Кого спасаем?



Политолог Михаил Леонтьев - о Сирии, Кипре и мировой швали
Россия спасает на международной арене Сирию, Кипр, кого-то ещё. А зачем? Может, и так отсидимся? Рассосётся само? Не рассосётся – считает теле журналист и политолог Михаил ЛЕОНТЬЕВ, только что побывавший в Дамаске. «В Сирии формируется личный состав и инфраструктура, собирающая всю мировую шваль для уничтожения сначала Сирии, а затем Ирана и России, - заявил он. - Это не фантазии, не бредни и не конспирология. Сирийская армия сегодня воюет с нашим реальным врагом на дальних подступах. И если мы не сможем её поддержать, то будем без неё воевать с ним уже у себя дома...» Что за каша заваривается вокруг России? И кому её расхлёбывать? На эти и другие вопросы М. Леонтьев ответил «АиФ».
«Групповое уговаривание»
- Может, не всё так угрожающе и насчёт Сирии можно договориться? Например, как советуют в Израиле, взять и поделить - отдать под российский протекторат территорию на побережье, включающую порт Тартус с базой кораблей нашего ВМФ, а основную часть страны вместе с Дамаском отдать Западу? За что мы в самом деле там рубимся?
- А рожа у них не треснет?
Судьбу Сирии будут решать сирийцы. Для них Сирия неделима. Именно поэтому народ там в подавляющем большинстве поддерживает Асада. Некоторые хотели бы кого-то другого, но прекрасно понимают, что без нынешнего президента им жизни не будет. Потому что Асад - это многоконфессиональная толерантная Сирия. Европе и не снилась подобная степень межнациональной гармонии. Но именно Сирию, последнее светское государство арабского Востока (не считая Алжира - там отдельная история), Запад вместе с самыми мракобесными ваххабит скими деспотиями Персидского залива уничтожает системно. Всё это за огромные деньги охреневших от своих возможностей «заливных» монархий - катарской и саудовской, теперь, разумеется, объявляемых светочами демократии. Туда же ломятся и толпы фанатиков, которых вербуют и очень профессионально обучают убивать. Встречались совершенно первобытные персонажи, убеждённые, что они воюют в Израиле, и убедить их в обратном было невозможно...
Свора, которая собирается там отовсюду, натаскивается против России. Сирийская армия, хочет она того или нет, - передовая линия фронта российского. Каждый день эти солдаты и офицеры погибают, сражаясь с нашим врагом. Наши чеченские друзья выводят надписи по-русски: «Сегодня Сирия, завтра Россия!» А «воины ислама» пишут: «Спасибо Катару и Турции!» Никто ничего уже не стесняется. Флаг оппозиции - французский колониальный флаг, символ разделённой страны. Сирию предполагалось разделить на несколько микрогосударств по конфессиональному признаку... Если мы не хотим такой же судьбы - значит, помогая Асаду, помогаем себе.
- А кому помогаем, спасая Кипр? Как вся эта «микроконвульсия на мизинце левой ноги Евросоюза», по вашему выражению, коснётся России?
- Я читаю: «Евро и рубль укрепляются по причине спасения Кипра». Это смешно. Условия спасения напоминают старый анекдот: «Вчера спас девушку от изнасилования!» - «Как?» - «Уговорил…» А тут даже не один персонаж – можно сказать, произошло групповое «уговаривание». Тут ещё мелкий расчёт сделать подлятину России, месть за русские офшоры. Впрочем, не надо было самим подставляться с офшоризацией наших крупнейших государственных компаний.
Мы вроде как пытались спасти Кипр. Небескорыстно, конечно. Но, ребята, если вы хотите спасать, идите до конца или вообще не суйтесь. Взял нож - бей. Нет, мы достали его, поковыряли в носу, в другом месте и убрали назад. Это как прыгать через пропасть заранее только до середины... У нас нет глобальной цели, ради которой мы бы спасали Кипр. Мы не видим, как такой полезный для экономики инструмент можно использовать в будущем.
- Куда теперь потекут капиталы российских вкладчиков и компаний - в Сингапур, Гонконг? Где замена Кипру?
- Деньги потекут в Америку. В финансовой системе, где единственным хозяином является только одна страна, в критической ситуации основные средства идут туда. Чем сильнее кризис, тем сильнее доллар. Пока система не рухнет. Нас просто в очередной раз разводят на деньги, а мы разводимся.
От маразма к цинизму
- После смерти команданте Чавеса у России больше не осталось друзей?
- Чавес – специфический персонаж. У меня лично он по-человечески вызывает колоссальную симпатию, но ни разделять его политические воззрения, ни кому-то советовать их поддерживать я бы не стал. Потому что это очень странный человек – продукт глубокого кризиса венесуэльского общества. Оно жёстко разделено на две части: очень узкий средний класс, всегда сосавший деньги с ренты, в который входит всё образованное городское сословие, и низы, от индейцев до жителей трущоб. Чавес - первый, кто пытался заставить средний класс делиться с низким сословием.
Он человек не моделей развития, а перераспределения. И в какой-то степени это было справедливо. Но в перспективе - всё равно тупик. Его любили, и правильно любили, за это. Богатые его ненавидели. Но в итоге получилась структура, где подонки конкурируют с идиотами. Чавес был вождём идиотов, который противостоял подонкам. Он не справился, по факту, с задачей. Правда, не справился!
Он много сделал для нас – в первую очередь купил очень много нашего оружия. И я думаю, что после Чавеса у России будут проблемы с продажей вооружений. С нефтяными контрактами вряд ли, поскольку они заключены корректно. А закупки оружия - вопрос гораздо большей политической воли.
- А что ждёт Грузию после депутатской «кастрации» Саакашвили? Какая судьба уготована «поедателю галстуков»?
- Где будет Саакашвили - деталь частного соглашения между Россией и США. Вся грузинская история - сделка, пока в хорошем смысле слова. Саакашвили мог проделать с оппозицией то же, что и до сих пор: разогнать и сфальсифицировать, но ему не позволили хозяева. Заметьте: они его не слили, а терпеливо ждали формального повода. И дождались.
Все уже поняли, что Грузия как государство существует только внутри России или не существует никак. Ощущение, что Б. Иванишвили это тоже осознаёт, только говорить не имеет права и возможности. Проблема в том тупике, который мы совместно создали в Абхазии и Осетии. Вопрос: как тупик вынести за скобки? Пока что Россия ведёт себя по отношению к Иванишвили чрезвычайно деликатно, нигде не скомпрометировав какой-то формой нашей поддержки. Это настолько явно регулируемые отношения, что они внушают надежду. А кроме того - признак нового курса администрации США, заменившей «перезагрузку» на реальные попытки договориться с противником, чтобы снять с себя непосильные нагрузки. Американская политика всегда была цинична, а в последнее время стала маразматична. Обамовский курс - попытка вернуться от маразма к цинизму… И дай Боже! Потому что с циниками договориться можно, а с маразматиками - нет.
Андрей ВОЛОДИН
Полностью интервью с М. Леонтьевым читайте на нашем сайте www.aif.ru




Досье
Михаил ЛЕОНТЬЕВ родился в 1958 г. в Москве. Ведущий телепередачи «Однако» и программы «Большая игра» на Первом канале, главный редактор журнала «Однако». Лауреат премии «Золотое перо России». Женат, трое детей.