Nabucco: Тень рассеялась – "Газпром" остался



Бишкек АИФ. Россия дождалась – проект Nabucco, похоже, провалился. Теперь, даже если новый маршрут поставок азербайджанского газа в ЕС найдут быстро, Москва все равно опередит Баку со своим "Южным потоком". А это значит, Европе придется смириться с газовым могуществом РФ.

После десятилетнего лоббирования проекта Nabucco Европейский Союз, вероятно, готов от него отказаться. Учитывая количество миллионов, потраченных им на подготовку и оценку альтернативного российскому проекта транспортировки азербайджанского газа в Европу, поражение Брюсселя очевидно. Но, что поделать: в Баку решили, что строительство менее помпезных газопроводов – Трансадриатического (ТАР) или Nabucco West – и дешевле, и быстрее, а участники Nabucco стали выходить из него один за другим.

По неофициальным данным, Азербайджан и его партнеры все же склоняются к проекту ТАР – в соответствующий консорциум входят немецкая компания E.On и норвежская Statoil. К ТАР подключена и Италия, поскольку газопровод должен пройти через территории Турции, Греции и Албании с терминалом в Италии. Собственно и Азербайджан, и транзитные Грузия с Турцией в накладе не останутся – будь то ТАР, или NabuccoWest.

США, активно продвигавшие Nabucco в пику России, сейчас вроде бы занимают нейтральную позицию. Евросоюз, стараясь сохранить лицо, тоже не заявляет о своих предпочтениях: ведь оба проекта ориентированы на диверсификацию поставок газа либо на юг Европы, либо в ее центральную часть.

А вот для России провал Nabucco довольно приятная и важная новость – ведь она уже начала строить газопровод "Южный поток" с выходом на Турцию и далее в Европу. И даже если вопрос строительства ТАР или NabuccoWest будет решен быстро, Россия все равно значительно опередит Азербайджан с поставками в Европу по "Южному потоку".

Но, с учетом того, что разведанные запасы природного газа в Азербайджане составляют порядка 2, 3 триллиона кубометров, а спрос на энергоносители в мире постоянно растет, Баку в ближайшее время все равно станет одним из немаловажных игроков на мировом энергетическом рынке.

Как бы то ни было, теперь для поставок азербайджанского газа в Европу в рамках проекта TANAP на турецкой территории придется строить трубопровод протяженностью в 2 тысячи километров и пропускной способностью в 16 миллиардов кубометров газа с перспективой его доведения до 25 миллиардов кубометров. Инвесторам это удовольствие обойдется в 7 – 8 миллиардов долларов.

В настоящее время 20% в TANAP принадлежит турецким компаниям BOTAS и TPAO, азербайджанская SOCAR оставила за собой 80% участия. Впрочем, партнеры последней в проекте разработки азербайджанского газового месторождения "Шах-Дениз" получат от SOCAR свои доли. По предварительной информации, к Statoil и BP отойдет по 12%, а к Total – 5%.

Надо сказать, что, несмотря на затянувшиеся игры Евросоюза вокруг Nabucco, и, в целом, вокруг ослабления энергетической зависимости Европы от России, это сообщество подписало с Россией Дорожную карту энергетического и, в частности, газового сотрудничества до 2050 года. Документ весьма обширен и ориентирован, в итоге, на создание единого энергетического пространства на взаимовыгодных условиях.




Возникает вопрос – для чего тогда Европа и США устроили столь длительную и дорогостоящую пляску вокруг Nabucco, главным предназначением которого было ослабление позиций России как основного экспортера газа в Европу? И почему этот проект вообще не состоялся, то есть, отчего не сработала отрицательная мотивация его реализации?

Скорее всего, именно в силу этой самой отрицательной мотивации, приведшей, вопреки задуманному, к противоположному эффекту. То есть, европейские страны и крупные консорциумы решили радикально не портить отношения с Россией, которой принадлежит едва ли не четверть мировых запасов газа.

Вероятно также, особую роль в провале Nabucco сыграла Турция, которой интересен не столько транзит газа в Европу по своей территории, сколько удовлетворение собственных потребностей в этом топливе, составляющем 40 миллиардов кубометров — то есть больше, чем способен пропустить Nabucco. Понятно, что без России такой аппетит туркам утолить практически невозможно. Так стоит ли с ней ссориться? Западные аналитики открыто заявляют, что именно Турция "окончательно похоронила" Nabucco – и не в последнюю очередь потому, что ее отношения с Евросоюзом портятся. Словом, как всегда: говорим — газ, подразумеваем – политика.

Кстати, функционирование трубопровода "Северный поток", по которому российский природный газ поступает в Германию, только подтверждает этот постулат. Ведь против его строительства больше по политическим, нежели экономическим мотивам, выступали многие европейские страны. А тут еще и "Южный поток", и отказ от проекта Nabucco. То есть, все говорит в пользу того, что в ближайшее десятилетие Россия сохранит за собой газовую гегемонию – важнейший инструмент политического, экономического и финансового давления.

Строго говоря, и это подчеркивают многие иностранные эксперты, Nabucco был задуман в большей степени как проект, призванный продемонстрировать политическое единство Европы в противовес российской нефтегазовой империи. Но — не получилось. Хотя не факт, что Nabucco с течением времени может быть если не калькирован, то реанимирован в несколько ином виде. Например, при участии Ирана, способного внести довольно значительную долю в заполнение трубы.

Но время это настанет тогда, когда мотивацией столь дорогостоящих проектов будет их стабильная экономическая, а не изменчивая политическая целесообразность.

Видимо, перспектива эта не столь близка, и "Газпром" надолго и прочно закрепился в Европе. А это означает, что он выбрал правильную стратегию и тактику, построив "Северный поток" при колоссальном противодействии этому проекту немалой части Европы, и не побоявшись строить "Южный поток" в надвигавшейся тени Nabucco. Тень рассеялась, "Газпром" остался.

Ирина Джорбенадзе
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/exussr/2013/06/05/1137252.html