Беспорядки на Украине обернулись первыми человеческими жертвами



Силовое противостояние в Киеве, начавшееся в воскресенье, 19 мая, и продолжающееся по сей день, отодвинуло все остальные вопросы, прежде занимавшие украинцев, на задний план. Более того, масштабная потасовка в самом центре столицы, пожалуй, впервые в новейшей истории страны привела к человеческим жертвам; при этом число пострадавших, по разным оценкам, колеблется от пары сотен до полутора тысяч.

Дни мирной «оранжевой революции» окончательно ушли в прошлое в тот момент, когда власть продемонстрировала, что готова отстаивать свои интересы, не стесняясь в средствах. Правда, в Белоруссии или России, в сторону которых, по мнению украинской оппозиции, движется президент Виктор Янукович, действия силовиков, судя по опыту прошлых лет, были бы куда жестче.

Непреклонность, с которой действует украинское руководство, привела к тому, что Запад, похоже, всерьез вознамерился объявить бойкот Януковичу и людям из его команды. В среду, 22 января, стало известно, что посольство США на Украине отозвало визы нескольким украинским гражданам, которых связывают с применением силы на улице Грушевского — именно на протяжении последних дней радикалы из числа оппозиционеров забрасывают булыжниками спецназовцев, а те в ответ распыляют газ, используют резиновые пули и светошумовые гранаты.

Свое недовольство позицией украинских властей в связи с многодневным мордобоем высказали и послы некоторых европейских стран, в частности, Великобритании и Германии. Президент Польши Бронислав Коморовский заявил, что не видит больше смысла разговаривать с Януковичем. «Как по мне, сейчас нет больше смысла, потому что все, что должно было быть сказано, уже было сказано», — считает Коморовский. «Майдан сегодня уже не отождествляется с оппозицией, — считает польский президент. — Кажется, что наступает явление эмансипации Майдана, людей, полных нетерпения, очень измученных ситуацией, которые требуют от оппозиции и власти ряда действий».




И правда: складывается впечатление, что триумвират украинских оппозиционных лидеров в составе Арсения Яценюка, Олега Тягнибока и Виталия Кличко полностью утратил контроль над ситуацией. Все, чем занимаются эти политики (они, в основном, повторяют заученные речи), вызывает отторжение у наиболее активной части протестующих; то есть у тех, кто сегодня хоть сколь-нибудь серьезно воспринимается действующей властью. К эмоциональной риторике оппозиционеров Янукович и его команда уже привыкли, а вот реальное, физическое сопротивление властям, кажется, стало для украинского руководства полной неожиданностью.

Лидер националистической «Свободы» Олег Тягнибок накануне анонсировал первое заседание народного совета. Оно должно состояться вечером в среду. С него начнется формирование «народного правительства», альтернативного органа власти, который, по замыслу оппозиционеров, должен составить конкуренцию крайне непопулярному кабинету министров Николая Азарова. Ничего нового, в принципе, для украинцев не происходит — в 2000 году, например, в стране некоторое время функционировали два парламента (тогда часть депутатов покинула Верховную Раду и проводила свои заседания в Украинском доме на Европейской площади). В 2007-м на Украине вполне себе уживались два генеральных прокурора.

На этот раз, правда, планы у противников власти намного серьезнее — Виталий Кличко на днях объявил о внеочередных выборах президента. Но если оппозиция действительно решила сменить руководство страны, то ей придется поддержать радикальное крыло протестующих. А кроме того, делегировать наиболее рейтинговых представителей в регионы вместо того, чтобы проводить время на Майдане. Украинская власть, очевидно, все больше свыкается с мыслью, что те, кто противостоят ей на улице Грушевского, и те, кто выступают с речами на Майдане — две абсолютно разные силы; а по отдельности справиться с ними не составит труда.