Майрам Акаева: "Премьер Джумагулов - сволочь, Роза Отунбаева - ее ложная власть стояла на народной крови, детских слезах..."



Бишкек "АиФ". Наш соотечественник Женишбек Эдигеев с 2009 года живет в Швейцарии. Однажды, прогуливаясь по парку в Женеве, он случайно столкнулся с Майрам Акаевой. Будучи журналистом, он не смог пройти мимо и задал бывшей первой леди Кыргызстана несколько вопросов. Русская версия ИА "24.kg" публикует интервью с супругой экс-президента Аскара Акаева в сокращении.

- Вот этого озера 15 лет назад здесь не было. Бермет (старшая дочь Акаевых - прим. ИА "24.kg") в 1993 году обосновалась здесь, поэтому я эти места хорошо знаю, - начала она беседу.

Первое президентство было нелегким. Мы сделали много ошибок, после революции было особенно тяжело. Сейчас потихоньку приходим в себя.

Было много "крыс", которые, захватив власть, уничтожали страну. В силу характера всегда говорю правду в лицо. В прошлом году прошел памятный вечер, посвященный 75-летию кинорежиссера Толомуша Океева. Я тоже присутствовала на нем. Приехали люди из Кыргызстана. Вдруг рядом вижу Апаса Джумагулова (премьер-министр в бытность Аскара Акаева президентом - прим. ИА "24.kg"), он здоровается и протягивает мне руку. "Кто вы? - спросила. - Я вас не знаю". Сказала с отвращением. Вместо того чтобы пожать ему руку, я крепко сжала свою в кулак. После показа фильма он вышел на сцену. Говорил, что Бог даровал нам такого талантливого сына, как Толомуш Океев. Я, сидя в первом ряду, громко сказала: "А еще он даровал таких сволочей, как ты". Зал просто замер. Жалко, что тогда Аскар Акаевич не отреагировал на это.

Надеюсь, что народ примет и поймет мои откровенные ответы.

- Когда вы осознали, что стали первой леди страны, с чего начали, как несли эту ношу?

- Тогда никто не осознавал, насколько велика ответственность президента. Наши родители и родные, конечно, радовались за нас. После того как Аскар Акаевич стал президентом, мы еще 4 месяца жили на бульваре Эркиндик, в доме геологов. Потом у президента появились телохранители, спецмашины. Это было для нас непривычно. Что такое протокол? Что входит в мои обязанности? Как я должна одеваться, как вести себя? Первым делом прочитала книгу королевы Елизаветы II о Ненси Рейган, затем статьи, посвященные Раисе Горбачевой. Я целиком посвятила себя благотворительности. Тогда многие политики не поняли моих действий. Они говорили: "Майрам Акаева вмешивается в дела мужа, правит страной". Здесь надо учитывать и менталитет народа. До этого у нас не было понятия "первая леди". Поэтому, думаю, некоторые мои действия были поняты неправильно.

- Как вы оцениваете политическую ситуацию в стране в тот период, когда до 24 марта 2005 года оставались считанные дни? Чем конкретно вы были заняты?

- В феврале-марте 2005 года я прекрасно видела, как накаляется обстановка в обществе. Непреклонная оппозиция не смогла осуществить свои планы во время парламентских выборов в феврале, но была нацелена на захват власти. Они собрали легковерных, ведомых людей и использовали их как оружие. Этому действию была только одна альтернатива - применить против народа оружие. Тогда погибли бы люди. Подтверждение этому - события 2010 года.

25 марта в театре оперы и балета должен был пройти концерт известного скрипача из Германии, я готовила речь для выступления перед концертом. Поэтому накануне пропустила много событий, происходящих на улицах города. Даже не подозревала, что все настолько серьезно. Днем президентская охрана сообщила: "Срочно собирайтесь, мы должны покинуть Бишкек. Некоторое время вы пробудете на Иссык-Куле". Не было времени собраться с мыслями, прийти в себя. За короткое время меня, мою невестку Сайкал и внуков вывезли из резиденции. Сначала я не поняла, куда нас везут. Аскар Акаевич с двумя сыновьями оставался в Бишкеке.

- Последняя фраза президента "Не стреляйте в людей!", несомненно, спасла многих от гибели...

- ...Аскар Акаевич ушел не потому, что боялся за свою жизнь или безопасность своей семьи. Он ушел, чтобы не началась гражданская война, не погибли люди. Несомненно, его слова "Ни одна власть не стоит капли человеческой крови" войдут в историю. Во время событий в арабских странах ни один руководитель не покинул свой пост, не пролив кровь своих граждан.

- Можете ли вы теперь назвать доверенных людей Аскара Акаева, которые в то время занимали высокие посты и до конца были верны ему?

- Известный писатель Мар Байджиев сказал: "Акаев вел страну верным путем, но рядом с ним не было людей, преданных ему до конца, и это печально".

Николай Танаев, Болот Джанузаков, Кубанычбек Джумалиев, Бекболот Талгарбеков, Кубул Мамыркулов - это люди, которые с достоинством перенесли бакиевский режим и до конца поддерживали нас. В отличие от брата Аскар Сарыгулов был с нами до конца (Дастан Сарыгулов при Акаеве занимал многие высокие посты). Если не учитывать некоторые обиды, Осмонакун Ибраимов также был справедлив к нам. Мукан Алыкулов часто звонил нам, поддерживал и говорил: "Я не боюсь Бакиева".

- А что вас спасло по прибытии в Москву?

- Поверьте, вначале мы не жили, а выживали. В голове крутилась только одна мысль: как достойно противостоять этим испытаниям, как выстоять? В эти тяжелые времена руководство России оказало нам огромную поддержку, выделило резиденцию. В первый же день прибытия в Москву Аскар Акаевич получил приглашение работать в РНА и МГУ. Меня пригласили на пост вице-президента Международной творческой академии. Нас спасла работа.

- Воспитывал ли Аскар Акаевич своего преемника? Насколько этот вопрос был актуален? Или он собирался участвовать в следующих выборах?

- Аскар Акаевич решил не баллотироваться повторно. Бермет также поддержала его решение. Но были группировки, которые хотели, чтобы Аскар Акаев участвовал в выборах. Что касается преемника, Аскар Акаевич говорил: "У нас демократия, все должно быть в соответствии с Конституцией. Народ сам решит, кого выбирать, а я поддержу решение народа".

- А изгнание Курманбека Бакиева вы восприняли как божью кару?

- Когда Бакиев правил в полную силу, экс-премьер-министр Николай Танаев сказал мне: "Бакиева ждет ад, Гаагский трибунал". В народе говорят, что все плохое возвращается бумерангом. Бакиев пролил кровь. Власть захватили его же соратники. Президентскую библиотеку, где хранилась история народа, он отдал сыну под офис, а все документы тайно сжег. Что произошло спустя несколько лет? Сожгли родовое гнездо Бакиевых в Джалал-Абаде и его дом в Бишкеке. У нас не было недвижимости в столице, поэтому нам ничего не сделали. А теперь Максима Бакиева обвиняют в крупных преступлениях. На Бермет они заводили уголовное дело, взяли под домашний арест, а теперь и сын Бакиева оказался в наручниках. И это не кара божья, это параллели истории.

- Да. Военный суд Бишкекского гарнизона заочно приговорил Курманбека Бакиева к лишению свободы на 24 года, Жаныша Бакиева - к пожизненному заключению. Как вы относитесь к такому приговору?




- Пусть все плохое уйдет вместе с ними! Я всегда поражалась бесконечной жадности, жестокости, бескультурью семьи Бакиевых. Они получили свое наказание.

- Чем сейчас занимается Аскар Акаевич?

- Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу рассказать одну историю. В 1989 году, когда Аскар Акаевич еще не был президентом, он подарил мне путевку за 800 рублей - в Турцию, Сирию и Иорданию. "Зачем такие расходы, на что мы теперь будем жить?" - возмутилась я. Он ответил, что скоро эти деньги обесценятся и превратятся в обычную бумагу. Он предвидел это и поэтому уверенно ввел сом. Когда говорили, что все подорожает, даже хлеб, я считала про себя: если буханка хлеба стоит 20 тыйынов, она подорожает на 21-22 тыйына. Какой там! Цены поднялись в сто раз.

Этим я хотела сказать, что Аскар Акаевич своей прозорливостью до сих пор поражает экономистов.

- Еще вопрос. О регионе. Посещая Кыргызстан, президент Казахстана говорит: "Вы, кыргызы, уже 20 лет занимаетесь политикой, а мы - делом"...

- Вспомним 1990 год. Тогда Кыргызстан и Казахстан стояли на разных ступенях развития. Но до 2000 года, то есть до того как поднялись цены на нефть, не было заметно, чтобы казахи опередили в развитии Кыргызстан. По сравнению с казахами жизнь в наших селах была гораздо лучше, так как в нашей стране провели реформы, особенно денежно-финансовую. Затем, на их счастье, нефть подорожала, а, на наше горе, политическая элита пошла в атаку. Оппозиция препятствовала всем хорошим начинаниям в стране. Затем прошли две революции. Если бы в эти нелегкие времена казахи оказали нам поддержку, мы бы выкарабкались. Но они этого не сделали. За что я в обиде на Нураке.

- Какие ступени развития прошли отечественные СМИ и журналистика после развала СССР?

- Во времена СССР СМИ в прямом смысле были рабами, беспрекословно подчиняясь власти. Первый президент разорвал эти цепи рабства и дал им свободу. Наши мастера пера просто не знали, как ею пользоваться, не смогли ее оценить.

