Убрать нельзя оставить



«Авиабаза «Манас» – что вместо?»
Бишкек неоднократно заявлял свою позицию в отношении Центра транзитный перевозок, дислоцированного в аэропорту «Манас». В 2014 году он должен быть выведен из страны. На его базе планируется создание международного гражданского хаба. Но несмотря на официальные заявления властей страны, споры в обществе о том – быть американской базе или нет – продолжаются.
Три варианта
В целом рассматривается несколько вариантов развития ситуации: Кыргызстан обязан выполнить своё обещание или наоборот…оставить ЦТП, тем самым окончательно определив вектор сотрудничества… данный вопрос должны решать Москва и Вашингтон.
Последней версии, в частности, придерживается политолог Марс Сариев. По его мнению, озвученному на круглом столе «Авиабаза «Манас» – что вместо?», такие маленькие государства, как КР, несвободны в своих решениях.
– Всё закончится торгом между РФ и США. Вопрос влияния – тоже работа, и Америка хорошо работает в этом направлении, формируя общественное мнение, которое стало хорошим полем для политических игр, – отметил он.
Марс Сариев также напомнил, что уход американской базы из региона непременно приведёт и к усилению здесь китайского влияния.
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин отчасти разделил позицию коллеги, отмечая, что большие страны не совсем правы, когда требуют от маленького и небогатого Кыргызстана жёсткой определённости.
– Кыргызстан сегодня не в том положении, чтобы отворачиваться от американских денег. За два квартала 2013 года КР получила около 300 млн. долларов, и для Кыргызстана это не самые последние деньги. Поэтому не стоит рубить с плеча и хлопать дверью. Но, учитывая тот факт, что властями, в том числе и главой государства Алмазбеком Атамбаевым, неоднократно заявлялось, что базы не будет, отказаться от собственных слов теперь было бы определённой потерей лица… Как совместить эти два подхода и выйти из тупика, в который, честно скажем, Кыргызстан сам себя загнал, мне сказать трудно, – добавил Грозин.
Тема доверия звучала и в выступлении эксперта информационно-анали-тического центра МГУ по изучению постсоветского пространства Алексея Власова.
– Решение о выводе принималось не раз и на разных уровнях, но так и не было приведено в действие, а доверие является важным фактором в отношениях России и Кыргызстана.
В свою очередь политолог Мурат Суюнбаев высказал довольно неожиданное мнение: «Вывод ЦТП из Кыргызстана не отвечает интересам России». В качестве аргумента он привёл тот факт, что РФ ежегодно поставляет на базу около 100 тонн керосина. Да и вывод базы из Кыргызстана не означает, что её не передислоцируют в Узбекистан. Но в отличие от этой страны, политика нашей – не проамериканская и не антироссийская. «А вот если ЦТП расположится в Узбекистане, это государство усилит свою антироссийскую позицию. Не думаю, что это отвечает интересам России», – отметил эксперт.
О финансовой составляющей пребывания американских сил говорил и военный эксперт, экс-советник министра обороны КР Мурат Бейшенов.
– Не надо принимать поспешных решений. Имидж, безусловно, важен для Кыргызстана, но ведь мы получили от базы 200 млн. долларов и потом ещё 40!... От России и Казахстана мы не получили за последние три года такой суммы, а нам необходимо развивать экономику, закрывать брешь, – сказал он.
Мурат Бейшенов также подчеркнул, что Казахстан, Узбекистан и Россия (Ульяновск) готовы за 100 млн. долларов предоставить США новые плацдармы. Но тогда почему Кыргызстан должен закрывать базу? – поинтересовался эксперт.
– Надо оставить возможность для лавирования. Подождать, пока американцы подпишут соглашение о безопасности с Афганистаном, посмотреть, как они будут выводить технику, как и куда всё это будет вывозиться, – предложил он.
Неприятные санкции
Эксперты высказали опасения, что какое бы окончательное решение Кыргызстан не принял, для него это может обернуться неожиданными санкциями, рычагов для этого достаточно и у США, и у России. Например, политолог Александр Князев отметил на своей пресс-конференции, что если Кыргызстан откажется выводить базу – это будет означать, что он встаёт на проамериканский вектор развития.
