Романтические ожидания



Куда и кого заведёт «большой евразийский проект»?
«Ведь модернизировали, подхватили, перестроились, внедрили новый коэффициент, включаешь – не работает. И медленно понимаешь, что нельзя, конечно, оценивать работу таких огромных коллективов по машинам, которые они клепают». Эти слова известного сатирика Михаила Жванецкого, написанные много лет назад, не теряют, похоже, своей актуальности.
Фиаско ТС
Вот взять хотя бы тот же пресловутый Таможенный союз. Уж сколько на него надежд возлагают, как хвалят и превозносят! Один российский экономист Михаил Хазин, известный любителям этой науки тем, что ухитряется постоянно предсказывать то, что не сбывается, не так давно породил очередное пророчество. Суть его звучит так: «ВТО распадётся, а Таможенный союз, наоборот, усилится».
Это ей-богу, не перестаёт умилять. Российские экономисты постоянно готовы что-нибудь такое «накаркать». Помнится, когда были крайне неприятные для всех скачки курса доллара, нашлись подмикитчики, начавшие убеждать простой народ избавляться от этой валюты, ибо «США скоро распадутся». Тот факт, что крах «бакса» обанкротит весь мир, ими всерьёз не воспринимался. Мы не будем утомлять читателя приведением полной цитаты этого автора, ибо в ней он так и не объясняет, почему, собственно, ВТО должно распасться? Кроме того, неясно – коли так мудры кремлёвские вожди, что создали ТС, то зачем же они вступили во Всемирную торговую организацию? Нелепая последовательность умных и идиотских поступков.
Ещё год с лишним назад, когда истерия по поводу Таможенного союза и скорого вступления Кыргызстана в оный бушевала во всех СМИ, известный российский аналитик Борис Кагарлицкий в беседе с автором этих строк высказал интересную мысль. Он предположил, что ТС не более чем инструмент России в шантаже Запада, ради вступления в ВТО на наиболее выгодных для российских сырьевых буржуа условиях. Из этого можно было сделать, наверное, слишком смелый по тем временам вывод, что едва Москва получит от ВТО членский билетик, как жизнеспособность ТС сразу начнёт вызывать опасения.
Почему? Всё просто. По сути, Таможенный союз, это отчасти мини-ВТО, единое торговое пространство. Его участники создают условия, когда снимаются многие барьеры в торговле, но зато возводятся серьёзные препятствия для стран, не входящих в эту организацию. Апологеты вступления Кыргызстана в ТС неоднократно говорили и, вероятно, были полностью правы, что Бишкек от членства в этом союзе только выиграет. Действительно, по нормам данной организации, Кыргызстану, например, не грозит резкое повышение Россией таможенных пошлин на ГСМ. Кроме того, их повышение в отношении китайских товаров даст нам шанс избавиться от ярлыка «страны-реэкспортёра» и начать нормальное собственное производство. По идее, должна улучшиться и жизнь наших соотечественников, ставших в России трудовыми мигрантами, а появление разного рода «зелёных коридоров» позволит, например, местным швейникам полноценно выйти на рынки РФ и РК. Но это всё в теории...
«Уйду я от вас…»
К тому же беда ещё и в том, что Казахстан может выйти из Таможенного союза. Да-да, и это не умозрительный прогноз, а вполне реальная перспектива. Основания для подобного беспокойства есть более, чем веские. В Казахстане тамошняя оппозиция намерена вынести на всенародный референдум вопрос о членстве РК в ТС. Активисты уже начали сбор подписей, и если число оных достигнет 200 тысяч, то, по закону, Назарбаев окажется вынужден провести соответствующий плебисцит.
Как заявляют противники членства официальной Астаны в Таможенном союзе, после того, как их республика обрела членский билет этой организации, социально-экономическая ситуация ухудшается всё стремительней. Цены на товары и услуги ощутимо выросли: едва ли не в два раза подорожали сахар, растительное масло, крупы, мясо-молочная продукция. Например, гречка по сравнению с прошлым годом повысилась в цене в 2,5 раза, говядина стала дороже на 40%, баранина – на 33. Фактическая покупательная способность населения резко снизилась. Не помогло и повышение с 1 июля зарплат бюджетникам на 30%. Уровень годовой инфляции, по расчётам экспертов, может составить 11% против 7% в прошлом году. Нынешние темпы роста на основные продукты питания и увеличение цен на коммунальные услуги бьют в первую очередь по малоимущим слоям: пенсионерам, студентам и мелким предпринимателям, которые составляют существенную часть населения. К среднему классу можно отнести лишь 20% казахстанцев.
Виновником всего этого безобразия, как уже и было сказано, «назначили» Таможенный союз. Выяснилось, что бизнесмены российские предприниматели закупают выращиваемую в Казахстане гречиху, упаковывают её в российскую обёртку и продают в РК, но уже как российский продукт, в два раза увеличив её стоимость. Не исключено, что такую же процедуру проделывали и с ГСМ. Цены на топливо растут и уже несоизмеримы с доходами казахстанцев, а некоторых видов горючего в продаже практически нет.
В свою очередь и Беларусь не остаётся в стороне, и уже не устами оппозиции, а самого главы государства заявляет, что может покинуть Таможенный союз.
