Президент Алмазбек Атамбаев направил в Жогорку Кенеш возражение к Закону о залоге



Бишкек АИФ. "Настоящим возвращаю Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" по следующим основаниям.

В целом поддерживаю цель закона, направленную на отмену внесудебного порядка взыскания на залоговое имущество физического лица в случае, если это имущество является единственным жильем физического лица, принадлежащим ему на праве собственности.

Вместе с тем считаю нецелесообразным введение законом дополнения в статью 68 Закона Кыргызской Республики "О залоге", обязывающего залогодержателя принимать меры по привлечению независимого оценщика для определения рыночной цены предмета залога на момент его реализации и согласовывать с залогодателем кандидатуру независимого оценщика и стоимость его услуг.

В действующем законодательстве предусмотрены механизмы защиты залогодателя в случае реализации залога. Согласно статье 393 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, между сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, одним из которых является стоимость, по которой заложенное имущество может быть реализовано. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О залоге" (статья 63) при судебном порядке обращения взыскания на залог суд должен определить способ реализации залога, начальную продажную цену залога на основе заключения независимого оценщика (в случае спора) и другие обстоятельства. Внесудебный порядок обращения взыскания на залог, как это предусмотрено в Законе Кыргызской Республики "О залоге", осуществляется на основании соглашения между залогодержателем и залогодателем о порядке обращения взыскания во внесудебном порядке, в котором оговаривается способ реализации залога. Кроме того, Законом Кыргызской Республики "О залоге" определяется (статья 69), что залогодатель вправе обратиться в суд с ходатайством о возмещении залогодержателем убытков, если докажет, что обоснованная рыночная стоимость заложенного имущества во время реализации по взысканию превышала продажную стоимость.




Предлагаемое законом дополнение, обязывающее залогодержателя согласовывать с залогодателем кандидатуру независимого оценщика, дает основание залогодателю отказывать в даче согласия на представленные кандидатуры независимого оценщика и тем самым препятствовать исполнению прав залогодержателя. При этом не раскрывается механизм дальнейших действий залогодержателя на случай несогласия залогодателя, то есть в процедуру совершения оценки и реализации залога изначально закладывается фактор неопределенности.

Таким образом предлагаемое дополнение может отрицательно сказаться на уровне доступности кредитов для населения, так как финансово-кредитные учреждения будут вынуждены проводить консервативную политику кредитования ввиду несения неоправданных временных и денежных затрат, включая невосстанавливаемые расходы на создание резервов на потенциальные потери и убытки по кредитам. Также необходимо учитывать отсутствие независимых оценщиков в сельской местности и некоторых регионах, что является дополнительным препятствием для исполнения закона.

Учитывая необходимость поддержания баланса прав залогодателя и залогодержателя, принимая во внимание международный опыт, можно было бы рассмотреть вопрос о введении обязательных торгов для внесудебного порядка обращения взыскания на залог в случае несогласия залогодателя с ценой залога, установленной для его реализации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 64 и частью 2 статьи 81 Конституции Кыргызской Республики, возвращаю Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" (в Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики "О залоге"), принятый Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 20 июня 2013 года, для выработки согласованного варианта".

URL: http://www.vb.kg/238655