– В этом случае рано или поздно отношения между Российской Федерацией и Кыргызстаном начнут ухудшаться. Повысятся льготные тарифы на ГСМ, будут иметь место постепенное ухудшение социально-экономического состояния, обострение политической ситуации, – сказал он.
Но в то же время, по мнению Князева, Соединенные Штаты не оставят попыток сохранить авиабазу «Манас» и создать новые военные объекты, замаскированные под склады, антитеррористические центры, узлы связи и прочее. На данный момент ведутся переговоры между Таджикистаном и США о транзите военных грузов. С правительством КР американцы, по словам Князева, уже договорились. Сейчас соглашение отправлено на утверждение в парламент страны.
– Пункты пропуска техники сил НАТО проходят через кыргызско-таджикскую и кыргызско-казахскую границы, через Горно-Бадахша-нскую автономную область, Мургаб, Ош, Баткен. Анализ маршрутов транзита оставляет много вопросов. Интересно, зачем Североатлантическому альянсу тащить грузы по бездорожью на Памир, везти их по бывшим военным объектам Советского Союза, таким как Мургаб и Сары-Таш. Ведь эти силы располагают отличными трассами, новой современной железной дорогой? – задаётся вопросом эксперт. – Это означает наличие у США планов по созданию новых американских военных объектов. На территории КР планируется создать сеть военных объектов, которые будут контролировать пространство региона.
Понятно, что прими Кыргызстан окончательное решение – отказать в размещении новых и выводе существующей базы – это придётся не по душе Вашингтону. В этом случае эксперт не исключает повторения «тюльпановой революции», или возникновения какого-либо конфликта на территории страны.
– Интернациональные террористические группировки вроде Исламского движения Узбекистана контролируются спецслужбами США. Они могут стать инструментом давления на Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан. Я уже не говорю о наркотрафике, который увеличится. Вывод пессимистичен: либо в стране будут размещены новые американские объекты, в этом случае вопрос вывода авиабазы «Манас» даже не обсуждается, либо же в случае сопротивления властей КР последуют команды террористическим группировкам, – уверен политолог.
Но этот непростой выбор придётся сделать. Ибо долго «сидеть на двух стульях» не получится, рано или поздно сама ситуация поставит руководство страны перед ответственным решением.
Вероятность агрессии?
Ещё один важный аспект, поднятый экспертами – судьба всего Центральноазиатского региона после вывода американских сил из Афганистана. По мнению Алексея Власова, это приведёт к резкому усилению террористической угрозы для всех стран, которые связаны с войсками коалиции, и наличие американской базы в Центральной Азии – не фактор стабильности, а угроза безопасности всего региона, учитывая те противоречия, которые существуют в нём. В свою очередь Александр Князев считает, что американцы в Афганистане оставят конфликтное и хаотичное пространство, причём в гораздо большей степени, чем раньше.
О возможных угрозах говорили и участники круглого стола – политологи из государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности, также прошедшем на прошлой неделе в Бишкеке. В частности, заместитель директора Института актуальных международных проблем Дипломатической академии России Иван Сафранчук заявил, что в связи с выводом войск НАТО нестабильность из Афганистана перейдёт в Центральную Азию. А страны региона недостаточно сильны, поэтому террористы могут пересечь их границы.
Хотя в то же время он отметил, что в результате обсуждений экспертами было выражено общее мнение, что «вероятность агрессии сил Афганистана в страны Центральной Азии составляет от 20% до 50%», и таким образом фактор негативного сценария экспертами был отвергнут. Однако как на самом деле будет развиваться ситуация – покажет время. Пока же Кыргызстану предстоит сделать непростой выбор, учитывая все его последствия.
Мария ОРЛОВА




Досье
Политическая элита КР, а также большая часть населения – против того, чтобы на территории страны находились американские военные объек.


Комментарии (2)