Вместо ремонта Киев продал Хорватии истребители, собранные из хлама



Вместо ремонта Киев продал Хорватии истребители, собранные из хламаВ начале февраля украинские оборонные предприятия пожаловались на недобросовестную конкуренцию со стороны России, которая якобы пытается выдавить «незалежную» с рынка ремонта и модернизации советских вооружений, оказывая давление на потенциальных клиентов. По иронии судьбы через несколько дней после этого всплыли подробности о том, как именно украинские предприятия ремонтируют эту технику.

5 февраля хорватская газета Jutarnji list со ссылкой на осведомленные источники сообщила, что Министерство обороны страны потребовало от Украины заменить некачественно отремонтированные истребители МиГ-21 новыми самолетами. Речь идет о замене как минимум четырех машин — самолетов 131, 132, 134 и 135, которые были приобретены Хорватией у Украины в рамках капитального ремонта и закупки боевых эскадрилий.




Хотя официальную ноту Загреб направил Киеву только на прошлой неделе, сам скандал с «фальшивыми» МиГами разгорелся еще в 2016 году. Тогда выяснилось, что из 12-ти машин, переданных «Укрспецэкспортом» в 2014 году, большинство непригодны к полетам.

По договору о ремонте истребителей они должны были прослужить десять лет — до 2023 года, но уже к 2016-му ВВС Хорватии признало их неисправными и непригодными для использования. Отказывали бортовые навигационные системы, протекали топливные баки, текло масло, были обнаружены трещины в планере. Один из последних полетов едва не окончился катастрофой, но пилотам чудом удалось посадить машину.

Президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович обвинила в заключении контракта предыдущую власть и потребовала расследовать, на каких именно условиях его подписали. В марте 2016 хорватская военная полиция начала следствие и выяснила, что пять купленных самолетов оказались старыми машинами, бывшими на вооружении ВВС Болгарии до 1998 года, хотя по документам это были истребители, ранее принадлежавшие ВВС Йемена.