Французский сын Анары-апы



Мир моды и парфюма ему неинтересен
Чёрно-белые работы профессионального французского фотографа Эрика Гурлана выставлялись во многих странах, не впервые их видят и кыргызстанцы. На этот раз в Музее изобразительных искусств им. Гапара Айтиева мастер представил своих новых героев – байкальских рыбаков.
Пламенная страсть
Порой обилие цвета завораживает, завлекает и гипнотизирует, но при этом что-то остаётся незамеченным. А как известно, один из лучших способов донести нечто важное – это не говорить лишнего. Поэтому поклонники чёрно-белой фотографии считают, что именно эти два цвета позволяют выделить формы, детали, игру светотени. Как нельзя лучше всё это демонстрируют документальные кадры Эрика Гурлана. На них – рыбаки с обветренными напряжёнными лицами, которые тянут массивные сети; вечерний чай у костра за разговором; чёрный силуэт на корме лодки на фоне заходящего солнца и гор; Эрик, весь в сверкающих брызгах, умывающийся прозрачной байкальской водой с маленького помоста над озером.
– На Байкале я испытал почти те же чувства, что и на Сон-Куле, – говорит Эрик, – вау, это самое красивое, самое тихое и спокойное место из всех, что я видел (снимки двух озёр были опубликованы в одном из номеров известного журнала «Фигаро», – прим. авт.).
Сначала он пытался рисовать, подражая бабушке-художнице, у которой воспитывался с ранних лет, но когда понял, что не может выразить то, что хочет, бросил это занятие. Страсть к фотографии пришла позже, когда он, 18-летний спортсмен, баскетболист, после серьёзной травмы надолго оказался в больнице. Однако родители не одобрили его желания стать профессиональным фотографом, заявив, что сначала нужно получить специальность, которая позволит зарабатывать на жизнь.
– У тебя же золотые руки, – сказала мне бабушка, с которой у меня всегда были очень близкие отношения, – рассказывает мой собеседник, – ты очень многое умеешь. Послушав её, я поступил в Политехнический институт. Окончив его, устроился работать на предприятие, где выпускали детали для самолётов. Зарабатывал очень хорошо, и скоро смог не только купить хороший фотоаппарат и всё необходимое для лаборатории, но и уйти с работы и заплатить за университет, где обучался любимому делу – искусству фотографии.
Репортажный жанр
Когда начал работать профессиональным фотографом, я ещё не знал точно, что именно мне хочется снимать. Несколько лет провёл в известных парижских домах моды («Луи Витон», «Шанель», «Кларенс», «Кастл-Париж»), но мир моды и парфюма мне был неинтересен. Гораздо важнее для меня была жизнь обычных людей. Тем не менее, я получил хороший опыт и многому научился. Я понял, что хочу работать в репортажном жанре и делать социальные снимки. Начал с самого сложного – с психиатрической больницы. Попасть туда было непросто. Мне поставили условие: сначала поработать в клинике три месяца санитаром, а потом уже можно будет приступать к съёмкам.
Я вовсе не стремился показывать какие-то ужасные вещи, снимал обычную жизнь пациентов и сотрудников больницы: как они разговаривают, смеются, обедают, отдыхают. Полгода работал в одной психиатрической лечебнице, полгода – в другой, где были ещё более тяжёлые больные, потом мы обсудили с директором и другими сотрудниками, какие снимки можно показывать, и я сделал презентацию. Медики были поражены, они увидели и себя, и пациентов другими глазами. Позднее я получил приз за эти работы, и тогда впервые подумал, что, может быть, я действительно талантлив.



Позже, уже став профессором, он сам учил фотографии студентов в университете в Париже, участвовал в выставках и конкурсах, получал призы и награды. Побывал во многих странах Европы и Азии, его самая большая экспедиция длилась 18 месяцев. За это время один, на машине, которую собственноручно оборудовал всем необходимым для долгого путешествия, он проехал 470 тысяч километров от Франции до Балтики, затем от Мурманска, через просторы Сибири и пустыни Казахстана до Монголии. Это было непростое странствие, но оно того стоило. Он не забудет ни людей, с которыми общался, ни потрясающие ландшафты.
– Безлунной ночью в пустыне испытываешь совершенно особые ощущения. Не слышно ни звука, темно и не видно даже собственной руки, а небо усыпано огромными звёздами и кажется, что они так близко, что до них можно дотронуться.
Звёзды сквозь тундук
В Кыргызстан Эрик Гурлан впервые приехал в 2003 году и почти сразу отправился на Сон-Куль, чтобы сделать документальные съёмки, посвящённые традициям и быту кыргызов. Жил в кыргызской семье, в юрте. Все очень подружились, и старики стали называть его: «Наш французский сын». Ночью он, лёжа на полу, смотрел сквозь тундук на звёзды, шёпотом разговаривая с новыми друзьями. А рано утром бабушка подавала чашку свежего кумыса и была очень довольна, если сынок всё выпивал. Как-то Эрик привёз на Сон-Куль и своих родителей, заехавших его навестить. Семья Анарыапы приняла их как близких родственников. С той поры почти каждое лето Эрик навещает своих друзей на Сон-Куле, и снова ночью они ведут долгие задушевные разговоры и смотрят на звёзды через тундук.
Французский фотограф приезжал в Кыргызстан и во время революции, в 2005-м, и в мирные времена. Сейчас он находится здесь со всей семьёй – с женой и детьми. Жена Эрика – Сабина Махль – Представитель ООН «Женщины». Они познакомились в 2001 году в Таллинне, где Сабина представляла ОБСЕ, а Эрик – Агентство BIOS. С тех пор они всегда вместе: работают, отдыхают, растят троих детей.
– Мы очень интересны друг другу, – говорит Эрик, а это дорогого стоит.
За колючей проволокой
Недавно Гурлан побывал в нескольких наших колониях, в том числе для несовершеннолетних, в женской колонии и мужской. В каждую он приезжает не на один день, ему не хочется делать моментальные снимки, фотограф должен посмотреть, как живут люди, изолированные от общества, вглядеться в них и попытаться их понять. Он показывает жизнь такой, какая она есть. Женщину с ребёнком, родившимся за колючкой, – какая судьба ждёт этого малыша? Оступившихся мальчишек и мужчин – какими они выйдут из этих стен? И это не равнодушный взгляд, фотограф тревожится за них и хочет обратить внимание общества на проблемы этих людей.
Следующий проект Эрика – книга о пожилых людях Кыргызстана. В ней будет 25 портретов и историй представителей нескольких этнических групп. Книга будет издана на английском языке, чтобы её можно было продать иностранцам, а вырученные средства передать старикам. Пока это мечта, но он надеется, что она осуществится.
Раиса КАМАРЛИ


Комментарии (1)