаки. Как внутри, так и снаружи.
По признанию Вадима Корсовского, чаще всего причиной, по которой людей снимают с поезда, являются ошибки в документах или их отсутствие. Так, во время разговора с ним из одного из вагонов высаживалась семья с детьми – они отправились в дорогу, не сделав детям вкладыши о гражданстве в свидетельства о рождении.
– Даже если мы их пропустим, в Казахстане их просто высадят. Раньше эта справка была необязательной. Её не надо делать, если у ребёнка есть паспорт. Только в том случае, когда он едет по свидетельству о рождении. Почему люди не выясняют, какие документы им необходимы, – непонятно. Бывает, когда пытаются выехать с ребёнком, не имея доверенности на его вывоз от второго родителя. Фиксируются случаи, когда билеты продают по документам с истёкшим сроком действия. Таких людей мы тоже снимаем с поезда. Случаи, когда человек пытается выехать по чужому паспорту, также выявляются.
Мария ОРЛОВА


Комментарии (1)