Неправые правые



Бишкек АИФ. Сколько извозчиков могут оказаться вне закона?
В Кыргызстане запретят использовать праворульные автомобили в качестве такси. Соответствующий закон принят Жогорку Кенешем в середине апреля. За него проголосовали 92 парламентария. Окончательное решение – за президентом страны. Если он подпишет закон, то с 1 января будущего года зарабатывать деньги на «праворульках» будет запрещено.
Нелогичный законопроект
Данное депутатское решение уже вызвало негативную реакцию в обществе. Поскольку, по неофициальным данным, треть всех таксистов работает на автомобилях с правым рулём. Тому есть несколько объективных причин. Главная из которых, что они в разы дешевле леворульных.
Интересно, что в законе не говорится о вводе запрета на ввоз. Один из инициаторов законопроекта, депутат Абдырахман Маматалиев отмечает, что Закон «Об автомобильном транспорте» вводит запрет только на перевозку пассажиров на праворульных машинах.
Между тем в настоящее время Кыргызстан занимает ведущее место по количеству ДТП и числу пострадавших и погибших на дорогах. Но в этом случае логичней было бы, следуя словам начальника Дорожно-патрульной службы Талантбека Исаева о том, что коэффициент аварийности у подобных авто в два раза выше, чем у машин с левым расположением руля, поставить вопрос о полном запрете ввоза подобных машин. Но поскольку использовать автомобили в личных целях не запрещается, их количество на дорогах вряд ли сократится.
Таксисты на «праворульках» уже говорят о том, что данный закон откроет дополнительные кормушки для сотрудников ДПС. Понятно, что запрет в первую очередь скажется на водителях, работающих в службах такси и ежемесячно покупающих патенты. Им придётся либо поменять авто, либо пополнить ряды «бордюрщиков», которые не озабочены выплатой налогов и приобретением прочих разрешительных документов.
– Я просто буду работать без шашечек, – признаётся Андрей. – Моя машина – кормилица всей семьи, единственный наш доход. Денег, чтобы продать эту и купить леворульную, у меня нет, а брать какой-нибудь хлам – не хочу. Поэтому буду продолжать работать на свой страх и риск. А потом, если у меня не будет шашки, то как ДПСник определит, что я везу клиентов, а не родных, соседей или коллег? Ну, или просто банально придётся «разводить» на месте с сотрудником. Я общаюсь с коллегами по несчастью и слышу, что они готовы даже идти митинговать против закона, особенно молодёжь, поскольку для них, как и для меня, авто – способ прокормить семьи.
История противостояния
Кстати, данный вопрос поднимается не в первый раз. В 2006 году Госавтоинспекция вносила предложение запретить ввоз в Кыргызстан праворульных автомобилей. Обосновывалось это тем, что данные авто не приспособлены к нашим дорогам и создают опасность как для их владельцев, так и для других участников дорожного движения: дескать, из-за своих технологических особенностей они «слепят» встречный транспорт, ограничивают видимость для водителя при обгонах и поворотах налево. Тогда владельцы «нестандартных» авто объединились в “Союз правых”. Его активистами организовывались автопробеги, выступления в СМИ, митинги и конференции. В 2008 году к этой теме вновь возвращались депутаты парламента. Но тогда президент наложил вето на законопроект по запрету ввоза и эксплуатации праворульных авто.
– У нас до сих пор нет юридического документа об автомобильном транспорте. Первый вариант законопроекта был разработан ещё в
2008 году. Он даже был принят в первом чтении в ЖК, однако потом нашлись люди, которые всеми силами воспротивились его продвижению. Если вы помните, тогда было много обращений от владельцев праворульных авто, – говорит Маматалиев.
ПРО и КОНТРА
Конечно, переложить всю вину за дорожно-транспортные происшествия на водителей авто с «неправильным» рулём легче всего. Но статистика говорит о том, что самая распространённая причина ДТП в нашей стране – превышение скорости и вождение в нетрезвом состоянии. А этим грешат водители вне зависимости от того, с какой стороны находится руль. Плохое состояние дорог, когда автомобилисты вынуждены вилять, объезжая многочисленные ямы, тоже вносит существенную лепту в количество ДТП.
– Главное – не то, с какой стороны руль, а то, кто сидит за ним, – продолжает водитель такси Андрей. – А у нас столько «баранов» за баранками развелось, что ездить становится опасно.
В свою очередь хозяин «леворульки» Александр оппонирует, что «правши» при повороте и маневрировании ограничены в обзоре, а при движении стараются держаться между полосами, чтобы лучше видеть дорогу. Что, в свою очередь, создаёт ряд неудобств для остальных участников дорожного движения.
Кстати, точно назвать число автомобилей с правым рулём в стране никто не возьмётся. По примерным данным, их порядка 50 тысяч. И многие используются именно в коммерческих целях.
Бизнес-сообщество уже отреагировало на депутатское решение, назвав закон о запрете пассажирских перевозок на праворульных машинах антиконституционным. В частности, в заявлении Бишкекского делового клуба (БДК) говорится: «Закон «Об автомобильном транспорте», который запрещает использовать праворульные автомобили в качестве такси, представляет большую угрозу как для предприятий страны, так и для рядовых граждан. Он содержит нормы, лишающие людей гарантированных Основным законом прав и свобод, что свидетельствует о слабом авторитете конституционных норм. Также в законопроекте закрепляются нормы, противоречащие Национальной стратегии устойчивого развития страны на 2013-2017 годы в части необходимости резкого сокращения всевозможных необоснованных вмешательств в бизнес-среду и количества лицензируемых видов деятельности».
Кроме того, в БДК считают, что принятый Жогорку Кенешем закон лишит заработка часть предпринимателей, занимающихся частным извозом. «Вступление закона в силу резко повысит уровень безработных среди лиц без квалифицированного рабочего места, занятых на частных перевозках пассажиров. Подобное социальное обострение в стране в очередной раз толкнёт экономику в турбулентную зону с крайне плачевными результатами», – заявляют в клубе.
Момент истины
Не надо изобретать велосипед, достаточно посмотреть, как ситуацию с праворульными авто решали в соседних странах. В Казахстане, например, ввоз машин с правым рулём запретили ещё в январе 2007 года. Планировалось, что через три года и вовсе запретят их эксплуатацию, но позднее праворульным авто разрешили ездить по стране до полного износа. На момент введения запрета на ввоз в Казахстане насчитывалось около 160 тысяч праворульных авто, то есть около
7% от общего числа автомобилей. Понятно, что с каждым годом количество таких машин стало уменьшаться.
Почему в соседней стране не решились поставить под полный запрет «неправильные» машины? Потому что это – опасно, слишком высоки протестные настроения в обществе, также как и у нас. А почему в КР не запретили ввоз? Видимо, мешает лобби бизнесменов, этим занимающихся. Хотя ещё в 2008 году Минюст отметил, что, поскольку Кыргызстан входит в ВТО, то не имеет права запрещать ввоз «правшей» в страну.
Напомним, окончательное решение вопроса – запрещать таксовать на «праворульках» – как всегда, за президентом. Он может либо подписать данный закон, либо наложить на него вето. Этого момента с нетерпением ждут тысячи людей, чей источник заработка в одночасье может стать незаконным.
Мария ОРЛОВА





Справка

Автомобильный транспорт нашей страны является основным. По статистике, 95% грузоперевозок и 97% пассажирских осуществляется именно на нём.

Досье

ДПС отмечает, что чаще всего аварии по вине «правшей» происходят на междугородных трассах.


Комментарии (1)