Сегодня: 21.05.2019
Новым премьер-министром Кыргызстана стал Мухаммедкалый Абылгазиев              Главные события 2017 года в мире              Сооронбай Жээнбеков официально вступил в должность президента Кыргызстана              Дастан Джумабеков избран спикером Жогорку Кенеша              Премьер-министр Кыргызстана принял решение расторгнуть договор с чешской компанией Liglass Trading              Правительство Кыргызстана отзовет из судов все иски против компании «Кумтор»              Премьер-министр России Д. Медведев одобрил единовременное списание Россией долга по кредитам Кыргызстана в размере $240 миллионов              Команда "Азия MIX" победила в финале Высшей лиги КВН              В Кыргызстане отложили всеобщее налоговое декларирование до 2020 года              Бишкекский городской кенеш постановил считать Днем города Бишкек 29 апреля              Президент подписал Закон КР об объявлении 7 апреля праздничным нерабочим днем              Нурсултан Назарбаев на президентских выборах набрал 97,75% голосов избирателей             



Европа рискует остаться без газа в 2020 году ("Свободная пресса", Россия)

Европа рискует остаться без газа в 2020 году ("Свободная пресса", Россия)Премьер-министр Дмитрий Медведев снова озвучил условия для сохранения транзита через Украину.

«Мы готовы сохранить транзит газа через украинскую ГТС и после 2019 года. Конечно, при соблюдении определённых условий. Мы также о них уже не раз говорили. Если коротко, это урегулирование отношений между заинтересованными компаниями, выгодные экономические и коммерческие параметры сделки, а также стабильная политическая обстановка», — сказал Медведев в интервью изданию Luxemburger Wort.

Премьер напомнил, что газопровод «Северный поток-2», который должен быть введен в эксплуатацию уже в конце этого-начале следующего года, закроет лишь часть необходимых Евросоюзу объемов. В то же время, этот маршрут будет более стабильным и дешевым по сравнению с украинским и позволит снизить транзитные риски.

Ранее министр энергетики Александр Новак рассказал, что сейчас прокачка газа через Украину обходится в два раза дороже других маршрутов. Тариф на прокачку по этому направлению в 2−2,5 раза выше, чем, например, по «Северному потоку» или трубе «Ямал — Европа».

Напомним, что контракт на прокачку газа через территорию Украины истекает уже в конце этого года. Проблема в том, что даже введение «Северного потока-2» и «Турецкого потока» в эксплуатацию к этому сроку не закроет весь европейский импорт газа. В лучшем случае, «Газпром» сможет поставлять только объемы по контракту, но о любых сверхобъемах, которые регулярно дозаказывают европейские потребители, придется забыть. Еще хуже, по оценкам экспертов, что запустить «СП-2» в эти сроки может не получиться из-за проволочек со строительством немецкой наземной инфраструктуры. Да и с «Турецким потоком», точнее, с его европейской ниткой, вопрос пока окончательно не решен. Не исключено, что в 2020 году через территорию Украины придется прокачать 50−60 млрд. кубометров газа. Меньше, чем 86,7 млрд. кубов в 2018 году, но тоже немало.

В то же время, переговоры с Украиной пока не приносят особых успехов. И это при том, что руководство «Нафтогаза» продолжает нагнетать страсти. Так, глава компании Андрей Коболев в начале марта заявил, что запуск «Северного потока-2» грозит полным прекращением транзита через Украину, и несет не просто экономическую, но и военную угрозу.

«Мы потеряем весь транзит. Весь. Потому что есть еще „Турецкий поток“, который построят и с большой вероятностью запустят до конца 2019 года. Он теоретически может забрать более 30 млрд. кубометров. Также 55 млрд. кубометров с территории Украины может забрать „Северный поток-2“. Если их составить, это близко к нынешнему объему транзита через территорию Украины», — сказал Коболев.
Эксперты слова Коболева оценивают, как чисто политическое заявление и нежелание реально договариваться о прокачке газа с Москвой. Например, украинский аналитик Валентин Землянский считает, что объемы транзита даже с 2021 по 2024 год могут варьироваться от 40 до 20 млрд. кубометров. Остальные мощности придется законсервировать, чтобы не тратить средства на их подержание в рабочем состоянии.

Кстати, 40 миллиардов — это объем, который необходим для безубыточности работы украинской ГТС. Цифру в 30−40 млрд. называл и министр экономики Германии Петер Альтмайер прошлым летом.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков также пояснял «СП», что к 1 января 2020 года европейцы не успеют построить свои участки, и ни «Северный поток-2», ни вторая нитка «Турецкого потока» не будут работать на полную мощность. По «Турецкому потому», в лучшем случае, к 2020 году газ будет подаваться (около 8 млрд. кубов) в Болгарию и Сербию, по «СП-2» — примерно половина от запланированных 55 млрд. кубов. Отсюда те же 30−40 млрд. кубометров прокачки через Украину. Но уже к 2021 году все газопроводы будут достроены, и вот тут уже все будет зависеть от того, сумеет ли Киев договориться с «Газпромом» о транзите.
Но, судя по всему, украинские власти пока к диалогу не готовы. Даже переговоры трехсторонней группы при участии представителей ЕС особых результатов не принесли. Осложняют переговоры и судебные тяжбы между «Газпромом» и «Нафтогазом». Неслучайно Дмитрий Медведев сказал, что одно из условий продолжения транзита — «урегулирование отношений между заинтересованными компаниями».

В Швеции рассматривается апелляция «Газпрома» на решение Стокгольмского арбитража, присудившего Украине 4,56 млрд долл. за нарушение им условия «качай или плати», но отменившего аналогичное условие «бери или плати» для «Нафтогаза». Российская компания настаивает на «нулевом варианте» решения спора, когда стороны снимают взаимные финансовые претензии (а Украина тоже должна 2 млрд. за уже полученный газ), но Киев от денег отказываться не собирается. Более того, предпринимает попытки, часто успешные, арестовывать имущество «Газпрома» в разных странах во исполнение вердикта.
Кроме того, «Нафтогаз» подал еще один иск на 12 миллиардов долларов в качестве компенсации за потерю транзита. Эксперты оценивают вероятность победы не слишком высоко, с другой стороны, и решение Стокгольмского арбитража по «качай или плати» мало кто предвидел.

Еще одно трудновыполнимое условие, о котором говорил Дмитрий Медведев, — «стабильная политическая обстановка». Видимо, в этих словах сквозит надежда на то, что после президентских выборов в конце марта новый глава Украины будет более договороспособным. Однако, похоже, что у действующего президента Петра Порошенко есть все шансы удержаться в кресле. По последним опросам лидирует в президентской гонке комик Владимир Зеленский, а вот Порошенко внезапно вырвался на второе место, опередив Юлию Тимошенко. Аналитики считают, что если во второй тур выйдут Зеленский и Порошенко, у нынешнего главы государства намного больше шансов на победу.
В таком случае, судьба транзитных переговоров останется еще более смутной. Как считает Землянский, Европа может осуществлять транзит «явочным порядком» под контролем представителей Еврокомиссии, все-таки, украинские власти понимают, что лишатся поддержки ЕС, если оставят тех без газа, да еще и зимой. Но пока Киев намеревается выторговать себя условия получше, надеясь, что европейцы надавят на Москву, а может, даже пригрозят ей новыми санкциями, если она не пойдет на уступки Киеву.

Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин считает, что высока вероятность того, что стороны вообще не договорятся до конца года. В этом случае придется заключить временное соглашение при участии европейцев, чтобы продолжать качать газ в ЕС.



0 комментариев















Информация



Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Наши партнеры: