12 ноября 2013 года президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал указ «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти»



В Кыргызстане сделаны первые шаги по борьбе с коррупцией, приняты соответствующие организационные меры, активизирована деятельность правоохранительных органов, начато обновление законодательной базы.

В обществе постепенно формируется понимание неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения. Привлечение к уголовной ответственности отдельных высших должностных лиц вселило в кыргызстанцев надежду на справедливость. Отмечается рост реального возмещения ущерба, нанесенного государству. За 9 месяцев 2013 года через систему государственного казначейства по результатам выявленных правоохранительными органами Кыргызстана фактов правонарушений различного характера в доход государственного бюджета поступило в качестве возмещения ущерба 621,8 млн. сомов, что в 2,3 раза больше, чем за весь 2012 год. По итогам 2012 года, Кыргызстан улучшил свои позиции по «Индексу восприятия коррупции» в рейтинге международной неправительственной организации Трансперенси Интернешнл со 164-го до 154-го места.

Однако первые позитивные сдвиги в борьбе с коррупцией не получили должного развития. Она по-прежнему серьезно затрудняет функционирование государственных органов, препятствует социальным преобразованиям и модернизации национальной экономики, вызывает в обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж страны на международной арене и является одной из главных угроз национальной безопасности Кыргызской Республики.

Практическая реализация антикоррупционной политики сталкивается с глубокими противоречиями внутри системы государственного управления и государственной службы. Коррупция стала системной, рационализированной. Сформировавшийся за два десятилетия негласный рынок государственных должностей привел к серьезным деформациям в системе подбора кадров. Для широкого круга должностных лиц основная суть государственной службы перестала заключаться в служении народу и, зачастую, она подчинена выполнению обязательств перед лицами, способствовавшими назначению на данную должность, а во многих случаях – примитивному обогащению.

Работа государственных органов по противодействию коррупции не имеет упреждающей направленности. Нередко, государственными, в том числе судебными органами, принимаются решения, которые дискредитируют всю систему государственного устройства. В деятельности правоохранительных органов преобладают элементы устаревших методов работы. Низким остается уровень координации деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции в центре и на местах. До настоящего времени не создан механизм координации антикоррупционных усилий государственных органов и институтов гражданского общества, предусмотренный Государственной стратегией антикоррупционной политики Кыргызской Республики.




Достижение целей Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы требует искоренения коррупции и причин, ее порождающих.

Важнейшее значение имеет задача повышения статуса предпринимательской деятельности и обеспечения ее преимуществ для тех, кто стремится к быстрому улучшению своего материального положения.

Особое беспокойство у народа Кыргызстана вызывают угрозы вмешательства узко групповых интересов отдельных политических сил в процесс принятия государственных решений. Политическая коррупция является одним из главных препятствий на пути разрушения сложившегося коррупционного порядка, а зоной поражения ее являются государственные интересы. Отмечается чрезмерная финансовая зависимость политических партий от коммерческих и финансовых групп, что особенно остро проявляется при формировании списков кандидатов для участия в выборах, а также при назначениях на руководящие государственные должности. В итоге возникает опасность дискредитации продекларированных политическими партиями идеологических и политических целей.

Существенным препятствием на пути развития страны является системная коррупция, обусловленная коррупционным построением системы функций и полномочий государственных органов и их должностных лиц. Основные причины системной коррупции экспертное сообщество видит в многофункциональности государственных органов, которая предусматривает концентрацию в одном органе функций по разработке политики, ее реализации и контролю принятых решений.

Наиболее проблемные коррупционные схемы сложились в судебной, правоохранительной, финансовой, регистрационной, энергетической и образовательной системах. Профессиональные исследователи говорят о «маркетизации правоохранительных органов», «продаже правосудия» и отмечают возникновение особой «бизнес-группы» с криминальным оттенком среди органов и лиц, участвующих в судопроизводстве и осуществлении уголовного преследования. Эксперты считают, что «продажа» учебных мест, оценок и дипломов в системе образования во многом способствовала тому, что только 5–10 % студентов после окончания высшего образовательного учреждения оцениваются как компетентные специалисты.

Системные недостатки государственной и муниципальной службы, правоохранительных органов и судов не могут быть преодолены только бюрократическими средствами. Привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией выдвигается в число первоочередных и приоритетных задач государства.

Права, свободы и законные интересы человека и гражданина должны служить главным ориентиром деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и судов по противодействию коррупции и, в целом, в борьбе против преступности