Человек-загадка



Бишкек АИФ. Историческая миссия Рахманкул-хана
В этом году отмечается 100-летний юбилей Рахманкул-хана, которого называют видным политическим и военным деятелем. По телевидению идёт цикл передач, осенью планируется провести встречу зарубежных гостей, знавших его при жизни. Одни считают его последним кыргызским ханом, другие – последним басмачом. Кто же он на самом деле?.
Враг или герой?
До 1917 года его отец Жапаркул был тысячником кокандского хана Худояра и руководил мургабскими кыргызами. Когда в Среднюю Азию пришли Великие перемены, он вместе со своими подданными бежал в Ваханский коридор Афганского Памира. Маленькому Рахманкулу тогда было 4 года. В 33 года он был провозглашён ханом афганских кыргызов. Охранял границы этого государства от советского соседа. После афганской революции 1978 года увёл своих людей в Пакистан. Позже их приютила Турция. Такова короткая биографическая справка на этого человека.
Так кто же он? Непримиримый враг советской власти, национальный герой Кыргызстана? До недавнего времени информация о нём тщательно замалчивалась, теперь же говорят много, но – что факты, а что вымысел? Об этом мы расспросили Розу КУТЛУ – невестку Рахманкул-хана.
– Мой муж Мусаддык – младший сын Рахманкул-хана – окончил наш Национальный университет. Мы познакомились студентами в 1991 году, в 1996 году я вышла замуж, получается, пришла в эту семью через 6 лет после кончины свёкра, но о нём слышала очень много. В турецкой провинции Ван, где сейчас живут памирские кыргызы, о нём говорят все и говорят постоянно. Мы с мужем долго жили в Турции, так что я наслышана об этой уникальной личности.
– В Афганистане до сих пор живут алайские кыргызы, которые бежали туда от Советской власти.
– Да, там есть выходцы, в том числе из Алая. Но Рахманкул-хан не алайский. Он не жил в Кыргызстане никогда. Его отец проживал в Мургабе (Таджикистан). Их район назывался Сары Кол.
«Рука Москвы»
– А как же история о том, что Рахманкул-хан был басмачом?
– Он не был басмачом. Когда-то его родители ушли на Памир, он и вырос среди скал и снега, в суровых горах, где сложно выжить.
– Как его родители оказались на Памире, если не спасались от Советов?
– Очень просто, они ведь были кочевниками, перегоняли скот, пока там не очутились. Когда Рахманкулу было 13 лет, он потерял отца. А ханом его выбрал народ. В конце 40-х перебрался в Китай. Там они прожили 2-3 года. Рахманкул-хан быстро находил друзей. Он подружился с китайцем по имени Ван. Всё бы хорошо, но политическая обстановка стала складываться неблагоприятно по отношению к кыргызам, поэтому он решил убежать со своим народом и снова вернуться в горы. В один из праздников он собрал китайцев, зарезал скот, приготовил обильное угощение. Его люди ждали наготове. В разгар веселья Рахманкул-хан закрыл китайцев в юрте и спешно увёл народ. Когда они были уже далеко, заметили погоню. Кто-то скакал на лошади и кричал: «Остановитесь». Один из людей Рахманкул-хана выстрелом убил преследователя. Оказалось, это был Ван. Возможно, китаец хотел присоединиться к ним, и вот что получилось. Рахманкул-хан горько оплакивал Вана.



– Есть версия, что когда кыргызы уходили из Китая, в бою убили многих тамошних жителей.
– Сейчас так многие говорят, но я расспрашивала очевидцев. Не думаю, что бабушки и дедушки будут обманывать. Все в один голос утверждают, что убит был один китаец, и это был Ван. Ладно, вернулись они в Афганистан, прожили до 1978 года, а когда там началась война, Рахманкул-хан понял, что нужно уходить. К тому же к ним постоянно наведывались подозрительные люди, они знали, что к ним тянется «рука Москвы», хана хотели убить.
Кыргызский Моисей
– Кому мешали кыргызы, которые жили высоко на Памире?
– Мы всего не знаем. Почему-то КГБ охотился за лидерами памирских кыргызов. Рассказывают, что когда Рахманкулу было 13 лет, сидел он как-то с отцом, тут пришли русские, хотели их убить. Сказали отцу: «Что ты предпочитаешь – пулю или яд»? Рахманкул шепнул: «Папа, скажи: яд». Взяли какие-то пилюли в рот, в этот момент что-то вспугнуло пришедших, они ушли. Отец с сыном тут же выплюнули яд, подбежали к большим чанам, наполненным айраном, стали глотать его. Вот так и спаслись от смерти. Рахманкул-хан всегда говорил, что айран – целебный напиток. Но продолжаю… Когда в 1978 году в Афганистан вошли советские войска, Рахманкул – хан понял, что ему надо уходить. Собрал людей и сказал: «Я переезжаю в Пакистан, если хотите, можете поехать со мной». Люди ответили: «Куда вы, туда и мы». Он приказал готовиться. Женщины стали печь и сушить в дорогу тонкие пресные лепёшки, делать курут. Когда уходили, несколько семей осталось, сказали, что будут делать вид, словно ничего не происходит. В очагах горел огонь, кипело молоко, а люди уходили налегке, с собой взяли только драгоценности. Они поднялись высоко в горы, обернулись и горько заплакали, ведь Памир стал им родиной. А в Пакистане они пять лет прожили, за это время умерло человек 500. Они привыкли к высокогорью, в высокогорном Афганистане всегда очень холодноэ. Организм людей приспособился к вечной мерзлоте, а в Пакистане стояла 60-градусная жара, поэтому они стали умирать
– Но ведь в Афганистане и по сей день терпят бедствие несколько семей?
– Когда люди страдали от жары в Пакистане, часть семей вернулась в Афганистан. Их увёл Абдрашид-хан. Те, кто остался в Пакистане, сейчас живут в Турции. Тут почему легенды о Рахманкул-хане рассказывают? Потому что он всё время искал и в конце-концов нашёл землю для бесприютных кыргызов, которые не знали, куда им преклонить голову. Его можно сравнить с Моисеем, один искал для своих Землю обетованную, второй – просто клочок земли, где можно жить в человеческих условиях. Главной задачей Рахманкул-хана было сохранить и сберечь народ, потерявший когда-то Родину. Он сумел это сделать. Свою историческую миссию Рахманкул-хан выполнил. Он стал последним кыргызским ханом. Ведь ханство – это родо-племенная структура управления с жёсткой дисциплиной,а в условиях демократичной, цивилизованной Турции она оказалась не нужна, ведь там другие законы, к которым современные турецкие кыргызы приспосабливаются довольно успешно. У них тоже много проблем, главная – нужно научиться добрососедству с курдами, которые проживают в Ване, но это совсем другая глава их истории.
Гульмира ИБРАИМОВА


Комментарии (1)