Непоставка Мистралей России обойдется Франции в 20 миллиардов долларов



В конце января в послании к конгрессу США президент Барак Обама заявил: "Сегодня Америка продолжает оставаться сильной и единой, как и наши союзники, в то время как Россия изолирована, а ее экономика разорвана в клочья". Было смешно, правда... И вот на дворе март, а новости для союзников, которые "сильны и едины" все более и более неприятны. Франция из-за общей волны антироссийских санкций Европы и США отказалась выполнять условия контракта по Мистралям. А в результате французы скорее всего потеряют контракт с Индией на сумму примерно в 20 млрд. долларов.
Самая известная и авторитетная газета Индии Times of India опубликовала материал, где приводятся сведения о том, что контракт на поставку 126 французских истребителей Rafale забуксовал. То что Индии "расхотелось" покупать самолеты у французов сразу же после срыва Францией сделки с Россией по Мистралям конечно не совпадение. И хотя открыто индийцы не говорят о том, что больше не доверяют французским поставщикам, все и так понятно.Times of India сообщает, что армия Индии решила вложить средства в более дорогой, но и более выгодный для индийцев контракт с Россией. Заметим, что издание традиционно имеет хорошо информированные источники в правящих кругах страны и в армии. А потому, если СМИ пишет о том, что шансы на контракт с Россией на сумму 25 млрд. долларов резко увеличились, значит так оно и есть. В конце концов, именно российские МИГи испугали Обаму во время военного парада, который он посетил в конце прошлого года, во время визита в Индию.
Примерно такая же ситуация в связи с санкциями уже была, правда в другом ракурсе. В самый разгар санкционных войн в 2014 году западные эксперты и аналитики предрекали, что в России может наступить кризис с технологиями в области добычи углеводородов, особенно в освоении Арктики. Ведь одной из позиций в санкциях был запрет на поставку технологий и оборудования для нефтегазовой промышленности. Однако никакого кризиса не случилось и Россия стала больше использовать технологии и оборудование Сингапура. Кто выиграл этот раунд понятно: русские продолжили добычу, а западные партнеры остались без русского рубля, конвертированного в валюту. Однако мы не об этом... .



Вернемся к контракту, который сейчас обсуждается с корпорацией Сухой и его отличию от буксующего контракта с французами. Во-первых, стоимость контракта называется выше, чем предполагалась в случае сотрудничества с Францией и покупки истребителя Рафали: в русские истребители Индия готова вложить не 20, а уже 25 млдр. долларов. Кроме того, контракт индийцы намерены заключать прагматичный: с одной стороны ускорить поставку вооружения, чтобы компенсировать резкое сокращение действующих истребителей, в другой - купить технологию. В этом случае первая партия истребителей будет импортирована из России, а последняя - создана уже в Индии по программе передачи технологий.
Подобные условия никак не могут быть сравнимы с тем, что индийцам предлагала Франция. Либо французам придется продавать истребитель существенно дешевле, либо отдавать вооружение вместе с технологией (а это значит, что сделка будет последней, имея технологию Индия соберет истребители и сама), либо - забыть о заказе стоимостью 20 млрд. долларов.
Случилось то, о чем французов многократно предупреждали: доверия поставщику оружия, который отказался поставить оплаченное вооружение, нет. В то же время не надо сбрасывать со счетов тот факт, что Россия и Индия имеют богатый опыт сотрудничества: вооружения Индии более, чем на 70 процентов состоят из техники, произведенной в СССР или России. Безусловно, отличный результат антироссийских санкций: французский прогиб под американцев может принести России контракт на 25 млрд. долларов и долгосрочное сотрудничество с Индией – то есть способствовать еще большему укреплению связей между странами БРИКС.
И в завершение остается отметить лишь то, что от срыва сделки по Мистралям Россия пострадала меньше всего. Во-первых, задачи по военному присутствию на американском континенте можно решить и без покупки французских вертолетоносцев для операций Тихоокеанского флота на дальнем расстоянии. Например, достигнуты предварительные договоренности о размещении российских военных баз в Венесуэле, Аргентине, в Никарагуа и на Кубе. И ни для одной из них вертолетоносцы не особо нужны: на Кубе еще в советское время была база военной разведки, в Венесуэле предполагается базирование дальней авиации, а в Никарагуа - военно-морская база.