- Ныне покойный журналист Мелис Эшимканов - через газеты "Асаба" и "Агым" - был и врагом, и другом Аскара Акаева. Насколько вы смогли понять его сложный внутренний мир? Как воспринимали его высказывания?

- Талантливый журналист должен быть непреклонно справедливым, не входить ни в какие группировки. Он должен быть совестью народа. Какой журналист может отвечать этим критериям? Я не в курсе того, чтобы Аскар Акаевич дружил с покойным Эшимкановым. Соболезную его семье. Внутренний мир человека - большая загадка. Человек и сам не до конца его понимает. Было время, когда Мелис безосновательно критиковал Аскара Акаева. Но факт остается фактом: он через кого-то передавал мне, что выполнял чей-то заказ. Много раз злопыхатели натравливали на нас Мелиса, с наслаждением наблюдая за нашей перепалкой. Им пользовались. Думаю, что, барахтаясь в чужих низменных сетях, он и подорвал свое здоровье.

- Но ведь газеты "Асаба" и "Агым" в то время были очень популярны. А во время трагических событий в Аксы Николай Танаев признался: "Мы проиграли оппозиции информационную войну"...

- Тогда руководители пресс-службы считали, что мало кто поверит "Асабе". Оказывается, они так говорили в целях собственной безопасности. Они боялись выполнять свои обязанности, а самое главное - они были продажны, предоставляя противоречивую информацию. Николай Трофимович правильно подметил тот факт, что сплетни, распространяемые СМИ, пустили глубокие корни в народе. Не ошибусь, заметив, что революция в 2005 году - это результат информационной войны.

- Вы сами читали в то время газеты?

- Не все, конечно, но читала. Власть тогда наделила газеты полноправной свободой.

- Аскар Акаевич говорил, что революция 24 марта сделана руками США. Между вашей семьей и США до сих пор существует недопонимание?

- К организации революции приложил свою руку посол США в КР Стивен Янг. Таким образом он хотел показать себя своему государству, ждал похвалы, высоких чинов, повышения. В этой стране такая политика: если посол создает благоприятные условия, Вашингтон осыпает его дарами.

- Какие были отношения у посла и президента?

- Очень теплые. Он очень ценил Аскара Акаевича. Как-то он напросился посетить фонд "Мээрим". Я встретилась с ним. И спросила у него: "Есть ли в Кыргызстане демократия и что вы думаете о политической и экономической реформах, ваше мнение о нашем процветании?" Тогда он дал нам высокую оценку, сказав, что в Кыргызстане есть демократия, и мы развиваемся такими темпами, что можем послужить примером для других. В общем, не жалел красивых слов. Помню, 26 января 2005 года он позвал нас в гости. Через 4 дня, 30 января, в Интернете опубликовали его письмо, а также листовки с призывом к революции. Сообщалось, что выделенных на эти цели $34 миллионов недостаточно, надо еще. Как это можно понять?

- Почему, на ваш взгляд, президент Кыргызстана не понравился США?

- Это сложный вопрос. Они собственноручно уничтожили "островок демократии в Центральной Азии". Они знали, что Аскар Акаев ближе к России.

- Встречаете ли земляков на улицах Москвы?

- Да. Здороваюсь, спрашиваю, как дела. В 2006-2007 годах в Москве было очень много кыргызов, работающих дворниками. Сейчас их очень мало. Так как по сравнению с другими приезжими кыргызская молодежь более образованна. Многие поднимаются на ноги. И это меня радует.

- Первый президент страны дважды попросил прощения у своего народа. Это его политическое решение или душевная чистота?

- В нем нет фальши. Если он попросил прощения, значит, сделал это от всего сердца. Здесь нет политической подоплеки. Он незлопамятен. В этой жизни у него есть только 2-3 человека, которых он не смог простить. Это Бакиев, Ашыркулов и Отунбаева.

- Чем его разочаровала Роза Отунбаева? Ведь во главе революции в 2005 году стоял Курманбек Бакиев.

- В 2005 году Отунбаева была правой рукой Бакиева, автором переворота. В 2010-м Роза Исаковна выгнала Бакиева. Это было непросто. Но кто оспорит тот факт, что ее ложная власть стояла на народной крови, детских слезах?

P.S. По иронии судьбы, именно в тот день, когда я разговаривал с Майрам Акаевой, в Женеву прилетела экс-президент Роза Отунбаева. Она давала пресс-конференцию. Один из журналистов сказал: "Роза Отунбаева, я вас очень уважаю, верю, что вы станете преемницей Пан Ги Муна в ООН". В тот же день российские и европейские СМИ опубликовали статью, восхваляющую Аскара Акаева за то, что он предсказал день и месяц мирового экономического кризиса. Я тогда подумал, что хоть кыргызы и малочисленный народ, но и у нас есть люди мирового уровня, те, кто понимает и ценит наших соотечественников...

Источник - 24kg.org