Министерство энергетики и промышленности совместно с экспертами Совета обороны выявило семь коррупционных зон в энергетике



Как сообщает пресс-служба Минэнергопрома, было выработано 53 конкретных мероприятия по их устранению.

1. Руководящий состав энергокомпаний.

При формировании кадрового состава компаний существует возможность прохождения отдельных лиц, не обладающих должной квалификацией. Необходимо назначать руководителей строго по конкурсу на основании квалификационных требований с обязательной защитой программ их деятельности.

2. Реализация электроэнергии на внутреннем рынке.

Существуют десятки способов хищения электроэнергии потребителями в сговоре с сотрудниками энергокомпаний. Предлагается внести в Уголовный кодекс КР нормы, ужесточающие ответственность за хищение электроэнергии, а также ряд иных мер (вынос, учет, ежемесячные балансы, материальная ответственность, совместные рейды, выдача технических условий, защищенные пломбы и др.).

3. Закупка товаров, работ и услуг.

В системе госзакупок имеют место факты лоббирования интересов отдельных участников тендерных торгов. В целях устранения этого необходимо создать в энергокомпаниях службы экономической безопасности по проверке участников тендера и сотрудников закупающей организации на аффилированность, а также принять меры по процедуре формирования и организации работы тендерных комиссий (включение независимых членов, раздельные этапы рассмотрения технических и финансовых предложений, оглашение состава за 3 дня до торгов и т. д.).

4. Ремонтные работы.

При проведении ремонтных работ подрядным способом есть возможность сговора между работниками энергокомпаний и подрядчиком в части завышения фактически выполненного объема работ. Необходимо комиссионно определять причины и статус аварийности ремонтных работ, проводить отдельный тендер на дефектацию, обеспечить приемку выполненных работ рабочей комиссией, создать специализированное ремонтное госпредприятие, утвердить нормативную базу (расценок).




5. Лицензирование и тарифообразование.

Выдача лицензий для оптовых покупателей-перепродавцов электроэнергии, не имеющих в собственности оборудования и инфраструктуры, и установление для них тарифов иногда осуществлялись в ущерб интересам государства. В этом направлении необходимо внести изменения в положение о лицензировании, утвердить методику тарифообразования и создать независимый регулятор.

6. Экспорт электроэнергии.

При экспорте электроэнергии следует исключить аффилированность отдельных малых ГЭС и посредников. В этой связи предлагается разработать и утвердить положение об экспорте электроэнергии, а также запретить вырабатывающим компаниям экспортировать электроэнергию через посреднические фирмы.

7. Обеспечение углем.

Из-за отсутствия стандартов и технических условий на уголь конкретного месторождения между поставщиками и потребителями угольной продукции присутствуют элементы коррупционного сговора. Для решения данной проблемы предлагается создать центральную аккредитованную лабораторию по определению качественных характеристик угля с республиканским статусом, а также разработать и утвердить технические условия и стандарты качества углей, правительственным решением определять объемы отечественных углей, поставляемых на ТЭЦ Бишкека, и цену на них через антимонопольный орган.

URL: http://www.vb.kg/256806