Отечественные эксперты, как например, авторитетный Жумакадыр Акенеев, отвергают вероятность фиаско Таможенного союза, не исключая, что противников этой организации подталкивают из-за океана, ссылаясь на известную фразу Хиллари Клинтон о том, что «США всё знают и не допустят». Аргумент, конечно, весомый. Экономист Сергей Пономарёв также к нему прибегает. Он считает, что «попытку казахстанской оппозиции можно обозначить лишь как отчёт о проделанной работе, ведь по отношению к ТС наверняка ей необходимо резюмировать истраченные средства перед теми самыми внешними игроками, которые спонсируют этот процесс».



Проблема лишь в том, что цены в Казахстане повысили не американцы. И не Хиллари Клинтон, а российские бизнесмены понизили покупательскую способность жителей РК.
Прогресс
без успехов
Нонсенс, но даже если допустить, будто активисты, ратующие за выход Астаны из ТС, получают зарплату в посольстве США, то непонятно, на кого тогда работают российские чиновники, своими действиями подтверждающие опасения относительно возможного краха Таможенного союза? Раз уж он «всерьёз и надолго», то почему глава Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов заявляет о необходимости обязать жителей Средней Азии пересекать границу с РФ только по загранпаспортам? Сначала, впрочем, этот чиновник, вроде бы говорил чуть ли не о визовом режиме. Но потом, однако, появилось опровержение, возможно, после окрика из Кремля за несвоевременную торопливость и откровенность.
Необходимость загранпаспортов Иванов объяснил угрозой наркотрафика. Но действительно ли предлагаемая госчиновником дружественного государства мера позволит существенно снизить поток ядовитого дурмана? Ответить на этот вопрос мы попросили экс-главу оте-чественного МИДа Эднана Карабаева и эксперта в области пограничной службы Кубанычбека Сарыбаева.
– Надо бороться с причиной, а не со следствием, – рассуждает бывший руководитель главного внешнеполитического ведомства. – Проблема в делимитации границ с теми государствами, откуда идёт основной поток наркотиков. В противном случае мы сталкиваемся с противоречием. С одной стороны – декларации об интеграции и объединении в разного рода союзы, а с другой – визовый режим и загранпаспорта. Конечно, мощный поток неконтролируемой миграции, вероятно, оказывает влияние на положение дел в России, но решать проблему следует совместно, ведя учёт. Если же и говорить о закрытии границ, то делать это нужно в отношении тех стран, из которых в СНГ и поступают наркотики. При этом нельзя исключать, что актуализация россиянами этого вопроса связана с проблемой введения безвизового режима с Евросоюзом. Возможно, желая поторопить своих партнёров, Москва и заговорила о загранпаспортах и визах.
Похожего мнения придерживается и Кубанычбек Сарыбаев.
– На самом деле, введение загранпаспорта как единственного пропуска в РФ не сильно усложнит жизнь организаторам наркотрафика, – предполагает он. – Нет особой разницы – ну поставят мигранту печать, и что дальше? Конечно, россияне надеются, что получение вышеназванного документа, сопровождающееся многочисленными проверками, как-то поможет им отслеживать поставщиков наркотиков. Однако, чтобы вести действительно эффективную борьбу с этим видом преступлений, нужна совместная работа того же ФСКН с коллегами из стран ЦА и Афганистана. К примеру, можно было бы наладить контакты с тем же контингентом в ИРА и, получив соответствующий мандат, заняться уничтожением лабораторий по производству героина и прочих веществ. Согласованная работа на территории, где изготавливаются наркотики, принесла бы больше пользы.
Заметили высказывание про Евросоюз? Оно вам ничего не напоминает? Да-да, именно то самое, что говорилось про ВТО. Россия торгуется с Западом, радея за благополучие своей бюрократ-буржуазии.
Она пугала ВТО Таможенным союзом, а, вступив, резко перестала пиарить своё детище. Теперь, видимо, пришла очередь ЕЭП как инструмента для проникновения в Еврозону. Здесь, конечно, стоит выбирать выражения, так как есть и африканские страны, ставшие членами ВТО. Между тем, ЕС – задача посерьезней!
...Не по теме, но есть и ещё одно возможное доказательство кремлёвского торга. Политолог Марс Сариев, например, высказал мысль о том, что Россия может даже дать добро на сохранение ЦТП «Манас», договорившись с США о том, что те не станут размещать систему ПРО в Венгрии.
После всего вышесказанного трудно не согласиться с гендиректором Центра по изучению процессов на постсоветском пространстве при МГУ Алексеем Власовым, сказавшим, что граждане Кыргызстана «романтично настроены» в восприятии «большого евразийского экономического проекта».
И действительно, мы продолжаем надеяться. Ждём, когда нам создадут условия для развития, и мы тогда заживём! Кому на фоне этих радужных перспектив есть дело до того, что в 2012 году импорт увеличился на 1 млрд. 144,9 млн. долларов, достигнув таким образом отметки в 5 млрд. 373 млн. «вечнозелёных». Зато ситуация с экспортом демонстрирует обратную тенденцию. Сравнивая показатели 2011-го и 2012-го, эксперты ГТС выяснили, что вывоз товаров снизился на 14% (т.е. на 293,6 млн. долларов).
…Всё-таки прав Жванецкий: «Не для вас это всё. Не для того – чтоб включали, для того – чтоб делали».
Виктор Волгин