Китай и Кыргызстан отложили на неопределенный срок подписание проекта соглашения о строительстве железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан



Об этом стало известно по итогам государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина в КР. В списке подписанных документов в рамках визита не было проекта соглашения о строительстве указанной железной дороги, несмотря на то что стороны не раз заявляли о значимости реализации данного проекта.

Между тем первый вице-премьер-министр Джоомарт Оторбаев рассказал "ВБ", что в рамках визита данный вопрос обсуждался, причем на высоком уровне.

"В настоящее время разрабатывается бизнес-модель строительства железной дороги. Это очень масштабный проект, поэтому требуется время", - сказал он.

Но тем не менее вице-премьер уклонился от ответа на вопрос "ВБ", по какой причине отложили подписание проекта соглашения и когда ожидается завершить бизнес-модель железной дороги.

Однако ряд экспертов полагает, что основной причиной послужила категоричная позиция российской стороны в отношении строительства железной дороги.

По предположению российских экспертов, Китаю строительство дороги нужно для обеспечения собственной безопасности с западной стороны, что может сказаться и на безопасности России.

"Угрозу представляет выбранный строителями стандарт железнодорожной колеи. Из двух вариантов – европейского и российского – Китай добился того, что дорога будет иметь европейскую ширину колеи – 1 435 мм. И это ставит под угрозу безопасность, в частности, Сибири, Поволжья и Урала", - полагают они.

Тем временем Узбекистан поддерживает реализацию проектов строительства железной дороги по маршруту Китай - Кыргызстан - Узбекистан.




Напомним, в правительстве ранее говорили, что строительство данной железной дороги окупит себя за 10 лет. Кроме того, на этапе возведения ожидается создание 20 тыс. новых рабочих мест, а при эксплуатации планируется трудоустроить 2,7 тыс.

По прогнозам правительства, объем грузоперевозок по железной дороге может возрасти до 15 млн тонн в год, а рост пассажирских - до 250 тыс. человек.

В проекте предусмотрено строительство пяти разъездов, 48 тоннелей общей протяженностью 48,9 км, 95 мостов общей протяженностью 20,9 км с максимальной высотой 50 м. Также планируется строительство перевалочной станции, на которой будет осуществляться перестановка вагонов с колеи шириной в 1 520 мм на колею шириной в 1 435 мм.

Премьер-министр КР Жанторо Сатыбалдиев призвал страны ШОС финансировать железную дорогу Китай - Узбекистан на саммите в декабре 2012 года. Эксперты же настроены скептически относительно этого проекта. Автор книги "Строительство транскыргызской железной дороги Чуй - Фергана" Кубат Рахимов в интервью "ВБ" назвал проект геополитическим мифом и "прогибом" властей Кыргызстана перед Китаем, президент Института общественной политики Муратбек Иманалиев считает, что данное строительство проталкивает правительство КР. Эксперт Института стран СНГ Григорий Михайлов напомнил, что в проекте китайской железной дороги нашли ряд несоответствий, в частности, остается открытым вопрос финансирования.

URL: http://www.vb.kg/243186